Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 03:39, реферат
Вопрос разработке новой конституции возник еще в период правления Хрущева. С одной стороны можно сказать, что объективной потребности в ее создании не было. Общественный строй в СССР оставался в принципе неизменным, те или иные новые явления вполне можно было уложить в рамки Конституции 1936 г. Однако в руководящих кругах родилась идея, что советское общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства и т.п. В связи с этим стали говорить, что прежний
Причины разработки новой конституции.
Процесс создания новой конституции.
Характеристика Конституции:
Общая характеристика.
Новеллы и структура Конституции.
Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией.
Остановимся на важнейших
особенностях новой Конституции. Как
уже подчеркивалось ранее, одним
из главных вопросов для принятия
этой Конституции был вопрос о "портрете"
общества. Поэтому не случайно примечательной
чертой Основного Закона является более
широкое, чем в предшествующих конституциях,
регулирование основ
Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" - ее составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция провозгласила крупномасштабную программу социально-культурной политики, учитывающую потребности различных слоев общества (глава 3 - "Социальное развитие и культура").
Конституция вместо понятия
"экономическая основа СССР" говорит
об "основе экономической системы
СССР" - ее составляет социалистическая
собственность на средства производства
в форме государственной (общенародной)
и колхозно-кооперативной
Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Продолжая в этом плане традицию советского варианта конституционного регулирования - громко говорить об участии народа в управлении страной, независимо от реальности - все-таки Конституция содержит очень важные политические постулаты. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст.10 Конституции РСФСР 1918 г), "трудящимся города и деревни" (ст.3 Конституции СССР 1936 г). Конституция 1977 г. впервые записала в ст.2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст.2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст.7-8). Конституция сказала (ст.5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст.48).
Конституция СССР закрепила
всю политическую систему советского
общества как совокупность государственных
и негосударственных
Глава "Политическая система"
вводилась в Конституцию
Причем в отношении трудовых коллективов вопрос решался непросто. Сначала в проекте Конституции статья о них находилась в главе второй - "Экономическая система".Т. е. трудовым коллективам тем самым как бы отводилась роль лишь первичной производственной ячейки. Однако в конце концов данная статья была перемещена в главу первую. Этим подчеркивалась возможность трудовых коллективов более действенно участвовать в политической жизни страны. Однако, конечно, предполагалось участие трудового коллектива как единого целого в делах города, области, республики, Союза ССР. Вряд ли предполагалось превращение самих трудовых коллективов в арену внутренних политических страстей. И хотя включением статьи о трудовых коллективах в главу о политической системе такое объективно не исключалось, но на момент принятия Конституции об этом не думали даже отвлеченно. Ведь в каждом коллективе если и была ячейка политического характера, то лишь единственной правящей партии (да примыкающего к ней комсомола). Это позже, когда стали возникать различные партии, создание их первичных ячеек в трудовых коллективах неизбежно заставило думать о возможном превращении цехов, ферм и лабораторий в место политических баталий, и президентским указом трудовым коллективам было предложено заниматься основным делом, а политическая жизнь перемещалась за пределы заводских проходных.
Новая Конституция СССР закрепила
положение КПСС как руководящей
и направляющей силы советского общества,
ядра его политической системы. Впервые
ст.6 Конституции отразила основные
направления осуществления
Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в ст.1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.
Конституция СССР 1977 г. содержит
много норм, которые (по крайней мере,
в словесном выражении
Довольно обстоятельно в
новой Конституции отражена возрастающая
роль представительных органов государственной
власти. Отражая факт изменения (упрочения)
социальной базы государства, Конституция
дает им теперь новое наименование
- Советы народных депутатов. Кроме
того, ст.2 формулируется так, что
из нее сразу видна роль Советов
как главной формы
Особая роль Советов обусловила
включение и Конституцию
Конституция 1977 г. закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.
Новшеством явилось включение
в Конституцию специальной
Еще одна особенность содержания
Конституции 1977 г. - более широкое, чем
раньше, регулирование статуса
Не менее существенны концептуальные решения. В частности, понятием "личность" Конституция подчеркивала высокий приоритет интересов индивида, свое стремление всеобъемлющего учета различных проявлений человека в обществе и государстве. Применением связки понятий "Государство и личность" отнюдь не хотели показать зависимое положение человека, приоритет по отношению к нему государства (кое-кто сегодня склонен именно к такой трактовке). Думается, речь шла о другом - об обеспечении достойного положения личности в государстве, заботе государства о личности, праве личности требовать от государства определенного отношения к себе, но вместе с тем и о праве государства требовать от гражданина учета своих интересов и правомерного поведения.
Не менее важно и
то, что раздел "Государство и
личность" был поставлен вторым
в Конституции 1977 г. (в Конституции
1936 г. глава о правах и обязанностях
располагалась ближе к концу
текста). Новый Основной Закон тем
самым подчеркивал, что статус личности
обусловлен общественным строем, вытекает
из политической и экономической
систем, обусловлен функциями государства,
его политикой в области
Конституция закрепила широкий
круг прав, свобод и обязанностей граждан
СССР. Многие из них и ранее были
в Конституции, но теперь содержание
этих прав и их гарантии настолько
расширялись, что можно говорить
об определенном качественном изменении.
Вместе с тем на конституционном
уровне провозглашались и новые
права граждан: на охрану здоровья,
жилище, пользование достижениями культуры,
свобода научного, технического и
художественного творчества, право
вносить в государственные
Многие нормы Конституции
1977 г. были направлены на обеспечение
законности в стране. Впервые принцип
законности зафиксирован (ст.4) как один
из принципов политической системы
общества. Появилась ст.57, говорящая
о том, что "уважение личности, охрана
прав и свобод граждан - обязанность
всех государственных органов, общественных
организаций и должностных лиц"
Конституция СССР 1977 г. исходила
из принципа преемственности в
Однако, хотя формы и остались
прежними, в союзном конституционном
регулировании было уделено гораздо
большее внимание их отражению. Достаточно
сказать, что, если в Конституции 1936
г. была одна краткая глава "Государственное
устройство", в Конституции 1977 г.
раздел III "Национально-государственное
устройство" более широк, состоит
из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР,
другие - соответственно союзной республике,
автономной республике, автономным областям
и автономным округам (это понятие
пришло в данной Конституции на смену
понятию "национальные округа", тем
самым поставив точку в споре,
являются ли округа административно-
Учтены многие новые моменты
в национально-государственном