Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:11, реферат

Краткое описание

Рассмотрены вопросы:
1. Времена Ивана Грозного и их отражение в исторической литературе
2. Организация, структура и значение опричнины
3. Историческая обреченность опричнины
В истории России царствование Ивана Грозного является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства, по масштабам сравнимой разве что с деяниями Петра Первого – как по крупным положительным событиям, так и по суровости и «кровавости». Думается, это сходство не случайно: и в том, и в другом случае появление царя-реформатора было ответом на исторические вызовы времени.
Но если основным эпитетом Петра всё-таки было и осталось «Великий», то Иван был прозван именно «Грозным», и еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков его личность была не только исторической, но и психологической проблемой. Некоторые историки поневоле задавали себе вопрос: если учесть все деяния Ивана Грозного, можно ли его признать человеком психически нормальным. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV - Грозного как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной. По мнению Карамзина, «этот монарх являлся одним из наиболее видных собирателей Российского государства» »1, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей

Файлы: 1 файл

1911_Опричнина и ее отражение в исторической литературе.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      В опричники отбираются преданные, готовые  беспрекословно повиноваться приближенные царя из княжеско-боярской аристократии, наемники-иноземцы. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия - метла и собачья голова, чтобы «выметать и выгрызать измену» [2].

      На  содержание опричного двора, Иван выделил из своего государства до 20 городов с уездами и несколько отдельных волостей, в которых земли розданы были опричникам, а прежние землевладельцы выведены были из своих вотчин и поместий и получали земли в неопричных уездах. Остальная часть государства получила название земщины. Все центральные правительственные учреждения, оставшиеся в земщине, приказы, должны были действовать по-прежнему, «управу чинить по старине», обращаясь по всяким важным земским делам в думу земских бояр, которая правила земщиной, докладывая государю только о военных и важнейших земских делах. Так все государство разделялось на земщину и опричнину: во главе второй непосредственно встал сам царь, не отказываясь и от верховного руководительства думой земских бояр. [9].

      Учреждая  опричнину, Иван IV выговорил себе право  казнить бояр без суда и следствия, что и было одним из средств укрепления абсолютной власти. [2].

      Так началось устроение опричнины. Прежде всего, сам царь, как первый опричник, поторопился переехать в Александрову слободу и приказал своим опричным боярам и дворянам ставить себе в Александровской слободе дворы, где им предстояло жить, а также здания правительственных мест, предназначенных для управления опричниной [6].

      С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Массовые казни, террор натолкнулся на сопротивление бояр, многие из которых пострадали,  их имущество было разграблено и разорено а земли отошли к опричнине, вызвал недовольство духовенства. В 1556 г. на Земском соборе довольно весомо было высказано недовольно опричниной. Против опричнины выступил митрополит Филипп, низложенный и сосланный в Тверской Отроч монастырь и задушенный там одним из самых одиозных опричников Скуратовым-Бельским (Малютой).

      Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Тогда-то, во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов и задушил в тверском монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Были опустошены города Клин, Тверь, Торжок на пути к Новгороду, разорены многочисленные селения [8]. Новгород был осажден в течении 40 дней, выжжен и разграблен, а население в значительной мере истреблено. Считается, что число жертв в Новгороде,  при населении не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч [7].

      В какой-то мере опричнина послужила  укреплению централизованного государства, устранению остатков местничества и в определенном смысле – уничтожению предательства среди бояр и князей. Однако многолетние разорение страны, истребление ее населения привели к значительному ослаблению экономического положения страны. Упали поступления в казну, ухудшилось положение России в Ливонской войне  Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль [6]. Все это привело к тому, что в 1572 году царь Иван отменил опричнину и под страхом смерти запретил даже упоминать о ней.

      Размежевание  страны на Земщину и Опричнину, междоусобицы и кровопролитие сопровождавшееся беспримерными жестокостями ослабили, разорили страну едва оправившуюся от трехсотлетнего опустошения Ордой и постоянных междоусобиц. Было истреблено и разграблено множество боярских семей, часто древнего рода с устойчивыми нравственными традициями, представителей духовенства - носителей грамотности и духовных ценностей средневековой Руси, множество трудящегося, ремесленного люда. В одном только Новгороде по различным источникам было истреблено от 15 до 60 тысяч человек [2].

      Однако  и у опричнины был свой смысл.

