Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 19:48, реферат
Создавая «новую» Российскую империю, Петр 1 осуществил множество реформ, одной из которых стала ликвидация неподходящих государственных органов. Так, император ликвидировал устаревшую систему приказов (они же – палаты, органы центрального государственного управления), заменив ее новыми центральными органами отраслевого управления – Коллегиями.
Создание
Функции Коллегий при Петре 1
Внутренняя структура
Историческое значение
Список использованной литературы
Коллегии при Петре 1
Создание
Создавая «новую» Российскую империю, Петр 1 осуществил множество реформ, одной из которых стала ликвидация неподходящих государственных органов. Так, император ликвидировал устаревшую систему приказов (они же – палаты, органы центрального государственного управления), заменив ее новыми центральными органами отраслевого управления – Коллегиями.
Образец для учреждения Коллегий Петр позаимствовал у Европы – государственных структур Швеции и Германии. Регламенты были составлены на основе законодательных актов Швеции, разумеется, с оглядкой на российскую действительность.
Реформа началась еще в 1712 году попыткой учредить Торговую коллегию. Но окончательный реестр (список) был утвержден только в 1718 году. Согласно ему, были учреждены девять Коллегий:
Позже были учреждены и другие: Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел (1720), Вотчинная коллегия (1721), Коллегия экономии (1726). Кроме того, в 1720 году был учрежден Главный магистрат, а в 1721 году – Духовная Коллегия, или Святейший Синод.
Функции Коллегий при Петре 1
Коллегия |
Что контролировала |
Военная |
Армия |
Адмиралтейств |
Флот |
Иностранных дел |
Внешняя политика |
Коммерц-коллегия |
Торговля |
Берг-Мануфактур-коллегия |
Промышленность и добыча полезных ископаемых |
Юстиц-коллегия |
Местные суды |
Ревизион-коллегия |
Средства госбюджета |
Штатс-контора |
Государственные расходы |
Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел |
|
Вотчинная |
Земельные владения |
Экономии |
Земельные владения духовных лиц и учреждений |
Главный магистрат |
Работа магистратов |
Внутренняя структура
Коллегии возглавлялись президентами, которые назначались Сенатом (высшим государственным органом), но с учетом мнения императора. В отсутствие президента его функции переходили вице-президенту, назначаемому аналогичным образом. Помимо них, в Коллегию входили советники и асессоры (назначаемые Сенатом), а также канцелярские чиновники. Кроме того, при каждой Коллегии состоял прокурор, контролирующий решение дел и исполнение указов.
Все решения принимались коллективно, на заседаниях. Новому принципу делопроизводства Петр уделял очень большое внимание, считая, что правильное решение можно принять только совместно, выслушав мнение каждого.
Историческое значение
Сложно переоценить значение осуществленной Петром 1 реформы. Коллегии функционировали согласно единым нормам деятельности. Ведомственные функции были четко распределены. Было окончательно ликвидировано местничество. Учреждение этих органов управления стало заключительным этапом централизации и бюрократизации аппарата управления государством. Однако нельзя не уточнить, что блестящая идея императора не была реализована полностью. Так, основная цель реформы – разделение выполняемых ведомствами функций – относительно некоторых Коллегий так и не была достигнута.
С 1802 года началось постепенное упразднение Коллегий на фоне новой системы министерств.
Список использованной литературы