Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:55, контрольная работа
Предки славян являются коренным населением Центральной и Восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии.
19 феврали 1861г., в шестую годовщину
своего вступления на престол, Александр
II подписал Манифест об отмене крепостного
права и “Положение о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости”. Бывшие
крепостные получали личную свободу и
большинство общегражданских прав (заключать
сделки, открывать торговые и промышленные
заведения, переходить в другие сословия).
Сохранялись общинное землевладение,
регулярные переделы земли между крестьянами,
круговая порука в отбывании повинностей.
Наделы земли передавались не лично крестьянам,
а всей крестьянской общине. Поскольку
земля считалась дворянской собственностью,
крестьяне, получая надел, должны были
выплачивать за него выкуп. Выкуп приравнивался
к сумме, которая, будучи положена в банк
под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный
дореформенному оброку. Таким образом,
помещику стремились компенсировать потерю
не только земли, но и крепостного труда.
Выкуп осуществлялся при посредничестве
государства. Крестьяне платили непосредственно
помещику только 20-
25% стоимости земли. Государство
брало на себя обязательство сразу выдавать
помещикам 75-80% выкупной суммы, а крестьяне
потом должны были возвратить долг государству
с процентами. Формально помещик мог бесконечно
затягивать “временно-обязанное” состояние,
числиться собственником всей земли и
пользоваться даровым трудом крестьян.
Но при этом он не мог их самолично наказать,
отнять у них наделы или повысить повинности.
Государство фактически вынуждало помещиков
переводить своих бывших крестьян на выкуп.
для крестьян выкуп был обязателен: в течение
девяти лет (а фактически и дольше) они
не могли отказаться от своего надела. В 1858-1863 гг. была проведена реформа удельных,
в 1866-1886 гг. государственных крестьян.
1861 год стал своеобразным рубежом в истории
нашей страны.
Вопрос 9. Назовите особенности становления российской многопартийности в начале 20 века.
Ответ. Право объединяться в союзы было одной из важнейших свобод, введенных Манифестом 17 октября. За время революции 1905-1907 гг. возникло около пятидесяти партий, отстаивавших различные пути развития страны. Революционные годы заметно увеличили численность радикальных партий, ранее находившихся в глубоком подполье: социал-демократов насчитывалось к 1907г. 67 тыс., эсеров — около 65 тыс. Большевики провозгласили главным союзником пролетариата в революции крестьянство и изменили свою аграрную программу, выступив за национализацию земли (передачу ее в обще - народную собственность). После свержения старого строя, считали большевики, должна утвердиться “революционно- демократическая диктатура” рабочего класса и крестьянства. Меньшевики же видели главного союзника пролетариата в либеральной буржуазии; они считали, что власть после революции перейдет к буржуазному правительству, которое будет находиться “под давлением” социалистических партий. Аграрным лозунгом меньшевиков стала муниципализация земли (передача земли органам местного самоуправления для сдачи ее в аренду крестьянам). Центр политического спектра России занимали либеральные партии. Самой крупной из них была партия конституционных демократов (кадетов), называвшая себя также “Партией народной свободы”. Возникла кадетская партия в октябре 1905г. на основе “Союза освобождения”, “Союза земцев-конституционалистов” и других организаций, входивших в “Союз союзов”. Кадеты слыли “партией профессоров”: их лидером был крупный историк П.Н. Милюков, в руководство входили историки А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер, естествоиспытатель В.И. Вернадский. Основную массу кадетов составляли учителя, адвокаты, инженеры, врачи, писатели, служащие. Партия насчитывала до 60 тыс., человек. Правее кадетов стоял “Союз 17 октября” (октябристы), возникший в ноябре 1905г. В эту партию входили верхи интеллигенции, высшее чиновничество, крупная буржуазия, помещики-предприниматели; численность ее составляла около 50 тыс., человек. Главой октябристов был фабрикант А.И. Гучков — выходец из московского купечества. Право окраин империи на автономию “Союз 17 октября” отвергал. Аграрный вопрос предлагалось рёшить путем ликвидации общины и сословной неполноправности крестьян. Крайне правые позиции занимали монархисты и националисты - “черносотенцы” (“черной сотней” в Московской Руси называли тяглое, непривилегированное население городов). Самой крупной из организаций этого толка был “Союз русского народа” объединявший до 100 тыс. человек. Черносотенцы имели сторонников среди всех слоев населения - крупных дворян и крестьян, мещан, купцов, лавочников. Немало было среди них и деклассированных, уголовных элементов. Лидером “Союза русского народа” был доктор А.И. Дубровин. Видную роль в “Союзе” играли знаменитые думские ораторы - курский помещик Н.Е. Марков и В.М. Пуришкевич, дворянин из Бессарабии, чиновник Министерства внутренних дел.