      Прежде  всего, подлинной причиной создания опричнины были столкновения между государем и боярством. Источником этих столкновений было противоречие в самом политическом строе Московского государства [5]. Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, однако был правительственный класс (боярство) с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с властью царя. Наконец бояре возомнили себя властными советниками Государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника, согласно с древнерусским правом пожаловал их, как дворовых слуг своих, в звание холопов государевых. В этих условиях ни боярство не умело устроиться и устроить государственный порядок без государевой власти, ни государь не знал, как без боярского содействия управиться со своим царством в его новых пределах. Обе стороны не могли ни ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга. Выходом из затруднительного положения Иаван Грозный и видел опричнину как политическую цель [5].

      Вместе  с тем, с учетом того, в каких обстоятельствах она была создана и против кого - опричнина прежде всего явилась учреждением, которое должно было ограждать безопасность царя и его приближенных. Ей указана была цель: истребить «крамолу», преимущественно в боярской среде. Опричнина получила функции политической полиции, и в этой функции опричнина получила себе особую форму и знаки различия. [7].

      И наконец – во время войны или смуты опричники исполняли функции «особого отряда», бросаемого на ответственные участки в Ливонской войне или в походе на Новгород [1].

      Но  кроме того опричнина царя Ивана была первое дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание опричнины, а также царского двора [2].

      Отметим и то, что царь Иван смотрел на учрежденную им опричнину, как на свое частное владение, на особый двор или удел, который он выделил из состава государства и даже распорядился им в наследстве: он предназначал после себя земщину старшему своему сыну (как царю), а опричнину – младшему (как удельному князю) [5].

      Как видим, создание опричнины преследовало определенные цели, и в некоторых  вопросах она была своеобразным прогрессивным явлением для своего времени. Однако множество одиозных страниц опричнины связано так или иначе с ее противоречивым характером.

 

Историческая обреченность опричнины (вместо заключения)

 

      Основная  причина неудач опричнины была заложена в ее коренных противоречиях. Ведь хотя опричнина была создана в ответ на  противостояние между царем и боярством, но это противоречия не снимала. Ведь вместо того чтобы действовать против политического положения боярства как класса, царь поступил прямо наоборот: заподозрив всё боярство в измене, поодиночке уничтожал заподозренных, но оставил боярство как класс во главе земского управления. Хотя в действительности политическая сила боярства и помимо опричнины была подорвана условиями, прямо или косвенно созданными московским «собиранием Руси»: ограничением местничества, созданием единой системы законов и т.п.[8].

      Современники  изображают опричнину как социальную усобицу. “Воздвигнул царь крамолу междоусобную, одних людей на других напустил, одних опричными назвал, своими собственными учинил, а прочих земщиною наименовал и заповедал своей части другую часть насиловать” [10]. Другой современник изображает опричнину какой-то непонятной политической игрой царя: в земщине быть государем, а в опричнине остаться вотчинником, удельным князем [10].

      Современники  не могли уяснить себе этого политического  двуличия, но они поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию; оберегая государя, подрывала экономические основы государства. Да, разделение страны пагубно сказалось прежде всего на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей ряда исконно русских земель [4].

 

Список использованной литературы:

 

 

    1. Альшиц  Д. Н., «Начало самодержавия в России», М., 1991г.
    2. Головатенко А., «История России; спорные проблемы», М., Школа-Пресс, 1994г.
    3. Зимин А. А., «Реформы Ивана Грозного», М., 1982г.
    4. Исторический архив, М., 1956г.
    5. Карамзин Н. М., «История государства Российского», Калуга, 1993г.
    6. Карамзин Н. М., «Предания веков», М., Правда, 1908г.
    7. Ключевский В. О., «Исторические портреты», М., 1991 год.
    8. Ключевский В. О., «Краткое пособие по русской истории», М., Мысль, 1993г.
    9. Ключевский В.О., «Русская история», М., 1992г.
    10. Костомаров Н. И., «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», т. 1, М., Феникс, 1997г.
    11. Платонов С. Ф., «Учебник русской истории», М., 1992 год.
    12. Платонов С.Ф., «Полный курс лекций по русской истории», М., 1996г.
    13. Платонов С.Ф., Очерки. - М., 1992г.
    14. Псковская летопись, вып.1., М., 1941г.
    15. Скрынников Р. Г. «Далекий век».
    16. Скрынников Р.Г., «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный», Смоленск, Русич, 1996г.
    17. Смирнов И.И., «Очерки политической истории Русского государства 30-50 годов XVI века», М., Л., 1958г.
    18. Соловьев С. М., «Учебная книга по русской истории», М., Освещение.
    19. Толстой М.В., «История русской церкви», С-Пб монастырь, 1991г.
    20. Шмидт С. О., «Становление российского самодержавства», М., 1973г.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"