Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

Оглавление

1. Тема: «Внешняя политика русских князей (IX – середина XIII вв.)»…………………………………………………………………2

Библиографический список…………………………………….13

2. Раскройте сходство и принципиальные различия во взглядах западников и славянофилов…………………………………………..14

Библиографический список…………………………………….17

3. Как Вы понимаете сущность двоевластия? Когда такая ситуация существовала в России? Какими событиями двоевластие закончилось?............................................................................................18

Библиографический список…………………………………….21

Файлы: 1 файл

Мацегора история.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     Общеизвестный неуживчивый нрав киевского князя Святополка Окаянного, благодаря которому в 1015 году он был изгнан, зафиксирован в чешских летописных сводах, куда Святополк бежал и безуспешно пытался найти сторонников в борьбе за возвращение престола и где погиб в 1019 году.

     В X веке Киевская Русь достигла наивысшего расцвета. Занимая огромную по тем временам территорию – от Крыма и Тамани до верховьев Северной Двины и Ладоги и от Днестра до Поволжья, русское государство стало самым крупным территориальным образованием средневековой Европы. Для западноевропейских монархических домов стало выгодно иметь дело с Киевом, с этого периода до нас дошли торговые договоры русских не только с Византией, отношения с которой начали обостряться ещё при Святославе, но и с Венгрией, Францией и нек. др. Заключаются и брачные договоры с правящими домами той же Франции, Польши, Норвегии. К примеру, Святополк Окаянный был женат на дочери польского короля Болеслава I, Ярослав Мудрый – на принцессе Ингегерде (в крещении – Ирине) из шведского королевского дома, дочери его – Анна и Елизавета – стали жёнами соответственно Генриха I Французского и Гаральда Норвежского. Анастасия Ярославовна вышла замуж за короля венгерского. Стабильность западных рубежей позволяло киевским князьям все силы отдавать активной и успешной борьбе с кочевниками и Византией на Черноморском и Азовском побережьях. Так, после поражения в 1034 году печенежской орды от отрядов Ярослава Мудрого эти кочевники больше уже не появлялись под стенами Киева. Вскоре Ярослав предпринял поход на Византию (1043), который не был удачным и повлёк за собой войну с греками (1043-1046), ставшую последним военным столкновением Киевской Руси и Византийской империи. После этого русско-византийские отношения перешли в ранг культурного сотрудничества. Из Византии на Русь пришла письменность и вера. Это было вызвано не столько желанием русских обратиться в христианство или же константинопольского патриарха приобрести новообращённых, сколько стремлением патриархата направить куда-нибудь излишки клерикального населения, бывшие весьма многочисленными: шесть тысяч епископов, десять тысяч монахов и прочая братия являлись настоящей язвой для страны. По этой причине, а также вследствие неграмотности местного населения первые епископы, священники, монахи на Руси были из греков. Новая церковь была объявлена частью константинопольского патриархата, причём в списке митрополий Киев первоначально занимал предпоследнее по значимости место. Вообще, за всё время существования великого Киевского княжения на митрополичьем престоле лишь два раза были русские епископы – Илларион при Ярославе Мудром, рукоположен в 1051 году, и Климент, при Изяславе, рукоположен в 1148 году вместо поссорившегося с великим князем епископа Михаила, грека по происхождению.

     Сыновья Ярослава по-другому проявили себя во внешней политике. Вследствие раздела  русских земель они были вынуждены  искать помощи против родных братьев  за границей. После этого открытая борьба князей между собой за Киевское великое княжение ввергли Русь в период раздробленности, и внешнеполитическая деятельность была забыта. Русским князьям оставалось лишь обороняться от каракалпаков и печенегов, и в течение более полувека, с 1061 года по 1113 год набеги кочевников на южные рубежи Киевской Руси были регулярными и разрушительными. В 1068 году дружина князя Святослава Ярославича и его брата Всеволода была повержена половцами в сражении на реке Альте. Первая попытка организованного выступления всех князей против кочевников по инициативе Владимира Всеволодовича (Мономаха), который с 1093 года вёл самостоятельную борьбу с половцами, была предпринята на Долобском съезде 1102 года, после чего состоялся крупный поход против половцев, которым было нанесено серьёзное поражение. Затем, при Владимире "Мономахе" (греч. – "Единоборец") (1113-1125), против половцев велась постоянная организованная регулярная оборона, однако после этого вплоть до разгрома половцев татаро-монголами в 1210 году кочевые набеги на Русь приносили едва ли не большее разорение, нежели татаро-монгольское иго, установившееся в XIII веке. Попытки отражения и усмирения половцев после Владимира Мономаха не приносили необходимых результатов, иллюстрацией тому может служить печально известный поход Игоря и Всеволода Святославичей на половцев в 1185 или 1187 году, история которого подробно изложена в "Слове о полку Игореве". Оба князя были пленены, однако этот пример вовсе не вдохновил русских князей сообща бороться против кочевых племён. Более того, в начале XIII века Переяславское княжество было практически занято половцами, которые уже не просто грабили его, а свободно перемещались по его территории.

