Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, реферат
Цель работы: охарактеризовать политико-правовые воззрения Средневековой Европы путем изучения и анализа трудов Фомы Аквинского, так как именно они оказали большое влияние на политико-правовые воззрения, где его сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков, где Фома касается прежде всего вопросов о государстве, законе и праве.
ВВЕДЕНИЕ 2
I Роль и значение теории Фомы Аквинского в эпоху средневековья
1.1. Западная Европа в Средние века.
1.2. Биография Фомы Аквинского
II. Классификация законов Фомы Аквинского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА __
3) ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАКОН.
Из существования естественного закона, возникает необходимость человеческого закона. Для Фомы человеческий закон тождественен действующим в обществе законам, под которым Фома разумел действовавшее феодальное право, он рассматривал как выражение требований естественного закона, их конкретизацию и подкрепление их принуждением, санкцией. В понимании Фомы — это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться без этого закона, так как для них достаточно и естественного закона. Но для того, чтобы обезвредить порочных людей и людей неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Благодаря этому в людях развиваются прирожденные нравственные свойства и задатки, формируется прочная привычка действовать разумно, по свободной (т. е. доброй) воле. Этим и являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления — не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано различение Фомой справедливого и несправедливого человеческого (позитивного) закона.
Целью человеческого закона является общее благо людей, поэтому законом являются лишь те установления, которые, с одной стороны, имеют в виду это общее благо и исходят из него, а с другой стороны, регламентируют человеческое поведение лишь в его связи и соотнесенности с общим благом, которое выступает в виде необходимого (конституирующего) признака и качества положительного закона.
4) БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН.
Под божественным законом Фома имеет в виду закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в ветхом и новом завете). К этим законам он относил Библию. Так как, человеческий закон не способен полностью истребить зло, и из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде и помочь им достичь его и призвана Библия
Как считает Фома, божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека. Во-вторых, божественный закон необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при неизбежных (для несовершенных людей) спорах и разнотолках о должном и справедливом, о многочисленных человеческих законах, их достоинствах и недостатках, путях их исправления и т. д.
В-третьих, божественный закон необходим, чтобы направлять внутренние (душевные) движения, которые целиком остаются вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека и также божественный закон необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе всего того, что не может быть запрещено человеческим законом.
Все выше перечисленное
По учению Фомы Аквинского получилось так, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога, потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом («грехом неповиновения»).
Наибольшее внимание Фома Аквинский уделяет проблеме сословного неравенства, так как главным лозунгом еретических движений была идея отрицания всяких сословных привилегий, осуждалось приниженное положение крестьян. В учении же Фомы вопрос о сословно-феодальных привилегиях решался возведением иерархии в ранг божественного установления, где согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, ибо подчинение — «добродетель подданных».
Аристотель считал частную собственность установлением природы, естественного закона. В своих воззрениях, Фома Аквинский наоборот относит ее к сфере человеческого закона и даже ставит ниже «божественной общности имуществ», но все же, частную собственность он считает незыблемой, поскольку она является стимулом к труду, соответствует порядку общежития и устраняет ряд споров между людьми.
Фомы Аквинского считает, что человеческий закон не должен противоречить естественному. Поскольку последний понимался только как правила общежития (у людей нет другого средства самозащиты кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение.
Современная католическая теория права (неотомизм) усматривает в концепции Фомы Аквинского возведение в ранг высших ценностей прав и достоинств человека, защиту прав и свобод личности от произвола власти. Достаточно практично для своего времени Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона человеческого другим видам законов, в этом случае позиция Фомы такова: во избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении; не исключено также, что произвольные действия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление — грех. Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по существу — церковных) законов использовался Фомой Аквинским для обоснования теократических притязаний католической церкви. Подчинение светских феодалов божественному закону, настойчиво подчеркивал Фома, особенно важно в деле защиты религии.
Главным же средством борьбы против ересей Фома Аквинский называл физическое уничтожение еретиков. «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно с уверенно сказать, что поставленные мною задачи данного реферата были решены. Нельзя не заметить, что учения Фомы и сегодня сохраняет актуальность и имеет не только исторический интерес. Преемники Фомы рассматривают его учения как живое богатство мысли, на основании которого можно не только осмыслять "вечные" философские проблемы, но и продуктивно решать проблемы современности.
Современная католическая теория права усматривает в концепции Фомы Аквинского возведение в ранг высших ценностей прав и достоинств человека, защиту прав и свобод личности от произвола власти. Нетрудно заметить, однако, что эти права и свободы в концепции Фомы оказались столь умеренными (только право на жизнь и продолжение рода), что никак не противоречили устоям феодализма, почти бесправному положению зависимых крестьян, обремененных массой повинностей и обязанностей перед сеньором и церковью.
Специальной энцикликой папы римского в 1879 году учение Фомы Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».
Исходя из всей проделанной работы можно с уверенностью сказать, что Фома Аквинский защитник папства и феодально-монархического строя. Особую неприязнь он испытывал к еретикам, призывая власти безжалостно расправляться с ними.
Усердие Фомы Аквинского было оценено римской католической церковью. В 1323 году его причислили к лику святых, а в 1879 году схоластическая система Фомы объявляется папой Львом XIII «единственно истинной философией католицизма» Это кладет начало неотомизму.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1) Честертон Гилберт, Перевод: Трауберг Н., «Святой Фома Аквинский» 1933 г. ;
2) Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии». М..1991
3) «История политических и правовых учений»: учебник / под ред. Лейста, О.Э. – Москва , 1997
4) Соколов В.В. «Средневековая философия». М., 1979.
5) URL: http://e-lib.info/book.php?id=