Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Термин «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом». Это сложное государство. В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д.

Оглавление

Федерация в зарубежных странах__________________________________________________3
Правовое положение субъектов федерации__________________________________________5

Размежевание компетенций между федерацией и ее субъектами________________________7
Органы субъектов федерации_____________________________________________________9
Список литературы_____________________________________________________________10

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал  РУДН в г. Перми 
 
 
 

    Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Федерация в зарубежных странах__________________________________________________3

Правовое положение  субъектов федерации__________________________________________5 

Размежевание  компетенций между федерацией и  ее субъектами________________________7

Органы  субъектов федерации_____________________________________________________9

Список литературы_____________________________________________________________10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Федерация  в зарубежных странах. 
 

     Термин  «федерация» происходит от латинского слова «федераре», что означает «объединять», «укреплять союзом». Это сложное государство. В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей состоит из административно-территориальных единиц, составными частями федерации являются государства-члены или государственные образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю (например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия), существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или союзные территории (например, Индия, США), владения (Венесуэла), федеральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные государства, занимающие особое положение (США).

     В настоящее время среди зарубежных стран существует 23 федеративных государства: 6 в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия, а также созданная в 1995 г. сербо-хорвато-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине – бывшей республике Югославии, а ныне самостоятельном государстве), 4 в Азии (Индия, Малайзия, ОАЭ, Пакистан), 6 в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), 4 в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия, где федерация учреждена в 1994 г.), 3 в Океании (Австралия, Папуа – Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Многие из них имеют свои особенности, но сербо-хорвато-мусульманская федерация уникальна: это «государство в государстве», федеративное государство внутри унитарного. Таким путем на основе международного соглашения был найден выход для прекращения длительных военных действий, возникших на этнической и религиозной основе.

     Большинство федераций – крупные и средние  государства, в которых в совокупности проживает около трети населения  Земли. Среди них есть мощные в  экономическом отношении страны (Германия, США и др.), небольшие  государства с высоким уровнем развития (Австрия, Бельгия и др.), но есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).

     Создание  федераций в зарубежных странах  проходило по-разному. Некоторые  из них были созданы на основе союза, объединения независимых государств (например, образование Танзании на основе объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г.), объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически (но не юридически) некоторые признаки государственности (штаты в США, кантоны в Швейцарии, эмираты в ОАЭ). Многие федерации образовывались «сверху», актами государственной власти (Индия при реорганизации федерации в 1956 г., современный Пакистан на основе конституции 1973 г.). Первая группа федераций стала называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. В прошлом в некоторых из них (в так называемых социалистических федерациях, но не всегда: в Чехословакии, например, этого не было) субъекты федерации сохраняли суверенитет и право сецессии (выхода) из федерации, что было записано и в конституциях. Отсюда проистекала концепция «двойного суверенитета» федерации и ее субъектов, членов. Субъекты такой федерации обязательно имели свои конституции, свое гражданство. Границы субъектов не могли быть изменены без их согласия.

     Вторая  группа федераций – это федерации  на основе автономии, или конституционные  федерации. Субъекты таких федераций  не обладают суверенитетом (конституционное  положение о внутреннем суверенитете штатов в Мексике относится лишь к самостоятельному решению ими внутренних вопросов), зачастую не имеют собственных конституций, их границы иногда изменяются актами центральных органов (парламента). При этом мнение субъектов (штатов, провинций и т.д.) должно быть выслушано, но оно имеет лишь консультативный характер.

     Деление федераций на указанные две группы в современных условиях имеет  преимущественно исторический характер. После распада социалистических федераций не стало конституций, где говорится о суверенитете субъектов и о праве выхода. Подавляющее большинство федераций основаны фактически на принципах автономии составных частей. Единственным исключением является конституция Эфиопии 1994 г., где говорится о праве выхода из состава федерации, но это право сформулировано не как право штатов, а как право национальностей.

     С точки зрения структуры различают  симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации  входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), несубъектов – федеральных территорий, владений и др. – в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет. В Германии земли представлены неодинаково в верхней палате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представительство в однопалатном консультативном Национальном собрании. В трети зарубежных федераций есть несубъекты – особые территориальные образования. Во всех зарубежных федерациях есть какие-то элементы асимметрии, если не юридические, то фактические (ср., например, влияние каждого из двух субъектов – Сербии и Черногории – на федеральные дела в Югославии).

     В зарубежной литературе различаются  также интеграционные и деволюционные  федерации. В первых при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, во вторых преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации, в связи с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым. В отечественной литературе первая группа обычно называется централизованными федерациями (к ней относится большинство федераций, основанных на автономии), вторая – относительно децентрализованными федерациями (к ней относится и часть федераций, основанных на автономии). Это различие определяется не столько путем анализа конституционных документов, сколько практической политикой, реальным положением дел.

     В науке и конституционной практике используются три различных подхода  к структуре федерации: национально-территориальный, территориальный и комплексно-территориальный. В «чистом» виде ни один из них не применяется, всегда используются несколько факторов, следовательно, имеются элементы комплексного подхода.

     Федерация —  это единое государство, состоящее  из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.      В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США — 50, Австралии — 6, Канаде — 10, Австрии — 9, ФРГ — 16, Бельгии — 3, Индии — 25, Югославии — 2 и т.д.     В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии территориально-политическая организация государства в той или иной мере отражает многонациональный состав населения. 

2. Правовое  положение субъектов федерации. 

     Субъекты   федераций имеют  собственные  территорию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных  им прав обладают высокой степенью независимости.  

     Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации  важнейшие  вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию  высших органов власти, разрешение   конфликтов  между   субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном  вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе — организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.     

     Конституции федеративных государств по-разному, с  учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил определяют объем предметов  ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации  находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США  принадлежит федерации на правах собственности.      Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение   вопроса охраны окружающей  среды, ставшей   в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира.      В целом взаимоотношения между федерациями  и их субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других — ее ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений — задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.

     Развитие  современного федерализма свидетельствует о том, что преобладающей является тенденция к интеграции (при сохранении определенных  гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии).

     Предметы  же   ведения федерации и  ее субъектов — это круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления государства, соответствующие   государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.  

     Необходимо  отметить, что от того, как разграничены по своему существу предметы ведения  между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую играет федеративное государственное устройство в жизни народа данного  государства, то есть федеративное устройство или будет  служить объективным экономическим, политическим, со­циальным, национальным, культурным потребностям общественного развития, или будет тормозить это развитие,   играть отрицательную роль в общественно-политической  жизни страны.        

3. Размежевание  компетенций между федерацией  и ее субъектами. 

     В зарубежных федерациях институту федерального вмешательства в дела субъектов придается особое значение. Так, в конституционном праве большинства латиноамериканских федераций данный институт расценивается как «важнейший элемент функционирования всей федеральной системы» и как «важнейший инструмент и эффективное средство контроля штатов в руках центрального правительства».

     Роль  федерального вмешательства в зарубежных странах предопределило подробную  конституционно-правовую регламентацию  данного института.

      1. Конституционные нормы, закрепляющие  основания для федерального вмешательства в дела субъектов федерации, как правило, весьма лаконичны. Преимущественно они сводятся к обязанностям органов федеральной власти:

  • гарантировать соответствие конституционного устройства в землях принципам республиканского, демократического и социального правового государства (ст.28 Основного Закона ФРГ);
  • охранять штаты от вторжения или насилия извне, предоставлять защиту в случае восстания или внутреннего беспорядка (ст. 122 Конституции Мексики);
  • обеспечивать поддержание или восстановление законных властей, если они были свергнуты в результате мятежа или нападения другой провинции (ст.6 Конституции Аргентины).

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран