Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:03, реферат
Конституция разрабатывалась и принималась в обстановке демократического подъема, при значительном влиянии трех западных держав-победительниц, с которыми согласовывались многие положения проекта и которые, по существу, утверждали их. После принятия Парламентским советом конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии (Свободного баварского государства), но вступила в силу и для нее.
Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять.
Законопроекты по другим вопросам, принятые бундестагом, тоже должны передаваться в бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется и вступает в силу. Если же он предлагает изменения и дополнения, то также создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета бундестаг вправе принять закон без согласия бундесрата. У бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Протест рассматривается бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов.
Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Это возможно в условиях объявления правительством состояния законодательной необходимости. Если правительство считает законопроект неотложным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага.
Парламент ФРГ, а именно бундестаг,
равно как и в других странах,
вправе делегировать правительству
полномочий по изданию актов, входящих
в сферу законодательной
При принятии закона о бюджете действуют правила, аналогичные правилам, установленным в других государствах (представление проекта только правительством, невозможность без согласия правительства вносить изменения, требующие дополнительных расходов, и др.) Макарчук В.С., Общая история государства и права зарубежных стран.
Как и в других странах,
парламент ФРГ осуществляет контроль
за деятельностью исполнительной власти,
но правительство несет
Канцлер и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием принять закон, необходимый правительству. В этом случае при выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению президента) или роспуск, парламента (бундестага: верхняя палата не распускается). Роспуск парламента по указу президента следует, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.
Парламент обладает и другими
полномочиями, присущими законодательному
органу: ратифицирует международные
договоры (это делает обычно бундестаг,
но на некоторые договоры требуется
согласие бундесрата), объявляет состояние
обороны при условии угрозы агрессии,
формирует некоторые другие высшие
органы государства (бундестаг участвует
в выборах президента республики,
бундестаг и бундесрат
Если парламент не может собраться, то решения, имеющие силу закона, в период состояния обороны принимаются совместным комитетом, состоящим из 33 членов, 2/3 из которых -- депутаты бундестага и 1/3 -- члены бундесрата. Эти решения могут быть отменены бундестагом с согласия бундесрата.
Федеральный Президент и федеральное правительство. Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному президенту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством.
Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами -- Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока Полиархия//Зарубежная политология. Словарь-справочник.- М: Луч. 1998..
Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом, который прекращается в случаях, установленных конституцией для ответственности президента.
По конституции федеральный
президент обладает значительными
полномочиями. Он представляет государство,
заключает международные
Ответственность президента
заключается в лишении его
данной должности. Это возможно в
случае обвинения в умышленном нарушении
конституции или закона. Такое
обвинение могут выдвинуть
Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.
Федеральное правительство.
Основные рычаги руководства государством
в ФРГ принадлежат
Положение канцлера, обязанности министров, порядок работы правительства и другие вопросы регулируются специальным регламентом, который утверждается президентом (действует регламент 1951 г. в неоднократно изменявшейся редакции).
Федеральный канцлер избирается
бундестагом по предложению президента.
Избранным считается лицо, которое
получит абсолютное большинство
голосов в бундестаге, т.е. федеральный
президент практически может
предложить, а бундестаг избрать
канцлером лидера партии (коалиции
партий), которая располагает
Если предложенное президентом лицо не получает большинства голосов, бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Если избрание канцлера в течение 14 дней не состоялось абсолютным большинством голосов, проводится второй тур, в котором для избрания достаточно относительного большинства. Если и такая процедура не дала результатов, президент в течение 7 дней сам назначает канцлера (по существу, временно) и одновременно распускает парламент с назначением даты новых выборов. Это положение в ФРГ ни разу не применялось.
В назначении федеральных министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются президентом по предложению канцлера, а увольняются канцлером (юридически -- это делается актом президента по требованию канцлера) Каменская Р.В., Родионов А.Н. Политические системы современности.- М: Пресс.- 1994.
Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры, которых он назначает и смещает (с помощью указов президента), действуют в рамках установленных направлений политики самостоятельно, но несут за это ответственность перед канцлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, которая может выразить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает правительство.
Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.
Судебная власть. В Германии
функционирует разветвленная
Названные пять высших судебных органов независимы по отношению друг к другу и к другим органам. Если между ними возникают разногласия (скажем, неодинаково применяется тот или иной закон), то созывается совещание (оно называется "сенат") из представителей этих органов, которое принимает решения, обеспечивающие единство судебной практики.
Каждая ветвь судебной
власти (кроме конституционной
Суды общей компетенции
рассматривают уголовные и
В системе общих судов
большую часть уголовных и
гражданских дел рассматривает
участковый суд, в котором судопроизводство
обычно осуществляет единолично судья.
Суд земли рассматривает более
сложные уголовные и
Прокуратура в Германии, как и во Франции, не составляет отдельной системы, а действует при судах, Находясь в общем подчинении министра юстиции. Прокуроры расследуют наиболее сложные дела с помощью полицейских служб и предъявляют обвинение. По уголовным делам судебное разбирательство всегда, в том числе по делам частного обвинения, которые возбуждаются самими потерпевшими, осуществляется с участием прокурора. Прокуроры вправе в определенных случаях участвовать и в рассмотрении гражданских дел.
3. Немецкий федерализм
Создание современного германского
федерализма было в значительной
мере результатом политики западных
оккупационных держав, которые таким
путем хотели ослабить возможность
возрождения централизованного
милитаристского германского
После объединения двух германских
государств в состав ФРГ входит 16
земель, являющихся ее субъектами, в
том числе три города -- Берлин,
Гамбург и Бремен. Между землями существуют
различия в уровне экономического развития,
в исторических традициях, размерах территории,
численности населения. Крупнейшая по
территории земля Бавария в 174 раза больше
самой малой земли Бремен, а наиболее населенная
земля Северный Рейн -- Вестфалия в 26 раз
превосходит тот же Бремен. Различаются
и диалекты земель, но не языковый фактор
стал основанием их обособления, так как
все это немецкий язык. ФРГ построена по
территориальному принципу. При обособлении
земель учитывались прежде всего исторические
традиции, экономические связи. Других
территориальных образований, кроме земель,
являющихся субъектами федерации, в ее
составе не существует (административно-
Информация о работе Конституция и конституционное развитие в ФРГ. Охрана основного Закона