Контрольная работа по дисциплине "История Отечества"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Каковы были причины и последствия церковного раскола в России в с. XVII в.?
2. Какие факторы повлияли на формирование российской культуры на рубеже XIX-XX вв? В чем это влияние выразилось?
3. Сравните экономические преобразования в СССР в эпоху перестройки и рыночные реформы в России после 1991 г.

3.4. Рыночные реформы в России.
3.5. Первые результаты экономических реформ.
3.6. Сравнение экономических преобразований в СССР в эпоху перестройки и рыночных реформ в России после 1991 г.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольна работа3.doc

— 115.50 Кб (Скачать)


1. Каковы были причины и последствия церковного раскола в России в с. XVII в.?

1.1. Причины возникновения раскола.

1.2. Содержание церковной реформы.

1.3. Последствия церковного раскола.

1.4. Заключение.

2. Какие факторы повлияли на формирование российской культуры на рубеже XIX-XX вв? В чем это влияние выразилось?

2.1. Факторы, повлиявшие на формирование культуры.

2.2. Заключение.

3. Сравните экономические преобразования в СССР в эпоху перестройки и рыночные реформы в России после 1991 г.

3.1. Экономические реформы 1985-1991 гг.

3.2. Итоги.

3.3. Российская экономика на пути к рынку.

3.4. Рыночные реформы в России.

3.5. Первые результаты экономических реформ.

3.6. Сравнение экономических преобразований в СССР в эпоху перестройки и рыночных реформ в России после 1991 г.

4. Список использованной литературы.

             

              1.1. Причины раскола церкви.

              Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка "ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.

              Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.

              Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое духовенство настаивало на исправление русских церковных книг и обрядов по греческому образцу.

              Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов. Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел намеченные реформы в жизнь.

              1.2. Содержание церковной реформы.

              Важнейшими обрядовыми изменениями явились:

             

Старорусская Церковь

Официальная Русская Православная Церковь

Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским) книгам, иконам

Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам, иконам

Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе.

Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку.

Крест почитать только вомьмиконечный.

Крест почитать только четырёхконечный.

С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад.

С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток.

Имя Спасителя писать: «Исус».

Имя Спасителя писать: «Иисус».

«Аллилуйя» петь дважды.

«Аллилуйя» петь трижды.

Иконам поклоняться только старым или списанным со старых.

Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов.

Унисонное (одноголосое) пение

Многоголосое пение

Начальные и исходные поклоны

Поясные и земные поклоны (метания).

 

              1.3. Последствия церковного раскола.

"Старообрядцы" отказались признавать проведенные Никоном реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. они были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.

              Начались жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты, продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали "гарь" - самосожжение.

              Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до 1676 г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие, считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от традиционной для православия молитвы за царя.

              Причины фанатического упорства раскольников коренились, прежде всего, в их уверенности, что никонианство - порождение сатаны. Однако сама эта уверенность питалась определенными социальными причинами.

              Среди раскольников было много духовных лиц. Для рядового священника нововведения означали, что всю свою жизнь он прожил неверно. К тому же многие священнослужители были малограмотны и не подготовлены к освоению новых книг и обычаев. Посадские люди и купечество также широко участвовали в расколе. Никон давно конфликтовал с посадами, возражая против ликвидации принадлежавших церкви "белых слобод". Монастыри и патриаршая кафедра занимались торговлей и промыслами, что раздражало купцов, считавших, что духовенство незаконно вторгается в их сферу деятельности. Поэтому посад с готовностью воспринимал все, шедшее от патриарха, как зло.

              Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских поборов.

              Среди раскольников не было архиереев. Некому было рукополагать новых священников. В этой ситуации часть старообрядцев прибегла к "перекрещиванию" ушедших в раскол никонианских священников, а другие вообще отказались от духовенства. Общиной таких раскольников-"беспоповцев" руководили "наставники" или "начетчики" - наиболее сведущие в Писании верующие. Внешне "беспоповское" направление в расколе напоминало протестантизм. Однако это сходство иллюзорно. Протестанты отвергали священство принципиально, считая, что человеку не нужен посредник в общении с Богом. Раскольники же отвергли священство и церковную иерарахию вынужденно, в случайно возникшей ситуации.

              Идеология раскола, строившаяся на неприятии всего нового, принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования, была крайне консервативна.

              1.4. Заключение.

              Но каким бы то ни было значение и роль Никона в решении вопроса о главенстве в русском государстве, несравнимо большим окажется его значение как церковного реформатора. Значение его реформы для Русской Церкви и по сей день огромно, так как была проведена наиболее тщательная и грандиозная работа по исправлению русских православных богослужебных книг. Она же дала мощный толчок развитию просвещения на Руси, необразованность которой сразу стала заметной при проведении церковной реформы в жизнь. Благодаря этой же реформе были укреплены и некоторые международные связи, которые помогли в дальнейшем появлению в России прогрессивных атрибутов европейской цивилизации (особенно во времена Петра I).

