Конституция РСФСР 1918 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ Конституции РСФСР 1918 года. Для решения цели поставлены следующие задачи:
Обозначить и рассмотреть предпосылки, историю создания, разработку и принятие Конституции РСФСР 1918 года.
Выявить и изучить основные положения Конституции РСФСР 1918 года.

Оглавление

Введение
Глава I. Предпосылки, история создания, разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года. 1.1. Основные принципы Конституции.
Глава II. Основные положения Конституции РСФСР1918 года.
2.1. Государственное устройство.
2.2. Права и обязанности граждан.
2.3.Советская избирательная система.
2.4.Центральные и местные органы управления.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.77 Кб (Скачать)

Конституция конкретизирует понятие “трудящийся”, давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники.

В. И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично для России, но оно не обязательно для других социалистических государств, где может сложиться другая обстановка классовой борьбы.

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе - по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов - городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Здесь, таким образом, выборы были двухстепенные.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, то есть здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допускалась третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей, то есть здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу - они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК. Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.

Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами. Единого для всей страны, даже губернии, а порой - и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.

Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно также родилось еще до Октября. Уже в “Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов”, опубликованном в газете “Правда” 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Принципы избирательного права, заложенные в Основном Законе РСФСР, были восприняты позднее Конституциями других советских республик, а также и некоторыми зарубежными странами.

   

 2.4. Центральные и местные органы власти

 

Итак, государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти конституция провозглашает Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал правительство РСФСР – совет народных комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты.

ВЦИК объявлялся высшим законодательным органом, распорядительным и контролирующим органом. Он формировал общее направление деятельности правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства.

Все решения правительства в обязательном порядке докладывались во ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.

Всего было образовано 18 народных комиссариатов. Единоличные решения народных комиссаров могли обжаловаться коллегией, образованной при народном комиссариате в Совет народных комиссаров или президиум ВЦИК.

Органами власти на местах являлись областные, уездные, волостные и губернские съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

Компетенцией центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство и так далее. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Законодательную власть осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров мог издавать распоряжения и декреты в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались Всероссийским центральным исполнительным комитетом.10

Важнейшей и, пожалуй, главной задачей возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей компетенции в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции.

Реальная проблема становления советского государства состояла в том, что Советы возникли стихийно, без четко очерченных функций и полномочий, на заводах и в деревнях. Действия Советов были независимы, никем не регулировались, и с точки зрения нормального государственного управления часто были разрушительны.11

Поэтому, превращение Советов в систему государственной власти было сложной и совершенно новой задачей для Советской власти. Конституция, сумела отразить существующие противоречия, и оставили открытыми пути их решения: вся власть принадлежит Советам, но верховная власть принадлежит центральным органом, полномочия которых Конституция не ограничила, а лишь обозначила как вопросы общегосударственного значения. А далее следовала статья 50 Конституции, которая предупреждала, что сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского центрального исполнительного комитета подлежат все вопросы, которые они признаю подлежащими их разрешению.

Задача превращения местных Советов в звено единой системы, в обычные органы местной власти, решались во многом через статьи о бюджете и налогах, которые фактически устанавливали финансовую монополию центральной власти. Поэтому эти статьи вызывали споры, в них видели ликвидацию лозунга “Вся власть Советам! ”. Западные историки признавались, что затрудняются истолковать первую конституцию РСФСР, настолько необычной для них была советская система. С одной стороны полномочия Советов несравненно шире, чем у западных муниципалитетов, а с другой стороны, они не обладают автономией по отношению к центральной власти.

 

Заключение

 

Итак подводя итог можно выделить следующие особенности данной Конституции :

1. Она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.

2. Из всех советских  конституций она была в наибольшей  степени идеологизированной, носила  открыто классовый характер. В  ней полностью отрицалась общедемократическая  концепция о народе как носителе  и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и  сельских Советах. Конституция напрямую  утверждала установление диктатуры  пролетариата. Руководствуясь интересами  рабочего класса в целом, Конституция  лишала отдельных лиц и отдельные  группы лиц прав, которые эти  лица или группы лиц использовали  в ущерб интересам социалистической  революции (ст. 23).

3. Конституция 1918г. отличается  от последующих также значительным  количеством программных положений, определяя во многих своих  статьях цели, на достижение которых  в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям  о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом  отсутствии субъектов, к фиксированию  некоторых прав граждан, нацеленных  на возможность их реализации  в будущем.

4. К числу отличительных  черт Конституции 1918г. относится  выход ее норм и положений  за рамки внутригосударственного  регулирования. Она включает установления  чисто политического характера, причем ориентированные на все  мировое сообщество. Так, в ст. 3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей  уничтожение всякой эксплуатации  человека человеком, полное устранение  деления общества на классы  беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической  организации общества и победы  социализма во всех странах...».

5. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. История  отечественного государства и  права. /Под ред. О. И.   Чистякова. Часть 2, М.,2001.

2. История  государства и права России: Учебник/ Под ред. С. А. Чибиряева. М., 2000.

3. Исаев  И. А.: История государства и права  России – М.,2004.

4.История  государства и права России. Учебник / Под ред. Ю. П. Титова. – М., 2003.

5.Козлова  Е. И., Кутафин О. Е.: Конституционное  право России – М., 2001.

6.Каар  Э. История Советской России. Большевистская  революция 1917-1923 гг. – М., 1990.

7. Первые  декреты советской власти. Сборник  документов. М., 1987.

8. Хрестоматия  по истории отечественного государства  и права .1917-1991 гг.-М., 1997.

 

 

 

1 История отечественного государства и права. Часть 2./Под ред. О.И. Чистякова. М.:Юристъ,2001.

2 Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917-1991 гг.-М.: Зерцало,1997.

3 История отечественного государства и права. Часть 2./Под ред. О.И. Чистякова. М.:Юристъ,2001.

 

4 История отечественного государства и права. Часть 2./Под ред. О.И. Чистякова. М.:Юристъ,2001.

5 Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917-1991 гг.-М.: Зерцало,1997.

6 .Козлова Е. И., Кутафин О. Е.: Конституционное право России – М., 2001.

7  Исаев И. А.: История государства и права России – М.,2004.

8 Каар Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923 гг. – М., 1990.

Информация о работе Конституция РСФСР 1918 года