Контрольная работа по предмету"История государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по предмету"История государства и права".

Файлы: 1 файл

Итоговый контроль.docx

— 72.74 Кб (Скачать)

Итоговый контроль. Теоретическая  часть 1.

Задание 1

Назовите формы правления российским государством за изученный период и  соответствующие им типы государственного управления.

Ответ

До февральской революции Россия была абсолютной монархией. Абсолютная монархия -это разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. В результате революции монархия пала. Царя Николая II убедили отречься от престола в пользу своего брата Михаила, но тот не захотел принять бразды правления. В результате власть перешла к Временному правительству.1 (14) сентября 1917 года по декрету главы Временного правительства Александра Керенского Российская империя была преобразована в Российскую республику.

Задание 2

Сравните имущественный, социальный и правовой статус крестьянства в XIV—XVI вв. и XVII—XIX вв. (общее и различия). Укажите, какие категории частновладельческих крестьян можно выделить в каждом периоде.

Ответ: 
В Древней Руси крестьянами называли всё население, вне зависимости от его занятий. Как один из основных классов российского населения, главным занятием которого является земледелие, крестьянство оформилось в России к XIV — XV веку. В XVI — XVII веке распространилась крепостная зависимость крестьян от землевладельцев-помещиков. С конца XVIII века и особенно после ликвидации системы крепостничества в 1861 году крепостные крестьяне постепенно разделились. С одной стороны, появились крестьяне-предприниматели, а с другой шёл процесс массового обнищания беднейших крестьян. Ещё раньше начался процесс расслоения лично свободных чёрных крестьян.  
После 1861 года крестьяне остались беднейшим сословием России, по-прежнему страдая от безземелья. С конца XIX века сложилась надельная система землевладения, при которой наделом владела крестьянская община. Надельная земля не подлежала ни продаже, ни дарению, ни закладу. Наделы у разных крестьянских хозяйств были разными по размеру, помещичьи наделы и наделы в крепких кулацких хозяйствах были больше. Будучи связаны круговой порукой за выполнение повинностей, крестьяне законно, по суду, могли подвергаться телесным и иным наказаниям. Значение надельного землевладения снизилось с началом столыпинской реформы, когда крестьяне получили право свободно выходить из общины и без ограничений получать в собственность надельную землю. 
Российское крестьянство изначально было свободным. В Древней Руси IX — XV веков крестьянствовали пашенные крестьяне и смерды. С XI — XII века смерды стали попадать в зависимость от землевладельцев. С конца XV века понятие «смерд» потеряло свой социальный смысл и осталось в лексиконе помещиков и чиновников со значением уничижительности, как презрительное обозначение крепостного крестьянина. В XVI веке оформилась категория владельческих крестьян, называемых иначе крепостными или помещичьими. 
С XI века существовала в России и такая категория крестьянского сословия, как монастырские крестьяне. В 1764 году все они были переведены в категорию экономических крестьян, а немного позднее отнесены к категории крестьян государственных.  
Владельческие, или крепостные, или помещичьи крестьяне жили в вотчинах и поместьях, находясь под властью помещика и выплачивая ему ренту, а государству повинности. До конца XVI века владельческие крестьяне пользовались правом ухода («отказа», «выхода») от землевладельца один раз в год. С 1597 года указом правительства был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, что фактически означало жёсткое прикрепление их к земле владельца. Уложением 1649 года был введён бессрочный сыск. В XVIII веке положение владельческих крестьян ещё более ухудшилось — безземельных крестьян всё чаще продавали, а неугодных помещики имели право сослать в Сибирь. В 1859 году общая численность владельческих крестьян мужского и женского пола составляла около 23 миллионов человек.  

Задание 3

Опишите социальную структуру общества, которая сложилась в Российской империи к концу XIX в. Какими правами и обязанностями обладал каждый из описанных вами социальных слоев?

