Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 02:16, контрольная работа

Краткое описание

София-Августа-Фредика-Эмилия (полное имя Екатерины II) родилась 21 апреля 1729 года в немецком городе Штеттине. Её отец принц Христиан-Август Ангальт-Цербский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Голштейн-Готторпского герцогского дома. В раннем детстве принцесса София с матерью побывала в таких городах, как Брауншвейг, Цербст, Гамбург, Киль и Берлин.
Из событий тех лет самым ярким и запоминающимся была встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал её матери: “ Вашу дочь ждет великое будущее. Я вижу на лбу её три короны”[2].

Оглавление

Исторические условия, в которых проходила Екатерина II
Задачи личности
Личные качества Екатерина II
Итоги
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ1.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

         Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Екатерина II просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Личностные  качества Екатерины

 

             Екатерина II была очень деятельным, активным и сильным, талантливым, литературно одаренным человеком. Она умела многое, – и управлять огромной империей, и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей таких же, как она, талантливых, одаренных, и поручать им важные дела в соответствии с их способностями.  Но её  натура была двойственной. Наряду с её хорошими качествами мудрой правительницы проявлялись и такие качества как хитрость, алчность, чрезмерное властолюбие, двуличность. Отчасти эта двойственность сформировалась еще в детстве, отчасти связана с её царственным положением.

             Она была нежеланным ребенком, её родители хотели сына.  “ Моё рождение не особо радостно приветствовалось, ”[3]- позднее напишет в своих мемуарах Екатерина и в этих словах чувствуется упрек в адрес родителей. “ Сравнительно более удовлетворен был отец, ”[4]- продолжает мемуаристка, и здесь ощущается особый укор в адрес матери.

                Ей нельзя было делать то, что ей хотелось, нельзя высказывать свое мнение, не будучи о том спрошенной, нельзя быть естественной, такой, какая она есть на самом деле.  В ней тайно зреет желание стать мужчиной, начать представлять собой нечто большее, чем мужчина. Вот первичная, но проводимая с железной неуклонностью до самой смерти линия поведения этой единственной в своем роде женской индивидуальности.

             Единственная возможность выполнения  этого желания - это власть!

             Но сомнительно взятая власть создает вторую сторону натуры Екатерины. Она становится подозрительной, резкой. Еще, будучи великой княжной, Екатерина прошла при дворе Елизаветы Петровны такую школу лицедейства, которая оставила неизгладимый след в характере будущей монархини.

           Двойственное поведение Екатерины зародилась в детстве и сохранилась на всю жизнь. “ В  каком бы обществе ни вращалась Екатерина,- писал историк В. О. Ключевский, - что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как будто на сцене и поэтому слишком много делала напоказ. Задумав

дело, она больше думала о том, что скажут про неё, чем о том, что выйдет из задуманного…”[5]  Ярким примером ее двуличия был дневник, который существовал в двух экземплярах: один, в котором она писала свои истинные мысли, и другой, который она писала, зная, что в будущем его будут читать. 

             У Екатерины с самого восшествия на престол развивается страх потерять власть. Екатерина понимала, что занять престол - не значит на нем утвердиться.

             Желая быть мудрой правительницей, благодетельствующей Россию, императрица  лишь всё более и более “  прирастала” к власти, а радикализм намеченных преобразований всё слабел и слабел. Искренне стремясь отменить крепостное право, Екатерина понимала невозможность претворения в жизнь своих

_______________________________________________________________________

3     В. О. Ключевской, Сочинения в девяти томах, М., 1989 г., т. V стр. 25

4     Э. Радзинский, “Загадки истории” М., 1995г., стр.76

5     В. О.  Ключевской, Сочинения в девяти  томах, М., 1989 г., т. V стр. 30

вольнолюбивых мечтаний: они не будут поняты дворянством, которое с возмущением отвергнет  их, дворянство будет возмущено потерей  своего основного богатства - земель с крепостными крестьянами и тогда судьба самой императрицы будет печальной. Ведь дворянство это основная опора царствия Екатерины (именно дворяне-гвардейцы совершили переворот, в результате которого Екатерина взошла на престол). Именно дворянское сословие поддерживало Екатерину II в её первых шагах в качестве императрицы. Но если дворяне были вполне довольны своим правее положением, то в простом народе и крестьянской среде назревало мощное недовольство.

             Екатерина II, известная на Западе как сторонница естественного права каждого человека на достойное существование, желающая, чтобы её народ жил по справедливым законам, на первом же этапе своего правления принимает роковое для России решение, которое обрекло страну на вековое отставание в экономическом развитии, пагубно повлияло на “ жизнь общественную, умственную и нравственную”. Она утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 года “ Об освобождении дворян от обязательной государственной службы ” и объявила, что крестьяне остаются в крепостной зависимости.  Раньше крепостное право имело одной из своих опор обязательную службу дворянства: теперь, когда эта служба снята с сословия и

крепостное право в  прежнем виде потеряло прежний смысл, своё главное политическое оправдание, оно стало средством без цели.