Вопрос 10. Назовите основные направления внешней политики Советского государства в 20-е годы.
Ответ. Основными направлениями внешней политики Советского государства и коммунистической партии в 20-е годы стало укрепление позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движения в мире. Первые договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советского государства. В 1922-1923 гг. РСФСР приняла участие в 4-х международных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской, Лозаннской. СНК предложил созвать международную конференцию для рассмотрения взаимных претензий. Предложением заинтересовались видные деятели западных стран, в первую очередь английский премьер-министр Ллойд-Джордж. В январе они решили созвать международную экономическую конференцию в Генуе (1922г.), пригласив на нее Россию. Руководство РСФСР приняло приглашение. Конференция в Генуе не дала практических результатов. Генуэзская конференция формально прервала свою работу, чтобы продолжать ее в Гааге в качестве комиссии по русскому вопросу (лето 1922г.). На конференции советская сторона огласила список предприятий ряда отраслей промышленности, которые предполагалось предоставить иностранным концессионерам. Но поскольку партнеры по переговорам предъявили ультимативные требования как в отношении долгов, так и в отношении восстановления иностранной собственности, то делегация РСФСР фактически прервала переговоры. И вторая конференция не дала прямых результатов. В Генуе Советское правительство предложило обсудить вопрос о всеобщем разоружении. Оно было отвергнуто. Тогда РСФСР обратилась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Этому вопросу была посвящена конференция в Москве (декабрь 1922г.). Советское правительство предложило за 1,5-2 года сократить личный состав армий стран-участниц конференции на 75 %, соглашаясь свести численность РККА до 200 тыс., человек. Это и другие предложения правительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению. Однако другие участники конференции после ряда дискуссий согласились подписать только договор о ненападении, но не общий договор о разоружении. Советская сторона не пошла на это. Московская конференция имела важное пропагандистское значение как первая международная конференция, собравшаяся на территории Советского государства и посвященная разоружению. В конце 1922г. в Лозанне (Швейцария) открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. Советская страна была приглашена на нее для обсуждения частного вопроса — о черноморских проливах. На завершающее заседание конференции СССР фактически не был допущен, и без его участия конференция в Лозанне приняла конвенцию о режиме проливов, установив беспрепятственный проход через них как торговых, так и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. 1 февраля 1924г. впервые пришедшее к власти в Великобритании лейбористское правительство (премьер-министр Макдональд) заявило о признании СССР де-юре. Установление дипломатических отношений с Англией явилось крупнейшим успехом внешней политики СССР в двадцатые годы. Финансовые взаимные претензии (по поводу потерь от национализации и интервенции) были сняты с повестки дня на неопределенное время, была признана монополия советской внешней торговли, для обеих стран устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В феврале 1924г. СССР установил дипломатические отношения с Италией (премьер Муссолини). Вслед за этим в 1924 г. СССР был признан рядом других стран — Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В октябре 1924г. правительство “левого блока” Франции во главе с Эррио, убежденным сторонником франко-советского сотрудничества, установило дипломатические отношения с СССР. 1924 год вошел в историю советской внешней политики как год широкого дипломатического признания СССР. В мае 1924г. были установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Китаем. Советское правительство аннулировало все документы и договоры, заключенные царским правительством с Китаем или с третьими странами в ущерб Китаю. Китайско-восточная железная дорога (КВЖД) была объявлена совместным коммерческим предприятием и должна была управляться двумя странами на паритетных началах. В январе 1925г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией. Японское правительство эвакуировало свои войска с Северного Сахалина (захваченного во время русско-японской войны). Советское правительство предоставило Японии концессии на Северном Сахалине, в частности, на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений. В 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические отношения с двенадцатью государствами Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений.
Вопрос 11. Как проходила коллективизация сельского хозяйства?
Ответ. Коллективизация сельского
хозяйства СССР являлась процессом объединения
мелких единоличных крестьянских хозяйств
в крупные, коллективные путем производственного
кооперирования. Она стала составной частью
социально-экономической перестройки
страны, осуществленной руководством
СССР в конце 192О-х—193О-е годы. Экономическую
необходимость коллективизма обосновывали
тем, что крестьянин-единоличник не в состоянии
обеспечить спрос растущего городского
населения продуктами питания, а промышленность — сельскохозяйственным сырьем.
