Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:55, контрольная работа
Предки славян являются коренным населением Центральной и Восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии.
Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата вызвала необходимость издания нового свода законов — Судебника. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, и была увеличена плата за “пожилое”. Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине ХУI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха, В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400-600га земли.
Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны. Ядро армии составило дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча” — 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны был выставлять одного воина и являться на смотры “конно, людно и оружно”. Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550г. постоянного стрелецкого войска. На время военных походов ограничивалось местничество. В середине ХУI в. был составлен официальный справочник — “Государев родословец”, упорядочивший местнические споры.
В 1551г. по инициативе
паря и митрополита был созван
Собор русской церкви, получивший
название Стоглавого, поскольку
его решения были
Реформы 50-х годов ХУI в. способствовали
укреплению Российского централизованного
многонационального государства. Они
усилили власть царя, привели к реорганизации
местного и центрального управления, укрепили
военную мощь страны, однако сопровождались
новым нажимом на русское крестьянство,
вели к его дальнейшему закрепощению.
В то же время реформы середины ХУI в. создали
предпосылки для решения внешнеполитических
задач, стоявших перед Россией.
Вопрос 6. Как формировался российский рынок в 17 в.?
Ответ. Социальная структура российского
общества ХУII в. соответствовала феодально-крепостнической
экономике, где новые капиталистические
элементы не превратились еще в уклад
хозяйства. Высшим слоем господствующего
класса было боярство — потомки бывших великих и удельных
князей. Около сотни боярских семей владели
вотчинами, служили царю и занимали руководящие
должности в государстве. К концу ХУ11столетия
боярство все более утрачивало свою мощь
и сближалось с дворянством. Дворяне составляли
верхний слой государевых служилых людей по отечеству. Они
владели поместьями на наследственном
праве в случае продолжения службы детьми
после их родителей. Сельское крестьянское
население состояло из двух основных категорий—
владельческого и черносошного крестьянства.
Владельческими или частновладельческими
назывались крестьяне, жившие на землях
вотчин и поместий. Они несли тягло (комплекс
повинностей) в пользу государства и своего
феодала. Феодалы — владельцы вотчин и поместий стремились
расширить свои права на владельческих
крестьян. Помещик получил право выступать
в суде за своих крестьян, он имел также
право вотчинного суда над населением
своего поместья. Государство оставляло
за собой право суда лишь по наиболее тяжким
преступлениям. Близкое к частновладельческим
крестьянам место занимали крестьяне
монастырские. Другой крупной категорией
крестьянского населения было черносошное
или государственное крестьянство. Оно
проживало на окраинах страны — на Поморском Севере, Урале, в Сибири,
Юге. Черносошные крестьяне не имели права
покидать свои земли, если не “находили
себе замену. Они несли тягло в пользу
государства. Их положение было легче,
чем у частновладельческих. Черные земли
можно было продавать, закладывать, передавать
по наследству.
Среднее положение между черносошными
и частновладельческими крестьянами занимали
крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные
потребности царского двора. Они имели
собственное самоуправление и подчинялись
дворцовым приказчикам. Рост феодальной
эксплуатации, увеличение налогов и повинностей
повлекли за собой в большем, чем раньше,
масштабе социальное расслоение крестьянства — выделение зажиточной верхушки,
с одной стороны, и разорившихся бедняков — с другой. Основная масса городского
населения называлась посадскими людьми.
Буржуазия в городах еще не сложилась.
Во многих городах России посадское население — торговцы и ремесленники были немногочисленны,
здесь часто преобладали военные чины
и ах семьи, а решающую роль в городской
жизни играли крупные феодалы. Верхушку
города составляли купцы. Самые богатые
из них (в Москве ХУII в. таких было примерно
30 человек) царским повелением объявлялись
“гостями”. Многие состоятельные купцы
объединялись в двух московских сотнях — “гостинной” и “суконной”. Городские
ремесленники часто объединялись по профессиональному
признаку в слободы и сотни. Они несли
тягло— повинности в пользу государства,
выбирали своих старост и сотских. Такие
слободы назывались черными. Кроме них,
в городах были черные слободы, принадлежавшие
боярам, монастырям, епископам. Эти слободы
“обелялись” (освобождались) от несения
городского тягла в пользу государства.
Особое сословие составляло духовенство.
В него входили архиереи и монахи — черное духовенство и священники
белое духовенство. Соборное Уложение
1649г. запретило монастырям приобретать
новые вотчины.
Вольные и гулящие люди (вольные казаки;
дети священников, служилых и посадских
людей, наемные рабочие, бродячие музыканты
и скоморохи, нищие, бродяги) не попали
в вотчины, поместья или городские общины
и не несли государственного тягла. Из
их числа набирались служилые люди по
прибору. Однако государство всячески
стремилось поставить их под свой контроль.
Вопрос 7. Каковы особенности реформаторской деятельности Екатерины Второй
Ответ. На первых порах Екатерина II не чувствовала себя на престоле достаточно уверенно. Многие вельможи и дворяне считали, что царствовать после смерти Петра III должен был Павел или Иван Антонович. Уже 22 сентября 1762 г. Екатерина II торжественно была коронована в Успенском соборе Московского Кремля и на протяжении всего царствования держала сына на почтительном расстоянии от трона. В 1764г. молодой офицер Мирович предпринял попытку освободить из Шлиссельбургской крепости заключенного там Ивана Антоновича. В соответствии с инструкцией караул убил Ивана Антоновича. Мирович был арестован и казнен. Екатерина II придавала огромную роль законодательству, считая, что законы создаются “для воспитания граждан’. По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Наиболее активна она была в первые годы своего правления, издавая в среднем по 22 законодательных акта в месяц. Уже в манифесте после вступления на престол Екатерина 11 недвусмысленно заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина в 1764г. провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III, но временно приостановленную; пока шла борьба за престол, ей была необходима поддержка духовенства. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн. душ мужского пола) перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1765г. в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры. Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения.