     Особое  место в истории Руси в этот период занимает Новгород, бывший крупным  торговым и высокоразвитым ремесленным  центром. Новгородские мореплаватели  выходили в Балтийское и Северное моря. Договоры XII – XIII веков новгородских торговых людей с ганзейскими и фландрийскими купцами сохранились и до настоящего времени. Из этих договоров известно, что новгородские товары, такие, как меха, кожи, моржовый клык, пенька, ворвань, воск и т.д. пользовались спросом в Северной и Западной Европе. В Новгород также поставлялось большое количество товаров (сукно, металлы, драгоценности, вина, оружие и т.д.) Подтверждением тому служит тот факт, что при раскопках в Новгороде находили немалое количество разнообразных предметов западноевропейского происхождения. При этом Новгородская территория постоянно расширялась на север и восток, новгородцы основывали свои поселения в бассейне Северной Двины, на берегах Белого моря и т.д. В зависимость от Новгорода попадали местные малые народцы и племена, не имевшие собственного государственного устройства и промышлявшие охотой и рыболовством. Кроме того, с XII века новгородцы вели борьбу со шведами в связи со скандинавской агрессией в отношении финнов, которые в те времена платили дань Новгородской земле6.

     Начавшаяся  феодальная раздробленность породила множество мелких княжеств, некоторые  из которых (Галицкое, Владимиро-суздальское) впоследствии стали мощными образованиями. Галицкое княжество с 1139 года активно вмешивалось в междоусобицы не только в России, но и в Польше и Венгрии. Из договоров этого княжества известен мир Владимирка Галицкого с венгерским королём Гезой, датируемый 1152 годом и венчающий собой военное противостояние Галицкого княжества и Венгерского королевства. Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30-е года XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. Таким образом в 1Х—Х вв. на Руси утвердились феодальные отношения. 
 
 

     Библиографический список: 

  1. Россия  в 9-20 века [Текст]: учебник \ под. ред. А. Ф. Покрапивного. - М.: Юнити, 2004. – 496с.
  2. История Государства Российского [Текст]: учеб. Пособие \ А.М. Пушкарёв. – М.: Правда, 2003. – 456с.
  3. Георгиева Т.С. История России [Текст]: учебник \ Т.С. Георгиева. - М.: Юнити, 2001. – 267с.
  4. Павлов А.П. История [Текст]: учебник для вузов \ А.П. Павлов. - Спб.: 2005. – 589с.
  5. Кондаков И.В. Новая история России [Текст]: учебник \ И.В. Кондаков. - М.: Университет, 2000. - 456с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2. Раскройте сходство и принципиальные различия во взглядах западников и славянофилов.

     1840-е  гг. прошли под знаком споров  западников и славянофилов. Славянофилы – представители национального дворянско-либерального направления (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.) – видели перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся русле. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа (основной тезис славянофилов), неприятие им западноевропейского пути и противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия и некоторых патриархальных институтов сближали их с представителями «официальной народности». Однако славянофилы – это представители оппозиционного течения в общественной мысли, выступавшие за отмену крепостного права сверху и проведение буржуазных реформ. Они сознавали необходимость политических перемен, выступали за созыв Земского собора, расширение местного самоуправления, изменение судопроизводства, гласность и т.п.

     Либеральный характер носило и западничество. По социальному происхождению большинство  западников, как и славянофилы, относилось к дворянству. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, и др.) доказывали, что Россия, хотя и запоздала, идет по тому же пути исторического развития, что и Западная Европа, выступали за европеизацию страны, за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, ограничение самодержавия, политические права и свободы. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, критиковали полицейско-бюрократические порядки николаевской России.

     Несмотря  на различия в воззрениях, славянофилы  и западники имели много общего. Почти все они принадлежали к  наиболее образованной части дворянской интеллигенции, были крупными писателями, учеными, публицистами. И тех, и других волновала судьба России, пути ее развития; они были противниками николаевской системы, как и противниками революционных потрясений.

     В конце 40-х – начале 50-х гг. складывается революционно-демократическое направление  общественной мысли, представителями  которого были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, «левое» крыло петрашевцев. 

     На  рубеже 40–50-х гг. формируется теория «русского социализма», основоположником которой был А.И. Герцен. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что социализм должен первоначально утвердиться в России; его основной ячейкой станет крестьянская община. Россия, минуя капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму. Возникновение идеи общинного социализма было связано со слабым развитием капитализма в стране, отсутствием пролетариата и наличием общины. По существу эти идеи были утопичны, ибо их осуществление на практике привело бы не к социализму, а последовательному решению задач буржуазного развития. Но в этом и заключалось реальное значение «русского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без выкупа, ликвидации помещичьей власти и землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, демократизации страны.  Основные идеи общинного социализма будут впоследствии развиты народниками.

     Итак, в первой половине XIX в. Россия столкнулась с необходимостью глубоких реформ и преодоления отставания от Запада. Кризис феодально-крепостнической системы требовал отмены крепостного права и проведения политических реформ. Однако поиск путей дальнейшего развития, шедший «сверху» и «снизу», не привел к реформам. Только поражение в Крымской войне заставило царизм стать на путь глубоких реформ. 
 
 

  Славянофилы Западники
Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д Кавелин
Отношение к самодержавию Монархия+совещательное  народное представительство Ограниченная  монархия, парламентский строй, демократ. свобод
Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху
Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и  обычаи, которые сбили Россию с  истинного пути Возвеличивание  Петра, который спас Россию, обновил  старину и вывел ее на международный  уровень.
По  какому пути должна идти Россия Россия имеет  свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с  опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития
Как проводить  преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость  революционных потрясений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список

  1. Отечественная история: учеб. пособие/ под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – 398 с.
  2. Семин В.П. Отечественная история: Учеб. пос. для вузов. М.: Академический Проект, 2006. – 560 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Как Вы понимаете  сущность двоевластия?  Когда такая ситуация  существовала в  России? Какими событиями двоевластие закончилось?

     Февральская революция в России привела к  следующим результатам:

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"