Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:55, контрольная работа
Историческая антропология представляет собой, по словам Ж. Ле Гоффа, «общую глобальную концепцию истории». Она объединяет в себе изучение менталитета, материальной жизни, повседневности вокруг понятия антропологии (в том числе — изучение тела, жестов, устного слова, ритуала, символики и т.д.). В методологическом плане данное направление многое взяло из социальных наук .
Перспективы исторической антропологии…………………………3стр.
Вклад А.Я.Гуревича в российскую историческую антропологию…8стр.
Литература……………………………………………………………12стр.
Еще в 1960-х годах Гуревич стал убежденным сторонником «новой исторической науки», разрабатывавшейся французскими учеными из группы «Анналов». В 1970—1980-е годы он совместно с Л.М. Баткиным, А.Л. Ястребицкой, Ю.Л. Бессмертным активно популяризировал достижения этой исторической школы на страницах реферативных сборников ИНИОН, а с 1989 года — в «Одиссее». По инициативе и при активном участии А.Я. Гуревича появились русские издания книг М. Блока («Апология истории», «Короли-чудотворцы»), Ж. Ле Гоффа («Цивилизация средневекового Запада»), Ф. Арьеса («Человек перед лицом смерти»).
Важно, однако, что, в отличие от некоторых других комментаторов работ французских историков, ограничивавшихся их пересказом и популяризацией, Гуревич в своем собственном научном творчестве шел во многом тем же путем и изучал те же проблемы, что и его парижские коллеги. По собственному признанию Арона Яковлевича, его эволюция как ученого имела ту же направленность: от аграрной и социальной истории — к истории ментальностей и культуры. Решающий поворот произошел во второй половине 1960-х годов: изучение скандинавского материала, с одной стороны, и внимательное чтение трудов М. Блока, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа и других «анналистов» — с другой, привели А.Я. Гуревича к осознанию недостаточности «внешнего» описания общества (форм поземельной зависимости и т.п.) и к необходимости взгляда на него «изнутри» — с точки зрения представлений и ценностей людей изучаемой эпохи. Характерно, что, стремясь понять смысл щедрых скандинавских пиров и даров, исследователь обратился к классической работе М. Мосса «Эссе о даре». Так произошел поворот к исторической антропологии, отраженный в двух, вероятно, важнейших книгах Гуревича: «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе» (1970) и «Категории средневековой культуры» (1972).
Первая из названных книг ознаменовала разрыв А.Я. Гуревича с официальной советской медиевистикой (причем самым тяжелым моментом для автора была даже не инспирированная сверху кампания по осуждению его труда, а охлаждение отношений с любимым учителем — А.И. Неусыхиным), вторая положила начало его широкой международной известности: в последние десятилетия Гуревич стал, по-видимому, самым цитируемым российским историком в мире.
То, что антропологизация истории во Франции и в России (СССР) началась почти одновременно в 1960-е годы, несмотря на разделявший эти страны «железный занавес», — факт очень показательный с науковедческой точки зрения. Он свидетельствует о единстве мирового историографического процесса, об общности проявляющихся в нем тенденций. Многие, если не все, национальные школы прошли в XX веке через увлечение социально-экономической историей и клиометрией; интерес к «истории снизу», к судьбам народных масс был характерен не только для советских ученых: его разделяли и британские историки-марксисты, и многие французские и итальянские историки левой политической ориентации. В 60—80-е годы XX века именно в этой научной среде возникло историко-антропологическое направление5, которое в нашей стране ассоциируется прежде всего с именем А.Я. Гуревича.
Работы Гуревича показательны еще в одном отношении: у него, как и у его зарубежных коллег, двигавшихся в сторону исторической антропологии, конкретно-исторические наблюдения опережали методологическую рефлексию и выработку соответствующей терминологии. Сам термин «историческая антропология» утвердился во французской историографии к концу 1970-х годов. А.Я. Гуревич впервые использовал его, насколько мне известно, в 1984 году в обзоре новейших исследований французских медиевистов, а затем повторил два года спустя в сопроводительной статье ко второму изданию русского перевода «Апологии истории» Марка Блока.
Однако к
выработке историко-
В конце 1980-х годов Арон Яковлевич опубликовал серию статей об истории ментальностей и исторической антропологии, и, хотя, судя по названиям, речь шла о двух разных направлениях исследований, из объяснений Гуревича следовало, что их предметное поле совпадает. «Одна из главных задач исторической антропологии, — писал он, — и состоит в воссоздании картин мира, присущих разным эпохам и культурным традициям...» Список тем «историко-антропологического исследования» в другой его программной статье, по существу, ничем не отличался от перечня «основных представлений людей», который тот же автор привел в работе о проблемах истории ментальностей1.
Отмеченная
терминологическая путаница («история
ментальностей» и «историческая
антропология» — два
Утверждение Ле Гоффа о том, что «история ментальности» и «историческая антропология» якобы никогда не смешивались, едва ли соответствует истине: и в его собственном творчестве, и в работах других «анналистов» можно найти немало примеров такого смешения; но фактом является то, что с конца 1980-х — начала 1990-х годов и Ле Гофф, и некоторые его коллеги (в частности, А. Буро) стали высказываться в пользу ограниченного использования понятия «ментальность»: этот термин уже не годился, по их мнению, для обозначения всего поля исследований «новой исторической науки».
Однако
А.Я. Гуревича ответ Ж. Ле Гоффа не
удовлетворил. Хотя друзья еще в 1970-е
годы в шутку называли Арона Яковлевича
«представителем школы “
До
последнего дня А.Я. Гуревич размышлял
над перспективами исторической
антропологии, разработке которой он посвятил
всю вторую половину своей долгой творческой
жизни. Итоги этих размышлений были подведены
в большой статье, опубликованной в 2005
году на страницах «Нового литературного
обозрения».
Литература.
Информация о работе Контрольная работа по "Историческая антропология"