              Даже такое отрицательное последствие никоновской реформы, как раскол, имело, с точки зрения археологии, истории, культуры и некоторых других наук, свои «плюсы»: раскольники оставили после себя огромное множество памятников старины, а также стали основной составляющей нового, возникшего во второй половине XVII века, сословия – купечества. Во времена Петра I раскольники были и дешёвой рабочей силой во всех проектах императора. Но нельзя забывать о том, что церковный раскол стал и расколом русского общества, разобщил его. Староверы всегда подвергались гонениям. Раскол явился национальной трагедией русского народа.

 

              2.1. Факторы, повлиявшие на формирование культуры.             

              Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком».

              Различные факторы содействовали ее расцвету: отмена крепостного права, великие реформы, бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, рост национального самосознания и освободительной борьбы, формировании буржуазии и буржуазной интеллигенции, связи с культурой Запада. Были в России и факторы, тормозившие развитие культуры: споры «западников» и «славянофилов», царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.

             

 

              Просвещение и наука.

              Царизм был враждебен просвещению. Однако сила экономического развития постоянно расширяла потребности в квалифицированных кадрах для промышленности, транспорта, здравоохранения, государственной службы. Поэтому самодержавие вынуждено было открывать новые учебные заведения, разрешать издание журналов и открытие научных обществ. Книг стало издаваться больше. Общий уровень грамотности населения за вторую половину века вырос более чем в 3 раза. Но просвещение было уделом господствующих классов (школьный устав 1828 г., циркуляр 1887 г. “о кухаркиных детях”, охранительный университетский устав 1884 г.). Самодержавие стремилось также превратить университеты в присутственные места, а ученых – в чиновников. Преследовались многие ученые и были уволены, многие работали за границей. Царизм не спешил использовать открытия эпохи. В таких условиях естественные науки все-таки развивались.

              Во второй половине столетия выдающийся вклад в мировую культуру внесли ученые-натуралисты (физиолог И.М. Сеченов, химик Д.И. Менделеев) и многие другие  русские ученые (биологи Мечников и Ковалевский, математики Остроградский и Чебышев, физики Лебедев и Умов, химики Бутлеров и Марковников, географы Пржевальский и Миклухо-Маклай, медики Пирогов и Боткин, электротехники Якоби и Лодыгин, основоположник геохимии Вернадский, а также Яблочков, Можайский, Блинов, Циолковский).

              Общественные науки же обслуживали царизм (философы Гогоцкий, Юркевич, историки Погодин, Устрялов). Им противостояли революционные мыслители(Герцен и Чернышевский, Лавров и Бакунин) труды которых преимущественно издавались подпольно и за границей.

              Литература. Во второй половине столетия российская литература развивалась буквально под шквалом правительственных репрессий. Появлялись такие произведения, где разоблачается косность, паразитизм дворянства как господствующего класса дореформенной России, запечатлевшие процесс разложения того же класса в пореформенную эпоху, направленные против карательного террора. Итак, первая из главных проблем русской литературы 2-ой половины 19 в. – это обличение существующего строя. Второй проблемой было отображение жизни народа. Простые люди – главные герои произведений, в которых отображены горести и надежды городской бедноты, разобщенность интеллигенции и народа. Почти все классики русской литературы второй половины 19 в. представляли реалистическое направление.

              Искусство. Русское искусство переживало процесс становления реализма. Очень трудный был этот процесс в театрах. Они страдал от чрезмерного внимания царских властей, которое считало его увеселительным местом и навязывали ему соответствующий репертуар. Художники под воздействием общего наступления реализма начали отступать от правил академического классицизма. Образовалось Товарищество передвижных художественных выставок.

              2.2. Заключение.

              В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество — и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты — в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия — Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе — так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.

 

              3.1. Экономические реформы 1985-1991гг.             

              В сентябре 1985г. М.С. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации многосменного режима их работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

              В мае 1985г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была не только обеспечить всеобщую трезвость, но и повысить производительность труда.

              Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности (взрыв на Чернобыльской АЭС).

              Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

              Экономическая реформа 1987г. В короткий срок был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

—  расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

—  постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);

—  отказ от монополии внешней торговли;             

—  более глубокая интеграция в мировой рынок;

—  сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;

—  признание равенства на селе основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

              Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987г. Тогда же был принят ключевой документ реформы — «Закон о государственном предприятии».

              Несмотря на то, что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. — индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992г.).

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История Отечества"