Ответ:

Сословная структура общества Русского государства в этот период претерпела некоторые изменения, связанные  с усилением разложения крепостнического строя и формированием капиталистических  отношений. Однако, по-прежнему, население  делилось на 4 сословия:

  • Дворянство;
  • Духовенство;
  • Крестьянство;
  • Городское население.

Правовое  положение дворянства было привилегированное, оно считалось «оградой престола». Оно пользовалось привилегиями, представленным «Жалованной грамотой дворянству» 1785 г. С развитием капитализма дворянству были предоставлены дополнительные права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. В XIX в. доступ в дворянское сословие затрудняется. Государство стремилось усилить позиции крупных землевладельцев. Манифест от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» установил порядок избрания на общественные должности. Избирались только дворяне, имевшие не менее 100 душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин земли.

Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения –майораты, не подлежащие дроблению и переходящие по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, и с 1798 г. лиц не дворянского происхождения к офицерскому званию не представляли.

Правовое  положение духовенства постепенно меняется. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. – их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года – от постоя. Духовенство начали разделять на черное (монашество) и белое (приходское).

Вместе  с тем, сокращалось число лиц  духовного звания, пользующихся привилегиями: не имеющие штатных мест должны были избрать себе «род жизни»; дети священнослужителей обязывались Указом 1828 г. избрать себе гражданскую или военную службу, а кто не сделал этого в течение года, записывался в одно из податных сословий.

Постепенно  осуществлялся перевод приходского  духовенства на государственное  содержание, а награжденные из его  числа орденами получали наследственные дворянские права.

Крепостные  крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных, удельных (принадлежащих царской фамилии). Александр I осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов. Так, в 1803 г. вышел указ «О вольных хлебопашцах», предоставлявший помещикам право освобождать своих крестьян с землей за выкуп по договоренности сторон. В 1816–1819 гг. освобождены за выкуп крестьяне прибалтийских губерний (Эстляндии, Лифляндии, Курляндии), фактически в этих землях ликвидировалось крепостное право.

Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать  фабрики и заводы. Развитие капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового положения крестьян.

Указ  от 12 декабря 1801 г. представлял право  купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам [2, с. 82].

Земля делалась, таким образом, объектом свободного гражданского оборота. Дворянскую землю  стали приобретать и бывшие крепостные. Среди дворянства появились просвещенные кружки, в которых сознавали необходимость освобождения крестьян. Однако широкая масса дворянства, разумеется, была против каких-либо реформ крепостного права.

Один  за другим учреждались секретные  комитеты по крестьянскому вопросу. И деятельность этих комитетов, протекавшая  в самой непроницаемой тайне, кончалась ничем или почти  ничем.

Не  сладив с крестьянским вопросом, Александр I, а затем и Николай I обратили свой взор на ту группу крестьян, которая принадлежала казне и носила название государственных.

Обширная  категория государственных крестьян не была однородна. На севере, в старинных  «поморских уездах» это были так называемые «черносошные крестьяне». Здесь не развилось помещичьего землевладения. Этот край был всегда безопасен от внешнего нападения, его не от кого было оборонять.

Черносошные крестьяне были относительно свободны, а земля принадлежала им на праве владения. Этим крестьянам было запрещено отчуждать землю в руки лиц, не несших тягло перед государством, передавать землю многочисленным на севере монастырям.

Совершенно  иное положение было у государственных  крестьян юга России. В состав этой группы вошли, прежде всего, военные элементы: «однодворцы», «старых служб служилые люди», из которых в XVII в. формировался контингент солдатских, драгунских, рейтарских полков и т.д. Их селили на южных границах целыми группами, наделяя небольшими участками пашни, в поселениях возникли порядки сельской общины.

С учреждением регулярной армии  при Петре I эти крестьяне перестали  быть нужны как служилые люди и  были обложены наравне с другими  крестьянами подушной податью и  причислены к категории государственных  крестьян.

На  востоке в состав этой группы вошли  разного рода инородцы и масса  сибирских крестьян, по положению  своему ничем не отличавшихся от черносошных  крестьян поморских уездов.

