Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

1. методы и источники изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории
2. типы цивилизаций. Место России в мировом сообществе

Файлы: 1 файл

Отечественная история семинар 1.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Методологию формационного  подхода рано отвергать. Задача состоит как в ее модернизации, так и в сопряжении с цивилизационным подходом. Наметившаяся тенденция по принципу "или-или", формационный или цивилизационный подход, по сути, отвергает принцип соответствия, согласно которому старая теория не отрицается полностью, поскольку она обязательно чему-то соответствует в теории новой, представляет ее частный случай.   

Каждый из рассматриваемых  подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Так, цивилизационный  подход сам по себе не может объяснить  причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.    

Возникшая в  исторической науке и обществознании проблема может быть решена через  целеустремленное исследование и нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое может быть плодотворно приложено и к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономи-ческих и культурных условиях. 

2. типы цивилизаций.  Место России в мировом сообществе

типы  цивилизаций

Первый тип - природные сообщества, графически можно изобразить в виде замкнутого круга, поскольку никакого развития там не происходит. Это сообщества людей, живущих в гармонии и тесной связи с природой, большую роль в них играют вожди и жрецы, безраздельно господствует мифологическое мировоззрение. К нему относятся индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки, народности крайнего Севера.

Второй тип  развития - восточный или циклический  графически можно выразить в виде пружины. Медленно, на протяжении 200-300 лет, но развитие все же происходит, изменения накапливаются, общество долго готовится к качественному скачку, наконец, стихийный бунт масс - и вновь размеренная и относительно спокойная жизнь. На примере Китая можно выделить следующие стадии, которые в совокупности составили цикл:

Все страны относятся к таким государствам. Время здесь делится на три ступени: прошлое, настоящее и будущее, но представление о времени имеет и свои особенности. Время земное и небесное текут как бы одновременно. Общественное сознание восточных народов носит харизматичекий характер, они подчиняются божественному, действительность воспринимают сквозь призмы веры. Главное - сосредоточенность на духовном. Правители таких обществ обожествлялись. Именно здесь, на Востоке родился непререкаемый тип власти - восточные деспотии, отношения подданства и слепого повиновения, раболепия и покорности.

Такие общества построены на принципах коллективизма, личные интересы подчинены общим  и понятие частной собственности, рынка отсутствуют.

Такие общества очень устойчивы, так как человек  чувствует себя свободным в духовной сфере и реализует себя именно в этой области. Но реальные социально-экономические условия там обычно тяжелы, отчего периодически происходят стихийные бунты с тем, чтобы возвратиться к справедливому прошлому «золотому веку».

Третий, последний  тип прогрессивного развития часто называют еще западным. Графически его можно изобразить либо в виде круто поднимающейся прямой, либо спиралью, устремленной ввысь. Прогрессивный тип развития характерен для Древней Греции и Древнего Рима, государств майя и ацтеков, стран современной Европы, США, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Их жителей отличают рациональное мышление, протестантизм, ярко выраженный индивидуализм, преобладание личного над общественным и коллективным. 
 

С выходом  на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью определения своего места в современном мире. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влияние на ее место и роль в мировом сообществе.

Россия - самое  крупное по территории и седьмое  по численности населения государство  в мире. Находясь на перекрестке  Европы и Азии, она занимает благоприятную  геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-технический потенциал. Все это объективно определяет влиятельное ее положение в современном мире.

В то же время  с распадом СССР перед Россией  возникло немало сложных проблем. Занимая  около 80% территории бывшего Советского Союза, Российская Федерация насчитывает немногим более 50% его населения. Она оказалась отделенной от Европы новыми государствами, бывшими советскими республиками, потеряла ряд стратегически важных портов на Балтике и Черном море, у нее стало меньше непосредственных выходов к морям. Эти геополитические изменения существенно усложняют решение внешнеполитических задач российского государства.

Постсоветское геополитическое пространство- особая зона в системе международных отношений, которой присущи подвижность, незавершенность процессов, обусловленных сложным сочетанием национальных и региональных факторов. Институционализация этого нового геополитического пространства проходила непросто, принимая порой противоречивый характер.

Первоначально Содружество независимых государств (СНГ) рассматривалось многими политиками как временное образование, а  не как основа для новой интеграции. Действительно, в первое время после  распада СССР преобладали дезинтеграционные  процессы. Явно несостоятельными оказались планы создания эффективного межгосударственного объединения с единой валютой, прозрачными внутренними границами, скоординированной налоговой и таможенной политикой, совместным контролем внешних рубежей и т.д. Каждое государство СНГ стремилось самостоятельно войти в мировое сообщество, добиваясь западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом на всем постсоветском пространстве множились противоречия и конфликты, связанные с дележом имущества и долгов, выводом войск, уточнением, государственных границ, принадлежности территорий и т.д.

Несмотря  на определенные сдвиги в отношениях России и странами «ближнего зарубежья», здесь и сегодня сохраняется  немало проблем. По-прежнему актуальной внешнеполитической проблемой остается защита прав 25 млн. этнических русских оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах. Особую остроту этот вопрос приобрел в странах Балтии, в которых принят целый ряд дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения. Не снята угроза дестабилизации обстановки в Северо-Кавказском и Закавказском регионах. Высокий конфликтный потенциал сохраняется в Центрально-Азиатском регионе, где действуют радикально настроенные исламистские группировки. К этому необходимо добавить и тлеющий приднестровский конфликт. Все это существенно тормозит развитие процессов в направлении реинтеграции постсоветского пространства, его превращения в самостоятельную подсистему международных отношений.

Не просто складывались отношения России и со странами «дальнего зарубежья». После распада СССР и окончания «холодной войны» российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Западом и, в первую очередь, с США. Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают. Затрагивало безопасность России расширение военно-политического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ.

На этом пути России удалось добиться определенных результатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегодных встречах «большой семерки» (теперь «восьмерки») - ведущих мировых держав, координирующих свою политику. Россия была принята в такие авторитетные международные организации, как «Парижский клуб кредиторов» и «Лондонский клуб», занимающиеся урегулированием вопросов внешней задолженности. Стала Россия и членом Совета Европы консультативной политической организации, координирующей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны природы, туризма и т.д.

По мнению аналитиков и экспертов, многое в  настоящее время будет зависеть от того, сумеет ли Россия решить свои внутренние проблемы, прежде всего  экономические. Именно экономика страны сегодня становится ключевым фактором национальной стратегии выживания, главным показателем эффективности того или иного курса в мировой политике.  

Основные понятия:

Мировая экономическая система - это совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями.

Глобализация мира - объективный процесс, обусловленный растущей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется не только и не столько в обострении глобальных проблем современности, сколько в том, что достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом.

Глобальные проблемы современности- это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества.

Глобальные социально-политические проблемы - охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности.

Глобальные социально-экономические проблемы– связаны с проблемами экономической отсталости, демографической проблемой и продовольственной проблемой.

Глобальные социально-экологические проблемы- связаны с растущей опасностью разрушения природной среды обитания человека.

Глобальные социально-гуманитарные проблемы - охватывают круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к Человеку: материальная и духовная необеспеченность жизни; нарушение прав и свобод личности; физическое и психическое нездоровье человека; горе и страдание от войн и насилия и др.

Постсоветское геополитическое пространство- особая зона в системе международных отношений, которой присущи подвижность, незавершенность процессов, обусловленных сложным сочетанием национальных и региональных факторов.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"