Введение в 1928 г. карточной системы в городах
укрепило эту позицию в партийной и рабочей
среде. В узком кругу партийно-государственного
руководства коллективизацию рассматривали
в качестве основного рычага перекачки
из деревни средств для индустриализации
и трудовых рук для новых фабрик, заводов,
рудников и т.п.
Форсированная индустриализация и сплошная
коллективизация стали двумя сторонами
одного курса на создание независимой
военно-промышленной державы с максимально
государственной экономикой, который
официально назывался курсом на построение
социализма в одной стране.
К 12-й годовщине Октября в “Правде” Сталин
опубликовал статью “Год великого перелома”,
в которой поставил задачу форсировать
колхозное строительство, провести “сплошную
коллективизацию”. В 1928-1929 гг., когда в
условиях “чрезвычайщины” резко усилился
нажим на единоличника, а колхозникам
были предоставлены льготы, число колхозов
е выросло в 4 раза — с 14,8 тыс., в 1927г. до 70 тыс., к осени
1929г. 5 января 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление
“О темпе коллективизации и мерах помощи
государства колхозному строительству”.
Оно наметило завершить сплошную коллективизацию
зерновых районов поэтапно к концу пятилетки.
В основных зерновых районах (Северный
Кавказ, Средняя и Нижняя Волга) ее планировали
закончить осенью 1930г., в остальных зерновых
районах — через год. В конце января начале
февраля 1930г. ЦК ВКГП (б), ЦИК и СНК СССР приняли еще два постановления
и инструкцию о ликвидаций кулачества.
Оно делилось на три категории: террористы,
сопротивляющиеся и остальные. Все подлежали
аресту или ссылке с конфискацией имущества.
“Раскулачивайте” стало составное частью
процесса коллективизации. Первый этап
сплошной коллективизации, начатый в ноябре
1929г, продолжался до весны 1930г. Силами
местных властей и “двадцатипятитысячников”
началось поголовное принудительное объединение
единоличников в коммуны. Обобществляли
не только средства производства, но и
личное подсобное хозяйство, имущество.
Силами ОПТУ и Красной Армии выселяли “раскулаченных”
крестьян, в число которых попадали все
недовольные. По решению секретных комиссий
ЦК и СI-IК их направляли в спецпоселки
ОПТУ для работы по хозпланам, главным
образом на лесозаготовках, в строительстве,
горном деле. По официальным данным, было
раскулачено более 320 тыс., хозяйств (более 1,5 млн. человек); по данным современных
историков, по всей стране было раскулачено
и сослано около 5 млн. человек. Массовое
возмущение крестьян насильственной коллективизацией
заставило руководство страны временно
ослабить нажим. Однако с осени 1930г. начался
новый, более осторожный этап сплошной
коллективизации. Летом 1931г. ЦК объяснил,
что “сплошную коллективизацию” нельзя
понимать примитивно, как «поголовную»,
что ее критерием является вовлечение
в колхозы не менее 70 % хозяйств в зерновых
и более 50 % в остальные районах. В 1935г.
состоялся II Всесоюзный съезд колхозников.
Он принял новый Примерный устав сельскохозяйственной
артели (вместо Устава 1930г.) По Уставу,
земля закреплялась за колхозами в “вечное
пользование”, устанавливались основные
формы организации труда в колхозах (бригады),
его учета и оплаты (по трудодням), размеры
личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Устав
1935г. законодательно оформил новые производственные
отношения в Деревне, названные историками
“раннесоциалистическими”. С переходом
колхозов на новый Устав (1935—1936 гг.) окончательно
сложился колхозный строй в СССР. Коллективизация
знаменовала начало решительного перелома
в мировоззрении, хозяйственном и бытовом
укладе российского хозяйства. Она предопределила
изменение многовекового сельского строя.
Вопрос 12. Назовите причины возникновения «карибского» кризиса.
Ответ. Проникновение в мае 1960г. в
советское воздушное пространство американского
самолета-разведчика, уничтожение его
и последующий шумный судебный процесс
над летчиком — все это разрушило хрупкие контакты,
обострило отношения между крупнейшими
ядерными странами, которые вскоре подвели
мир к черте ядерной катастрофы.
В 1962г. советское руководство приняло
решение создать на американском континенте
ракетно-ядерную базу как средство давления
на своего основного соперника. Ведь США
создали ракетную базу у границ СССР на
территории Турции с той же целью. Формально
решение было оформлено в виде просьбы
руководства Кубы во главе с Ф. Кастро
помочь укреплению обороны “Острова Свободы”
и закреплено советско-кубинским договором.
Решение, принятое Н.С. Хрущевым под влиянием
военных, было несвоевременным и ошибочным.
