Контрольная работа по дисциплине "История Отечества"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Каковы были причины и последствия церковного раскола в России в с. XVII в.?
2. Какие факторы повлияли на формирование российской культуры на рубеже XIX-XX вв? В чем это влияние выразилось?
3. Сравните экономические преобразования в СССР в эпоху перестройки и рыночные реформы в России после 1991 г.

3.4. Рыночные реформы в России.
3.5. Первые результаты экономических реформ.
3.6. Сравнение экономических преобразований в СССР в эпоху перестройки и рыночных реформ в России после 1991 г.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольна работа3.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

              Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

              Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995г.

              Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

              Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

              3.2. Итоги.

              Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990г. —  в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947г.).

              В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему.

              Летом 1989г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.

              Программа «500 дней». Новое российское руководство и лидеры других республик Союза, попытались предпринять новые шаги по экономическому реформированию. Была разработана программа «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра (предусматривался переход СССР к рынку к 1997г.). Но Горбачев отказался от поддержки этой программы. Этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

              3.3. Российская экономика на пути к рынку.

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991г. на V съезде народных депутатов Б. Н Ельцин выступил с программой перехода к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны

              Он заявил о либерализации цен и торговли. Государство должно было отказаться от реагирования цен, чтобы наполнить рынок товарами.

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать (передать в частную собственность) большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

              3.4. Рыночные реформы в России.

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за все годы перестройки.

              Правительство объявило о введении свободных, не регулируемых государством цен в январе 1992г. Оно утверждало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников.

              Действительность оказалась более суровой. Цены на многие товары выросли сразу в 10 — 12 раз, а к концу 1992г. —  в среднем в 25 раз. Инфляция (рост цен) обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.

              Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил наполнить прилавки товарами, но он привел к спаду не выдерживавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, где были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов, прежде всею налогов с предприятии. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от этого пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

              Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Однако население понесло столь значительные потери, что уровень доверия общества к власти существенно снизился.

              Приватизация. Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу была призвана в первую очередь приватизация.

Она началась осенью 1992г.              У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было, поэтому правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Огромная государственная собственность попала в руки тех, кто к началу приватизации занимал ключевые позиции в партийно-хозяйственном руководстве.

              Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 15% всех предприятий торговли, возникло 160 тыс. фермерских хозяйств. В стране быстрыми темпами формировался слой собственников.

              Корректировка курса реформ. В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.

              Новый премьер-министр В. С. Черномырдина, избранный в декабре 1992г, сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства. Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами. Продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу.

              Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета. Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты международных организаций. Иностранные кампании вкладывать деньги в российскую экономику не спешили. Кредиты получить удалось.

              Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Продавая облигации ГКО, которые погашались через несколько месяцев, государство обеспечивало их держателям возможность получения огромных доходов — до 170% годовых. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

              Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.

              Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.

              Финансовый кризис 1998г. и его последствия. В начале 1998г Черномырдин был отправлен Ельциным в отставку. Приближение финансового кризиса становилось все очевиднее Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета.

              17 августа 1998г правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995 — 1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998г. он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

              Новым главой Кабинета министров был утвержден Е М Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы, в результате чего на смену бюджетному дефициту пришел профицит (превышение доходов над расходами) Была ликвидирована денежная задолженность правительства бюджетникам и пенсионерам В мае 1999г главой правительства был назначен С. В Степашин, сохранивший преемственность курса.

В августе 1999г новым Председателем Правительства был утвержден В В. Путин С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны.

              3.5. Первые результаты экономических реформ.

              В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная, частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Одни звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

              Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей, сравним их с данными 1970 и 1980 гг. В 1995г. объемы добычи нефти составили 307 млн. т (в 1971г. — 304 млн. т), чугуна производили 39,8 млн. т, проката — 39 млн. т (в 1970г. — 41,9 и 43,1 млн. т соответственно). Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37% в 1980г. до 51% в 1996г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53%). Сократился импорт зерновых — 0,6 млн. т в 1995г. (во всем СССР он составлял в 1970г. 2,2 млн. т, в России в 1994г. — 2,1 млн. т). Значительно сократилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995г. он составил 1,2 млн. т (в 1980г. — 0,8 млн. т). Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Резко уменьшилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970г.). А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли.

              3.6. Сравнение экономических преобразований в СССР в эпоху перестройки и рыночных реформ в России после 1991 г.

Цели перестройки:

•          Реформировать экономику, возродить товарно-денежные отношения.

•          Осуществить демократизацию политической системы и общества.

•          Внести разрядку во внешнюю политику, остановить гонку вооружений.

Основные этапы перестройки:

Первый

1985-1987 г.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Начало антиалкогольной компании.

Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке. Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет.

Второй

1988-1989 г.

Начало развития частной инициативы и предпринимательства. Осуществление политической реформы. Раскол общества на коммунистов и демократов. Начало национальных конфликтов. Перестроечные процессы стали неуправляемыми.

Третий

1990-1991 г.

Углубление реформы политической системы. Выработка путей перехода к рыночной экономике. Нарастание политического противостояния. Августовские события 1991 г. Обвальный распад общества и государства. Крах перестройки.

 

Итоги перестройки:

•          Демонтаж системы социализма.

•          Ухудшение экономической ситуации.

•          Резкое падение уровня жизни граждан.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История Отечества"