Преследуя цель установить “тишину и спокойствие” в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767г. в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего “Соборного уложения” 1649г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали.
Ответом на Крестьянскую
войну 1773-1775 гг. было укрепление диктатуры
дворянства в центре и на местах. Впервые
в российском законодательстве появился
документ, определивший деятельность
местных органов государственного управления
и суда. 7 ноября 1775г. было принято “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”
Страна делилась на губернии, в каждой
из которых должно было проживать 300-400
тыс., душ мужского пола, К концу екатерининского
царствования в России насчитывалось
50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы,
подчинявшиеся непосредственно императрице.
Власть губернаторов была значительно
расширена. Столицы и несколько других
губерний подчинялись генерал-губернаторам.
При губернаторе создавалось губернское
правление, ему был подчинен губернский
прокурор. Финансами в губернии занималась
Казенная палата во главе с вице-губернатором.
Губернский землемер занимался землеустройством;
школами, больницами, богадельнями ведал
Приказ общественного призрения (призирать
— присматривать, заботиться). Впервые
были созданы государственные учреждения
с социальными функциями.
Губернии делились на уезды по 20-30 тыс.,
душ мужского пола в каждом. Так как городов — центров уездов — было явно недостаточно, Екатерина
11 переименовала в города многое крупные
сельские поселения, сделав их административными
центрами. Главным органом власти уезда
стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником,
избираемым местным дворянством. В уезды
по образцу губерний были назначены уездный
казначей и уездный землемер. В отдельную
административную единицу был выделен
город. Во главе его стоял городничий,
наделенный всеми правами и полномочиями.
В городах вводился строгий полицейский
контроль. Город разделялся на части (районы),
находившиеся под надзором частного пристава,
а части в свою очередь — на кварталы, которые контролировал
квартальный надзиратель. После губернской
реформы перестали функционировать все
коллегии, исключал Иностранную коллегию,
Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий
перешли к губернским органам. В 1775г. была
ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство
казаков переселили на Кубань. Сложившаяся
система управления территорией страны
в новых условиях решала задачу укрепления
диктатуры дворянства на местах. Ее целью
было предотвращение новых народных выступлений.
Страх перед восставшими был так велик,
что Екатерина II приказала переименовать
реку Яик в Урал, а яицкое казачество — в уральское. Более чем вдвое увеличилось
число чиновников на местах.
21 апреля 1785г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства. Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. “Грамота на права и выгоды городам Российской империи” определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли “градское общество”. Объявлялось, что “мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют”. Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство, во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий — цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый — именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой — посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления — Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган — шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т.п. только с ведома городничего, назначенного правительством. Так, Жалованная грамота регламентировала и гарантировала права горожан и ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.
Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы ХУIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений, В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. По плану Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, См0льнЫIй институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. Взгляды И.И. Бецкого носили прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако “тепличные” условия, изолированность от реальной жизни делали попытки И.И. Бецкого сформировать ‘нового человека’ утопическими. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс., учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей носило сословный характер.
Вопрос 8. какое значение имела крестьянская реформа 1861г.?
Ответ. Реформа 1861г. рождалась в ходе жестоких столкновений между либералами и крепостниками. Решившись отменить крепостное право, Александр II поначалу действовал методами своего отца: стал ждать инициативы от дворянства, учредил очередной Секретный комитет по крестьянскому делу (январь 1857г.). Ни комитет, составленный из николаевских сановников, ни дворянство не хотели решать крестьянский вопрос, но откладывать его решение уже было нельзя. В этом царя убеждали и его сановники; об этом говорило и общественное мнение. В правительстве идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал лидер реформы Н.А. Милютин с единомышленниками, царь же поначалу разделял взгляды большинства помещиков. Но весной 1858г. невдалеке от Петербурга взбунтовали эстонские крестьяне, которых еще в начале ХIХ в. освободили без земли. Провалилась и попытка безземельного освобождения удельных крестьян. Против проектов дворянского большинства резко выступили А.И. Герцен, радикальный журнал “Современник” Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, все передовое общественное мнение. В конце 1858г. идея освобождения крестьян с землей стала основой правительственной программы. Крепостники яростно нападали на Н.А. Милютина и его соратников, называя их “красными”. Но те упорно стояли на своем: после отмены крепостного права рядом с крупным помещичьим хозяйством должно возникнуть мелкое крестьянское. В 1859-1861 гг. проекты комиссий были переданы на обсуждение депутатам губернских комитетов, затем (после закрытия комиссий) — в Главный комитет и Государственный совет. Везде проекты подвергались резким нападкам. Но либеральные бюрократы и царь не церемонились с противниками: им не давали гласно высказывать свои возражения, Александр II крайне ограничил права дворянских депутатов, самовластно утверждал мнения либерального меньшинства в Главном комитете и в Государственном совете. Защищать либеральный проект приходилось авторитарными методами. Основу проекта удалось отстоять, но его противники добились крупных поправок: платежи, причитавшиеся с крестьян, были увеличены, размеры отводимых мм наделов уменьшены.