Оно явно пере- оценивало возможности
СССР расширить свое военное присутствие
в мире и недооценивало решимости США
отстаивать свои национальные интересы.
В октябре 1962г. американская разведка
раскрыла советские планы. Они вызвали
у американского военно-политического
руководства бурю возмущения вплоть до
стремления немедленно разгромить остров
всеми имеющимися средствами. Президент
США д. Кеннеди занял не менее воинственную,
но более взвешенную позицию: установить
блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные
силы США и НАТО были приведены в полную
боевую готовность. В то же состояние были
приведены и Вооруженные силы СССР и ОВД.
Начался “карибский” (‘ракетный’, “кубинский”)
кризис 1962г. После корейской войны это
был самый опасный международный конфликт.
Решимость военных не дрогнуть перед применением
оружия поставила мир у порога третьей
мировой войны, на этот раз ракетно-ядерной
и последней. Осознание опасности заставило
руководителей СССР и США срочно обратиться,
к политическому разрешению конфликта.
На этот раз д. Кеннеди и Н. Хрущев оказались достойны
своего высокого положения. В ходе переговоров
руководство СССР отказалось от своего
замысла и обещало в короткие сроки демонтировать
начатое строительство ракетной базы.
В ответ руководство США согласилось вывезти
свои ракеты из Турции, а Кубу оставить
в покое.
“Карибский” кризис стал для ядерных
держав серьезным экзаменом на выдержку
и ответственность перед всем мировым
сообществом.
Вопрос 13. В чем отличие Конституции 1977г. от конституции 1936г. ?
Ответ. В 1977г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Она должна была развить демократические положения конституции 1936г. Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социальных прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978г. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6. определяла ее как руководящую и направляющую силу советского общества, КПСС провозглашалась “ядром политической системы”. Конституция также закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного государства, “центра” за счет соответствующих прав республик. К концу 1970-х гг. количество центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924г. их было 10, в 1936г. — 20).
К важнейшим задачам союзного
государства Конституция отнесла укрепление
‘новой социальной и интернациональной
общности” - советского народа и единого народнохозяйственного
комплекса - материальной базы этой общности.
Со второй половины 1970-х гг. к событиям
важной политической значимости были
отнесены и дни рождения Л.И. Брежнева.
Он г. по официально характеризовался
как “великий продолжатель’ дела В.И.
Ленина, “выдающийся политический деятель”
мирового масштаба. К этому времени в его
руках была сосредоточена необъятная
власть. С 1977г. он был не только
Генеральным секретарем ЦК КПСС, но и Председателем
Президиума Верховного Совета СССР.
Вопрос 14. Существовал ли национальный вопрос СССР в 80-е годы?
Ответ. В 1986г. ХХУII съезд КПСС категорически
заявил, что национальный вопрос СССР
решен полностью. Однако в 1988 оппозиционные
силы в Прибалтике взял курс на выход своих
республик из СССР. Одновременно в Закавказье
разразился конфликт между Арменией и
Азербайджаном по вопросу принадлежности
Нагорного Карабаха. Армения настаивала
на включении его в состав своей республики,
за это выступали армяне Нагорно-Карабахской
АО, составлявшие 80 % ее населения. Азербайджан
выступал против территориального передела
своей республики. Конфликт принял формы
кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы
стали покидать Армению, армяне — Азербайджан. Количество беженцев
в Закавказье вскоре превысило 300 тысяч.
Многие из них стали жертвами террористических
актов и прямых вооруженных конфликтов.
Союзное руководство оказалось беспомощным
в конфликте, который стал первым очагом
будущего всесоюзного пожара. Весной—летом
1990г. прибалтийские, а за ними и другие
республики СССР, включая Россию, приняли
декларацию о национальном суверенитете, фактически
противопоставив себя союзному государству.
Национальный суверенитет был перенесен
вскоре на суверенитет государственный,
когда республики заявили о приоритете
своего законодательства над союзным.
Союзные и республиканские законы часто
противоречили друг другу. Законодательное
двоевластие стало первым этапом конституционного
кризиса, завершившегося распадом союзной
государственности.
Объявления национальными республиками
своих суверенитетов не были внеконституционными
актами. Начиная с 1903г. большевики в противовес
монархистам и либералам, ратовавшим за
унитарную, “единую и неделимую” Российскую
Империю, провозглашали в своих программных
документах право наций на самоопределение
вплоть до выхода из состава единого государства.
Этот пункт был перенесен в конституции
СССР 1924, 1936 и 1977 гг., что и предопределило
легкость распада Союза при первых же
попытках создания правового, основанного
на конституционных действиях, государства.