Конституция 1977г

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 03:39, реферат

Краткое описание

Вопрос разработке новой конституции возник еще в период правления Хрущева. С одной стороны можно сказать, что объективной потребности в ее создании не было. Общественный строй в СССР оставался в принципе неизменным, те или иные новые явления вполне можно было уложить в рамки Конституции 1936 г. Однако в руководящих кругах родилась идея, что советское общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства и т.п. В связи с этим стали говорить, что прежний

Оглавление

Причины разработки новой конституции.
Процесс создания новой конституции.
Характеристика Конституции:
Общая характеристика.
Новеллы и структура Конституции.
Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией.

Файлы: 1 файл

Реферат ИОГП.docx

— 78.90 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Причины разработки новой конституции.
  2. Процесс создания новой конституции.
  3. Характеристика Конституции:
    1. Общая характеристика.
    2. Новеллы и структура Конституции.
    3. Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причины разработки новой Конституции.

 

Вопрос разработке новой  конституции возник еще в период правления Хрущева. С одной стороны  можно сказать, что объективной  потребности в ее создании не было. Общественный строй в СССР оставался  в принципе неизменным, те или иные новые явления вполне можно было уложить в рамки Конституции 1936 г. Однако в руководящих кругах родилась идея, что советское общество и  государство вступили в эпоху  развитого социализма, общенародного  государства и т.п. В связи с  этим стали говорить, что прежний  Основной Закон отвечал эпохе  победы социализма в основном, созданию основ социализма, а теперь требуется  Конституция зрелого социализма. Довольно отчетливо просматривался и следующий фактор: Н.С. Хрущеву явно хотелось отметить в истории «хрущевскую конституцию».

Конституция была скорее плодом кодификации советского законодательства, чем нового творчества. Она, конечно, отразила те изменения в общественном и государственном строе, которые накопились за предшествующее сорокалетие, однако поскольку эти изменения не были коренными, то и Конституция не имела принципиальных отличий от предшествующей. Это не означает, конечно, что в ней вообще не было ничего нового, но все новинки касались лишь частных вопросов. Конечно, такие частности были полезными и заслуживали одобрения, но ничего не меняли в основных положениях общественного строя, форме государственного единства, государственном механизме и пр.

Хотя потребность в  новой конституции спорна, нельзя не отметить следующий фактор: новая  конституция должна была уничтожить пережитки сталинской системы.

Основные причины создания новой конституции:

1) Экономические предпосылки создания новой конституции выражались в том, что в Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. Теперь же социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

2) Социальная сфера не требовала каких-либо существенных изменений, но нуждалось в обновлении. Причина в том, что возросла численность рабочего класса (1936г- 1/3, 1977г- 2/3), повысилась образованность населения, а в связи с этим усилилась политическая активность граждан. Возрастает удельный вес интеллигенции. Современный крестьянин родился и вырос в колхозе и его психология уже сформировалась на социалистической, коллективисткой основе.

3) По созданной концепции, в решении задач строительства коммунистического общества активно участвуют не только государство, но и негосударственные организации. Чтобы всех их консолидировать, в теорию и конституционную терминологию вводилось понятие "политическая система советского общества". Все организации (государственные и общественные) интегрируются в рамках политсистемы общества, которая служит интересам социалистического народовластия. Создается мощная государственно-общественная связка для управления и государственными, и общественными делами. Это единство направления в развитии политической системы, принципы и механизм ее функционирования надо было также отразить в Основном Законе.

4) В области национально-государственного строительства в Конституции предполагалось решить ряд задач: исходить не только из юридического, но и фактического равенства наций; отразить ту степень единства советских людей, при которой возникла их новая историческая общность - многонациональный советский народ; учесть интеграционные процессы в СССР, когда многие вопросы требуют единства подходов к их решению на уровне Союза ССР (фактор, который позже стал поводом для критики чрезмерной централизации руководства страной), в том числе создание экономики СССР как единого народнохозяйственного комплекса; отразить высокий уровень развития республик, их все более активное участие в делах СССР, в остальном - самостоятельное решение вопросов своего ведения, обеспечение комплексного развития территорий республик.

5) Также в новой конституции намечалось отразить условия дальнейшего развития советской демократии - участие трудящихся в управлении государственными и общественными делами, повышение роли общественных организаций и органов общественной самодеятельности населения, народного контроля, общественного мнения.

Подводя итоги, можно констатировать, что все таки был ряд объективных предпосылок появления новой Конституции: стремление укрепить в политическом режиме начала законности, предотвратить возможность массового произвола, унижения личности; переход от постулатов власти одной части общества (диктатуры пролетариата) к общенародному государству и участию в осуществлении функций народовластия всех слоев общества. необходимость закрепления в Конституции широкого круга прав и свобод граждан, более четких полномочий государственных органов, соотношения возможностей Союза и республик. Конечно, эта Конституция также должна была стать идеологизированным документом, отражать "нерушимое единство" общества и всех народов страны, гармоничность развития, всеобщее признание руководящей роли КПСС, "грандиозные успехи" именно социалистического пути человечества, модель "настоящего" социализма и т.п.

 

2. Процесс создания новой Конституции.

 

Впервые на необходимость  изменения и дополнения Конституции  указал XXI съезд КПСС в 1959 году, сделавший  вывод о полной и окончательной  победе социализма в СССР.

В 1962 г. была сформирована конституционная  комиссия, призванная выработать проект нового Основного Закона для общества развитого социализма. Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного самоуправления.

15 июня 1962 г.       -   На   заседании    Конституционной    комиссии  обсуждены  основные  задачи   по   подготовке проекта   новой  Конституции  и   образовано 9 подкомиссий.

