Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Термин «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом». Это сложное государство. В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д.

Оглавление

Федерация в зарубежных странах__________________________________________________3
Правовое положение субъектов федерации__________________________________________5

Размежевание компетенций между федерацией и ее субъектами________________________7
Органы субъектов федерации_____________________________________________________9
Список литературы_____________________________________________________________10

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

      Наиболее  развернуто и подробно основания  федерального вмешательства урегулированы  конституциями Бразилии и Швейцарии.

      2. Большинство конституций зарубежных федераций, регулируя порядок осуществления федерального принуждения, закрепляют право на федеральное вмешательство за главами центральной исполнительной власти. Для реализации такого права, как правило, требуется согласие высшего законодательного органа власти страны. Согласно ст. 37 Основного закона ФРГ, если земля не выполняет возложенных на нее федеральных обязанностей, Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы в порядке федерального принуждения побудить землю к выполнению своих обязанностей. Однако после получения санкции Бундесрата правительство или его уполномоченный приобретает дискреционное право для проведения мер  федерального принуждения давать указания всем землям и их учреждениям.

      Для введения центрального правления в  субъектах индийской или пакистанской федераций президенты этих стран  должны получить доклад губернатора, но могут действовать и по своей  инициативе, если придут к убеждению, что возникла ситуация при которой  управление штатом или провинцией не может осуществляться в соответствии с положениями конституций. После этого прокламация должна быть утверждена резолюциями обеих палат федеральных парламентов.

      Редким  исключением является конституция  Швейцарии 1874 года, наделившая правом на осуществление федерального вмешательства высший представительный орган власти – Федеральное Собрание. Причем Федеральное Собрание может принять решение о федеральном вмешательстве как по собственной инициативе, так и по просьбе субъекта швейцарской федерации.

      3. Анализ конституционно-правовых  норм и практики федерального  принуждения в зарубежных странах  позволяет выявить широкий перечень  мер, применяемых в рамках федерального вмешательства. Например, меры федерального вмешательства, применяемые Федеральным Собранием Швейцарии включают в себя:

      - оказание федеральными властями  финансового давления на субъекты (отказ от выплаты кантону его  доли  в союзных доходах, компенсаций  или субсидий);

      - исполнение органами федерации  союзных законов или постановлений без участия кантональных властей и за счет средств кантона, если кантон не выполняет союзных законов и постановлений;

      - отмену кантональных актов, если  они противоречат союзному праву;

  • передачу функций управления в кантоне в руки федерального комиссара; принуждение вооруженной силой1.

     В Мексике губернаторы штатов, депутаты законодательных органов, члены  высших судов штатов в случае нарушения  ими федеральной Конституции  и федерального законодательства подлежат увольнению с запрещением в дальнейшем занимать должности в государственных органах и осуществлять какие-либо поручения, относящиеся к государственной службе (п.3ст.110 Конституции Мексики). Кроме того, ч.3 ст.108 Конституции содержит положение, согласно которому губернаторы штатов, депутаты законодательных органов и члены высших судов штатов ответственны за нарушение Конституции и законов Мексики, а также за ненадлежащее использование федеральных фондов и ресурсов.

     В Германии согласно абз. 2 ст. 91 Основного  Закона Федеральное правительство может подчинить своим указаниям полицию в земле и полицейские силы других земель, а также использовать подразделения федеральной пограничной охраны и вооруженных.

      Таким образом, меры федерального вмешательства, применяемые в зарубежных федерациях можно условно классифицировать на меры:

  • направленные на отмену актов органов субъектов федерации (исполнительных, законодательных органов);
  • направленные на утрату правового положения органов власти и должностных лиц субъектов федерации (роспуск законодательного органа, отстранение от должности главы исполнительной власти);
  • изменяющие в целом правовой статус территории (ввод специальных военных или полицейских подразделений, режим федерального управления, перераспределение полномочий между федеральными органами  государственной власти и органами субъектов федерации.
 

4. Органы  субъектов федерации. 

     Для осуществления исключительных полномочий федерации на территории субъектов  в некоторых федерациях создаются  территориальные федеральные органы – делегатуры (отделы управления) тех министерств которые занимаются вопросами общефедеральной компетенции (например: внутренних дел, юстиции, информации, труда). Если эти вопросы относятся к совместной компетенции федерации и субъектов, такие отделы обычно находятся в двойном подчинении.

     Формы участия субъектов федерации  в решении общегосударственных  вопросов. Существует множество способов. К их числу относятся

     - осуществление совместной компетенции  федерации и ее субъектов. Издаются  законы федерации и субъекта, но превалирует федеральный закон, а не закон субъекта.

     - создание особой палаты в парламенте, - сенат, федеральные законы не  принимаются без согласия сената. Но принимается, если нижняя  палата преодолеет отказ верхней  палаты квалифицированным большинством  голосов;

     - должностные лица автоматически включаются в общефедеральные органы;

     - представительство субъектов федерации при центральных органах;

     - периодически созываются на совещания  премьер-министр федерации и премьер-министры  субъектов, результаты иногда  оформляются федеральным законом;

     - совещания президента и глав  исполнительной власти субъектов;

     - совещания руководителей одноименных  министерств федерации и субъектов;

     - участие субъектов федерации  в заключении международных договоров,  касающихся их. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран: Методические указания / Линик  Л.Н., Малюткин В.А.. - Чебоксары; Изд-во  Чуваш. ун-та, 2004. - 524 с. 

2. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран: Учебник / Мишин А.А., Барабашев А.Г., Богданова Н.А. и др.. - М.; Белые альвы, 2002. - 396 с. 

3. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран: Учебник. Т. 1 - 2. Общая часть  / Андреева Г.Н., Андреева И.А., Будагова  А.Ш. и др. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.; БЕК, 2001. - 778 с. 

4. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран: Учебник. Т. 3. Особенная  часть: Страны Европы / Алебастрова  И.А., Андреева Г.Н., Маклаков В.В.  и др.. - М.; БЕК, 2003. - 764 с. 

5. Конституционное  (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие / Чудаков М.Ф.. - Минск; Новое знание, 2001. - 576 с. 

6. Конституционное  право зарубежных стран в схемах: Учебное пособие / Решетников  Г.Л.. - Екатеринбург; Изд-во Екатеринбург. ВШ МВД России, 2001. - 109 с. 

7. Конституционное право зарубежных стран: Источники. Ч. 1 / Орлов А.Г.. - М.; Изд-во Моск. центра образования Н. Нестеровой, 2001. - 106 с. 

8. Конституционное  право зарубежных стран: Сборник  учебно-методических материалов / Герасимов  А.П., Бутылин В.Н., Тимофеева Р.Г.. - М., 2004. - 153 с. 

9. Конституционное  право зарубежных стран: Учебник  / Чиркин В.Е.. - М.; Юристъ, 2004. - 568 с. 

10. Современное  конституционное право зарубежных  стран: Сборник. Ч. 2 / Страшун Б.А., Алферова Е.В.. - М.; Изд-во ИНИОН  РАН, 2002. - 323 с. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран