Конституция 1977г

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 03:39, реферат

Краткое описание

Вопрос разработке новой конституции возник еще в период правления Хрущева. С одной стороны можно сказать, что объективной потребности в ее создании не было. Общественный строй в СССР оставался в принципе неизменным, те или иные новые явления вполне можно было уложить в рамки Конституции 1936 г. Однако в руководящих кругах родилась идея, что советское общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства и т.п. В связи с этим стали говорить, что прежний

Оглавление

Причины разработки новой конституции.
Процесс создания новой конституции.
Характеристика Конституции:
Общая характеристика.
Новеллы и структура Конституции.
Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией.

Файлы: 1 файл

Реферат ИОГП.docx

— 78.90 Кб (Скачать)

Остановимся на важнейших  особенностях новой Конституции. Как  уже подчеркивалось ранее, одним  из главных вопросов для принятия этой Конституции был вопрос о "портрете" общества. Поэтому не случайно примечательной чертой Основного Закона является более  широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного  строя страны. Не надо видеть в этом попытку заурегулировать общественное развитие; наоборот, именно стремление определить его характер и перспективы  побудили перенести соответствующие  положения из партийных документов КПСС в Конституцию, т.е. придать  им (помимо политического) еще и всеобъемлющий  юридический характер. Новая Конституция  не только фиксирует построение в  СССР зрелого социализма. В преамбуле, как уже говорилось, дается подробная  характеристика развитого социалистического  общества.

Исходя из консолидации различных  слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" - ее составлял "нерушимый  союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция провозгласила  крупномасштабную программу социально-культурной политики, учитывающую потребности  различных слоев общества (глава 3 - "Социальное развитие и культура").

Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит  об "основе экономической системы  СССР" - ее составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество  профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для  осуществления уставных задач (ст.10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и  его результаты определяют положение  человека в обществе (ст.14). Конституция  говорит о том, что руководство  экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание  централизованного управления с  хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование  хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и  стимулов (ст.16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных  промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан  и членов их семей (ст.17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение  в ней категории полновластия народа. Продолжая в этом плане  традицию советского варианта конституционного регулирования - громко говорить об участии  народа в управлении страной, независимо от реальности - все-таки Конституция содержит очень важные политические постулаты. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст.10 Конституции РСФСР 1918 г), "трудящимся города и деревни" (ст.3 Конституции СССР 1936 г). Конституция 1977 г. впервые записала в ст.2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст.2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст.7-8). Конституция сказала (ст.5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст.48).

Конституция СССР закрепила  всю политическую систему советского общества как совокупность государственных  и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые  реализуется полновластие народа.

Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые.

Причем в отношении  трудовых коллективов вопрос решался  непросто. Сначала в проекте Конституции  статья о них находилась в главе  второй - "Экономическая система".Т. е. трудовым коллективам тем самым  как бы отводилась роль лишь первичной  производственной ячейки. Однако в  конце концов данная статья была перемещена в главу первую. Этим подчеркивалась возможность трудовых коллективов  более действенно участвовать в политической жизни страны. Однако, конечно, предполагалось участие трудового коллектива как единого целого в делах города, области, республики, Союза ССР. Вряд ли предполагалось превращение самих трудовых коллективов в арену внутренних политических страстей. И хотя включением статьи о трудовых коллективах в главу о политической системе такое объективно не исключалось, но на момент принятия Конституции об этом не думали даже отвлеченно. Ведь в каждом коллективе если и была ячейка политического характера, то лишь единственной правящей партии (да примыкающего к ней комсомола). Это позже, когда стали возникать различные партии, создание их первичных ячеек в трудовых коллективах неизбежно заставило думать о возможном превращении цехов, ферм и лабораторий в место политических баталий, и президентским указом трудовым коллективам было предложено заниматься основным делом, а политическая жизнь перемещалась за пределы заводских проходных.

Новая Конституция СССР закрепила  положение КПСС как руководящей  и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые  ст.6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей  роли Коммунистической партии.

 

    1. Изменение в структуре и функциях государственного аппарата, вводимых Конституцией.

 

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что  в ст.1 отражена природа СССР как  общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Конституция СССР 1977 г. содержит много норм, которые (по крайней мере, в словесном выражении направлены на дальнейшее расширение и углубление демократии. Впервые в ст.9 специально зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание  социалистической демократии" и  указаны пути ее развития. Конституция  предусмотрела широкое переплетение государственных и общественных начал в демократии, активное участие  граждан в решении задач общества и государства как лично, так  и через общественные организации, трудовые коллективы, органы общественной самодеятельности населения (ст.7, 8, 48, 51).