Июнь 1962 г. – июнь 1964 г. - Подготовка в подкомиссиях     порученных им вопросов и представление предложений в Конституционную комиссию.

После октябрьского (1964 г.) Пленума  ЦК КПСС, на котором пер­ вым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, в  составе Кон­ ституционной комиссии произошли существенные изменения.

11 декабря 1964 г. – Председателем  Конституционной     комиссии  Верховный Совет СССР утвердил Л.И.Брежнева.

Данное обстоятельство, однако, не привело к повышению активности в работе над проектом Конституции. Более десяти лет Конституционная  комиссия практически бездействовала. В течение этого десятилетия  произошли изменения в характеристике существовавшего в стране общественного строя. В ноябре 1967 г. в докладе, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции, Л.И. Брежнев заявил о построении в СССР развитого социалистического общества. Естественно, понадобилось время, чтобы выработать и обосновать теорию развитого социализма и с ее учетом разрабатывать проект Конституции. На это было обращено особое внимание на состоявшемся в 1971 г. XXV съезде Коммунистической партии. После съезда работа Конституционной комиссии интенсифициро­ валась. Майский (1977 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР и одобрил его в основном. Вслед за этим Президиум Верховного Совета СССР принял указ о вынесении проекта на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 г. проект новой Конституции СССР был опубликован в центральной и местной печати. Началось его всенародное обсуждение, которое про­ должалось около четырех месяцев. В обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, или более 4/5 взрослого населения страны. Проект был рассмотрен и одобрен на 1,5 млн. собраний трудовых кол­ лективов, воинских частей и граждан по месту жительства, 450 тыс. партийных и 465 тыс. комсомольских собраний. Проект Конституции был обсужден и одобрен на сессиях более чем 50 тыс. местных Советов и на сессиях Верховных Советов всех союзных и автономных респуб­ лик. В ходе обсуждения от трудящихся страны поступило 180 тыс. писем. В целом в ходе всенародного обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, направленных на уточнение, улучшение и дополнение проекта Конституции. Все поступившие предложения были изучены и обобщены, а затем рассмотрены на заседаниях Конституционной комиссии и Президиума Верховного Совета СССР. Многие предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения, были учтены и использованы при доработке проекта Конституции.

7 октября 1977 г. состоялось  голосование по проекту Конституции  СССР. Оно было проведено в  следующем порядке: голосование  по преамбуле, затем по каждому  разделу в отдельности и в  заключение по проекту Конституции  в целом. Депутаты Совета Союза  и Совета Национальностей голосовали  раздельно, по принципу "за", "против" или "воздержался". Конституция СССР была принята  7 октября единогласно. 

Кроме того, Верховный Совет  СССР также раздельным голосованием по палатам единогласно принял 7 октября: Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР;

Закон СССР об объявлении дня  принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником*(99) и  Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного  Закона) СССР.

  1. Характеристика Конституции.
    1. Общая характеристика.

Конституция подчеркивала свою преемст- венность с предшествующими  ей Конститу- циями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатиро-

валось построение «развитого социалистического общества» и  создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на постро- ение «бесклассового коммунистического  общества», базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы при- знавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы  — Советы.

В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии (ст. 6). В  тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внеш- ней политике, статусе народного  депутата, вводная часть (преамбула).

Конституция состояла из девяти разделов: I. Основы общественного строя  и политики; II. Государство и личность; III. Национально-государ- ственное устройство; IV. Советы народных депутатов и порядок  их из- брания; V. Высшие органы власти и  управления; VI. Основы построения органов  государственной власти и управления в союзных республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демокра- тии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государст- венных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культу- ры, свободу творчества.

В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. За каждой  союзной республикой Конституция  закрепляла право выхода из состава  СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью  подчер- кивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

 

 

3.2 Новеллы и структура Конституции 1977 г..

 

Конституция СССР 1977 г. готовилась на началах, с одной стороны, преемственности  по отношению к предшествующим основным законам, с другой стороны - новизны  по сравнению с ними. Такова была официальная ее оценка, в частности, майским (1977 г) пленумом ЦК КПСС, рассмотревшим  проект Конституции и давшим решающий толчок ее обсуждению и принятию. Возможно, официальное руководство страны и не могло иначе говорить о Конституции. Однако обращение к ее тексту говорит о том, что начала "преемственности" весьма скромны в данной Конституции, зачастую выражаются в словесной "шелухе" по поводу укрепления социализма, о его новом этапе. Новеллы Конституции дают представление все же о сравнительно ином облике строя, общества, власти, статуса личности. Наверное, и свой опыт, и события в других социалистических государствах (с их попытками объявить демократический социализм) не прошли даром.

Даже в структурном  плане это был все-таки новый  Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой  не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней  дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного  государства. Структурно новая Конституция  делится на разделы и главы, а  Конституция 1936 г. - только на главы. В  Конституции 1977 г.8 новых глав, 75 абсолютно  новых статей; 99 статей касаются тех  же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую  Конституцию без изменений.

Конституция СССР 1977 г. опирается  на предшествовавшее ей обновление и  совершенствование законодательства, учитывает принятые законодательные  акты, которые, как отмечалось на майском  пленуме ЦК 1977 г., "стали как  бы кирпичиками, из которых складываются многие статьи новой Конституции".

Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и  политики СССР (гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества); II. Государство и личность (гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственное устройство СССР (гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат); V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР); VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления); VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура); VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

Информация о работе Конституция 1977г