Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:59, контрольная работа
Каждая империя может рассматриваться с внешней и внутренней стороны своей организации. Что касается внешней стороны, то создание империи - это способ закрепления территории за какой-либо из держав. Цель его состоит в том, чтобы оградить данную территорию от бесконтрольного проникновения на нее конкурирующих держав, то есть прочного закрепить за собой. Каким способом такое положение достигается - с этой внешней точки зрения безразлично. Территория может объявляться входящей в состав империи, то есть своей государственной территорией. Это одна из крайних возможностей. Другой крайней возможностью является сохранение на территории ее собственной государственной структуры, однако подконтрольной метрополии. И то, и другое при удачной организации способно оградить данную страну от посягательств конкурентов.
1.Вхождение нерусских народов в Российское государство……………2
2.Александр I: Исторический портрет……………………………………8
2.1.Внутренняя политика Александра I…………………………………..8
2.2.Внешняя политика императора………………………………………11
3.Эпоха великих российских реформ……………………………………14
Список литературы…………………………
2.2.Внешняя политика императора
Западноевропейское направление
Придя к власти, Александр попытался
проводить свою внешнюю политику
как бы с «чистого листа». Новое
русское правительство
Значительно уступая по численности
французами, русские войска вынуждены
были отступать, сдерживая врага
арьергардными воями. На подступах
к Москве у села Бородино Кутузов
дал французам генеральное
Чтобы сохранить и пополнить русскую армию, Кутузов оставил Москву, при этом закрыв Наполеону пути к богатым продовольствием южным районам России. Также против французских войск развернулась широкая народная партизанская война. Русская армия перешла в контрнаступление. Французы, вынужденные отступать, несли огромные потери и терпели поражение за поражением. Голод во французских войсках и жестокие морозы способствовали окончательному поражению армии Наполеона. После переправы через реку Березину отступление жалких остатков французской армии превратилось в беспорядочное бегство. Победа русских была полной. Вернувшись из России в Париж, Наполеон быстро создал новую армию и начал вновь военные операции в Европе.. После ряда сражений война закончилась кровопролитной "битвой народов" у Лейпцига в Саксонии. Главная тяжесть легла на русских, потерявших в этой битве 22 тысячи убитыми. Наполеон потерпел полное поражение.
Восточный вопрос в царствование Александра.
Географическим ареалом восточного вопроса являлись Ближний Восток, Балканы, Средний Восток, к которому прилегал и Кавказ». В 1801 году к России была присоединена Восточная Грузия, а в 1803 году признали вассальную зависимость от России Мегрелия и Имеретия.
18 декабря 1806 года, в период
второй русско-французской
3.Эпоха великих российских реформ
Единого определения данному
понятию нет. Можно лишь сказать,
что это время великих
1. 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право - главная реформа
Реформа, отменившая крепостное право. Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости. Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу. Помещик терял право наказывать крестьян, они становились юридическими лицами, т. е. могли покупать землю, недвижимость, заключать сделки, открывать предприятия. Однако крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности. Кроме того, крестьяне получали пашенные наделы по довольно сложной схеме, что тоже существенно ограничивало их передвижение. За два года должны были быть составлены уставные грамоты - соглашения между помещиками и крестьянами, оговаривавшие условия выкупа. После этого в течение 49 лет крестьяне становились «временнообязанными» и должны были выплатить помещику выкуп. Лишь после этого наделы становились собственностью крестьян. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности.
Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку.
2. Судебная реформа 1864 г.
20 ноября 1864 г. была проведена судебная реформа. Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов. Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией.
В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания по приговорам судов. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Однако сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
3. Реформа образования и печати (1863-1865)
Наряду с государственными
и церковно-приходскими
В классических гимназиях делался упор
на гуманитарные предметы (в том числе
древние языки) и велась подготовка к поступлению
в университет. В реальных гимназиях главными
были точные и естественные предметы.
Их выпускники могли поступать лишь в
технические вузы. В 1858 г. были созданы женские
гимназии, а в 70-х годах стали появляться
организованные на частные средства высшие
женские курсы с университетской программой.
В конце 70-х годов женщин стали допускать
в университеты в качестве вольных слушательниц,
но поступать туда им было запрещено.
В 1863 г. издан новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую свободу и самоуправление. Летом 1864 г. введен «Устав гимназий и прогимназий». Реформа народного просвещения провозглашала принцип общего и всесословного образования. В 1865 г. согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий.
4. Городская реформа
Начали разрабатывать в 1861 г. Ее проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение», по которому в городах создавались Городская дума (законодательный орган) и Городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении. Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью - все остальные. Городской голова (избирался Городской думой на 4 года) утверждался губернатором или министром внутренних дел, они же могли приостанавливать решения Городской думы.
5. Реформа финансов
В 1860 г. был создан Государственный банк для проведения выкупных расчетов между помещиками и крестьянами. В 1862 г. единственным распорядителем казенных средств стало Министерство финансов, которое самостоятельно планировало государственный бюджет и совместно с Государственным советом утверждало сметы отдельных ведомств. Для контроля над средствами в 1864 г. был реформирован Государственный контроль, который теперь не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности расходования бюджетных средств. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде. Прямые налоги частично заменялись косвенными.
6. Земская реформа 1864 г.
1 января 1864 г. были учреждены земства (всесословные органы в уездах и губерниях), в компетенцию которых входили: местное хозяйство, распределение государственных податей, устройство школ, больниц, приютов, содержание тюрем и путей сообщения. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы. Распорядительные органы - «собрания гласных» (депутатов) - занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы - «земские управы» - занимались исполнением решений распорядительного сектора. Финансирование на выполнение постановлений было смешанным: 80% средств поступало от государства, остальное - за счет местных налогов (самофинансирование). Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия - депутаты от землевладельцев - состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости (стоимостью от 15 тыс. руб.) Вторая курия - депутаты от городов - объединяла собственников промышленных и торговых заведений (годовой оборот не менее 6 тыс. руб.). Выборы по третьей курии депутаты от крестьян - бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года. Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства.
В конце 70-х гг. земства были введены только в 35 из 59 российских губерний. В дальнейшем, на протяжении 1870-1880 гг. компетенция земств постепенно урезалась, а состав становился все более дворянским. Но, несмотря на множество недостатков, работа земств способствовала формированию гражданского сознания, решению части местных проблем образования и здравоохранения.
7. Военная реформа
Началась в 1857 г. с ликвидации системы военных поселений и сокращения срока службы нижних чинов (с 25 до 10 лет). В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями, а в течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страна была разделена на 15 военных округов с целью более оперативного руководства войсками. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. В 1864-1867 гг. численность армии сократилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.
Список литературы
Информация о работе Контрольная работа по «Отечественная история»