Довольно обстоятельно в  новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной  власти. Отражая факт изменения (упрочения) социальной базы государства, Конституция  дает им теперь новое наименование - Советы народных депутатов. Кроме  того, ст.2 формулируется так, что  из нее сразу видна роль Советов  как главной формы осуществления  власти народа; в ней зафиксировано  также, что все другие государственные  органы подконтрольны и подотчетны Советам.

Особая роль Советов обусловила включение и Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся  система Советов, увеличен с четырех  до пяти лет срок полномочий Верховных  и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено  руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Конституция 1977 г. закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права  при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права  во все Советы до 18 лет (ранее для  Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан  и общественных организаций активно  участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в  два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение  в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение  в Конституцию специальной главы  о народном депутате; основой для  ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов  в СССР.

Еще одна особенность содержания Конституции 1977 г. - более широкое, чем  раньше, регулирование статуса личности. Наглядно даже простое сравнение  объема: гл. Х Конституции СССР 1936 г. ("Основные права и обязанности  граждан") состояла из 16 статей - раздел II "Государство и личность" Конституции 1977 г. имеет 37 статей, кроме  того, гражданину, личности посвящен ряд  положений преамбулы, гл.2 (Экономическая  система), гл.3 (Социальное развитие и  культура) и других глав Основного  Закона.

Не менее существенны  концептуальные решения. В частности, понятием "личность" Конституция  подчеркивала высокий приоритет  интересов индивида, свое стремление всеобъемлющего учета различных  проявлений человека в обществе и государстве. Применением связки понятий "Государство и личность" отнюдь не хотели показать зависимое положение человека, приоритет по отношению к нему государства (кое-кто сегодня склонен именно к такой трактовке). Думается, речь шла о другом - об обеспечении достойного положения личности в государстве, заботе государства о личности, праве личности требовать от государства определенного отношения к себе, но вместе с тем и о праве государства требовать от гражданина учета своих интересов и правомерного поведения.

Не менее важно и  то, что раздел "Государство и  личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу  текста). Новый Основной Закон тем  самым подчеркивал, что статус личности обусловлен общественным строем, вытекает из политической и экономической  систем, обусловлен функциями государства, его политикой в области социального  развития и культуры; а сам статус, в свою очередь, подлежит учету при  решении вопросов национально-государственного строительства и в деятельности государственных органов.

Конституция закрепила широкий  круг прав, свобод и обязанностей граждан  СССР. Многие из них и ранее были в Конституции, но теперь содержание этих прав и их гарантии настолько  расширялись, что можно говорить об определенном качественном изменении. Вместе с тем на конституционном  уровне провозглашались и новые  права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и  художественного творчества, право  вносить в государственные органы и общественные организации предложения  об улучшении их деятельности, критиковать  недостатки в работе и т.д. Конституция  одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела  также категорию "долг граждан".

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение  законности в стране. Впервые принцип  законности зафиксирован (ст.4) как один из принципов политической системы  общества. Появилась ст.57, говорящая  о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность  всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

Конституция СССР 1977 г. исходила из принципа преемственности в регулировании  вопросов национально-государственного устройства СССР. В этом плане упомянутый майский пленум ЦК КПСС 1977 г. дал  такой ориентир: "Опыт показал, что  основные черты федеративного устройства СССР полностью оправдали себя. Поэтому  нет нужды вносить какие-либо принципиальные изменения в формы  советской социалистической федерации".

Однако, хотя формы и остались прежними, в союзном конституционном  регулировании было уделено гораздо  большее внимание их отражению. Достаточно сказать, что, если в Конституции 1936 г. была одна краткая глава "Государственное  устройство", в Конституции 1977 г. раздел III "Национально-государственное  устройство" более широк, состоит  из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие - соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным округам (это понятие  пришло в данной Конституции на смену  понятию "национальные округа", тем  самым поставив точку в споре, являются ли округа административно-территориальными единицами или автономными образованиями, в пользу последнего положения).

Учтены многие новые моменты  в национально-государственном развитии. В частности, к существующим гарантиям  прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении  союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Вместе с тем разработчики Конституции нашли, что имеет место прогрессирующее сближение наций и народностей СССР, а отсюда необходимо усилить союзные начала государства. Это отразилось прежде всего в самом определении Союза ССР (ст.70) как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статей Конституции: ст.16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс), ст.73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, проведение единой социально-экономической политики, руководство единой денежной и кредитной системой и т.д.), ст.89 (Советы - единая система органов государственной власти) и др.

Информация о работе Конституция 1977г