            Крепостное право в России до 1762 года существовало как бы по государственной необходимости: дворянин находился на царской службе, а прикрепленный к его земле

  крестьянин обеспечивал  всем необходимым для жизни  и дворянина, и  себя. В первой  половине XVIII века в Российском законодательстве о крепостных крестьянах было больше пробелов и недомолвок, чем ясных и точных определений. Эти недомолвки и пробелы и дали возможность установиться взгляду на крестьянина, как на полную собственность землевладельца.

             И  хотя манифест как бы  предполагал следующий шаг правительства,  т.к. 

главное условие существования  крепостной зависимости – обязательная государственная служба дворянства – устранена, то  крестьян следует  “ освободить ”от помещиков. Но Екатерина предпочла угодить дворянству. В результате крепостные крестьяне превратились почти, что в рабов. Также предполагалось, что дворянство, освобожденное от обязательной службы, должно было больше заняться своим сельским хозяйством: оно получило больше для этого времени. А так как в руках дворянского сословия сосредоточилось громадное количество земли, самой производственной силы в тогдашнем народном хозяйстве России, то дворянству вместе с тем предстояло стать руководителем всего народного хозяйства. Но решительное большинство дворянства, не занимавшее государственных должностей, не жило в своих деревнях, сосредотачиваясь в губернских или уездных городах.

             Это странное явление объясняется  двумя причинами: политической  и экономической (хозяйственной).  Во-первых, царствование Екатерины началось множественными местными восстаниями крестьян, которые скоро слились в один громадный мятеж. Напуганное этими мятежами дворянство искало спокойствия и спасения в городах.

             Другая причина нежелания дворянства жить в своих деревнях была чисто хозяйственная. Она указана в “ Наказе ” Екатерины II: “Хозяева (т. е. помещики), не быв вовсе или мало в деревнях своих, обложат каждую душу по рублю, по два и даже по пять рублей, несмотря на то, каким способом их крестьяне достают сии деньги”[6].Такое оброчное хозяйство было наиболее выгодно и доходно: оно, во-первых, освобождало землевладельцев от мелочных хозяйственных забот; во-вторых, давало помещику при неограниченном повышать оброк, возможность получать такой доход, которого он не получил бы никогда, сам хозяйничая в поместье.

             А Екатерина издала новый указ, в котором говорилось о том,  что как сам крепостной, который  посмеет жаловаться на своего  помещика, так и челобитчик крепостного  будут наказаны кнутом и сосланы на вечную каторгу в город Нерчинск. Крестьяне стали совершенно беззащитны перед произволом помещиков.

             Впоследствии был принят закон,  который позволял продавать с  торгов крестьян без земли  за долги помещиков. Крестьян не только продавали, но и дарили, отрывая отца от семьи, жену от мужа, мать от детей.

   Екатерина и  сама щедро жаловала казенные  земли с  крестьянами сановникам, дворянам, людям, отличившимся на  службе, и конечно своим фаворитам.  Например, около 18 тыс. душ получили её помощники в перевороте 1762 года. И это только в начале её царствования!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги

34-летнее царствование  Екатерины II оставило яркий след  в истории России. Бросается в  глаза неординарность личности  императрицы, ее выдающиеся качества государственного деятеля и величие всего ею содеянного. Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая — на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров. Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II. При Екатерине распространение просвещения достигло высокого уровня, стали издаваться первые журналы, появились писатели, чьи произведения звучат актуально и в наши дни, крупных успехов достигла историческая наука. Екатерину отличала невероятная          

работоспособность: «Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что  человек только тогда счастлив, когда  он занят». В другой раз она писала: «Я по природе люблю трудиться  и чем более работаю, тем становлюсь веселее». Достаточно взглянуть на распорядок дня императрицы, чтобы убедиться, сколь много времени она посвящала делам управления. Екатерина энергично и постоянно законодательствовала, ее перу принадлежат такие важнейшие акты царствования, как Наказ Уложенной комиссии, Учреждения о губерниях, Жалованные грамоты дворянству и городам и многие другие. Но Екатерина сочиняла не только указы, манифесты и инструкции. Она оставила колоссальное эпистолярное наследие. По ее признанию, ей было совершенно недоступно стихосложение, она не понимала музыки, но охотно сочиняла пьесы, водевили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________________

6   В. О. Ключевской, Сочинения  в девяти томах, М.,1989г., т. V стр. 135

 

Список литературы

 

  1. Брикнер А. Г. «История Екатерины II». СПб., 1885.
  2. Каменский А. Б. «Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой». М., 1997.
  3. Ключевской В. О., Сочинения в девяти томах, М.,1989г.
  4. Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй. М., 1993.
  5. Э. Радзинский, «Загадки истории» М., 1995г.
  6. Орлов А.С., Георгиев В.А. «Пособие по истории для подготовительных вузов» М., 1984
  7. Павленко Н.  Екатерина Великая // Родина. – 1995. - № 10 – 11

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"