Категория государственных крестьян заметно  увеличили крестьяне церковных  земель, отобранных Екатериной II у монастырей в 1764 г., так называемые «экономические» крестьяне.

Всего по VIII ревизии (1833 г.) государственных  крестьян насчитывалось 7 649 000 душ мужского пола, что составляло 1/3 всего сельского населения России. Их юридическое положение было противоречиво. Свод законов признавал их «свободным сельским сословием». Они обладали гражданскими правами. Дети государственных крестьян могли поступать в высшие учебные заведения. На них смотрели как на свободных людей, но в то же время видели в них крепостных государства, которое и могло ими распоряжаться по произволу.

Высшей  инстанцией, где сосредоточивалось  управление государственными крестьянами, был Департамент государственных  имуществ в Министерстве финансов. Департамент не пользовался никакой  самостоятельностью, а Министерство финансов интересовал лишь сбор податей  с крестьян. Впоследствии было образовано Министерство государственных имуществ (1837 г.), а в каждой губернии учреждались  особые палаты государственных имуществ, находившиеся под общим надзором губернаторов.

В 1816 г. начался процесс перевода государственных  крестьян на положение военных поселенцев. Около 400 тыс. человек должны были заниматься одновременно и сельским хозяйством, сдавая 1/2 урожая государству, и нести военную службу. Вся жизнь этих «крестьян-воителей» регламентировалась Воинским уставом.

Задание 4

Представьте себя в роли купца или  торговца, который несколько раз  побывал в нашей стране — в XI, XV, XVI, XVIII вв. и в XIX в. Опишите, каким образом делилось наше государство с точки зрения административно-территориального устройства. Как осуществлялось управление на местах?

Ответ:

 Административно-территориальное деление – это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Стабильность административного устройства – одно из свидетельств социально-экономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть административно-территориальное устройство России, его особенности и тенденции развития.

Государственный строй любой страны характеризуется формой правления  и формой административно-территориального устройства. Необходимость определённым образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определённого порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, районы, губернии, уезды и т. д., а  также создать на этих территориальных  образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные  образования и свои органы власти и управления. Разумеется, государство  – это не сумма его территориальных  образований, но без этой структуры  государство функционировать не может. Выделяют несколько видов  административно-территориального устройства государства. Основные из них – унитарная  и федеративная формы государственного устройства.

Формирование единого централизованного  государства потребовало организации  и введения единой системы управления его отдельными территориями, или  установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что  этот процесс осуществлялся как  бы с чистого листа. Россия располагала  исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система  управления не подвергалась ломке без  серьезных на то оснований.

Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался  историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные  единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Как  правило, в качестве административного  центра уезда выступал город (т. е. город-пункт  в отличие от вышеупомянутого  города-области). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная  организация возникла, как считается, из крестьянской общины. Центром волости  являлось, как правило, село (крупный  сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых  случаях стан вытеснял волостное  деление.

Стан – место пребывания должностных  лиц феодальной администрации, где  взималась дань и осуществлялся суд над окрестным населением. Учреждение таких станов, по преданию, записанному в XI в., относится ко времени правления княгини Ольги (середина X в.). Первоначально представители феодальной власти появлялись на станах периодически, в сроки уплаты населением повинностей. В XIV-XV вв. станом стали именовать и территорию, подсудную этим представителям княжеской власти, и стан превратился в административно-территориальную единицу. Станы как территориальные единицы просуществовали в России до начала XX века.

Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого  и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей  рекрутских наборов страна подразделялась на разряды. Позднее старая система  деления перестала отвечать новым  потребностям. Административной основой  для упорядочения рекрутских наборов  послужило новое губернское устройство.

В 1708 г. Петр I учредил восемь губерний, что также решало задачи налогообложения  и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии - Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено – провинции.

Информация о работе Контрольная работа по предмету"История государства и права"