Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, реферат
Цель работы: охарактеризовать политико-правовые воззрения Средневековой Европы путем изучения и анализа трудов Фомы Аквинского, так как именно они оказали большое влияние на политико-правовые воззрения, где его сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков, где Фома касается прежде всего вопросов о государстве, законе и праве.
ВВЕДЕНИЕ 2
I Роль и значение теории Фомы Аквинского в эпоху средневековья
1.1. Западная Европа в Средние века.
1.2. Биография Фомы Аквинского
II. Классификация законов Фомы Аквинского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА __
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская академия
народного хозяйства и
при Президенте Российской Федерации
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет: очный
Кафедра: управления, экономики и права
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История учений о праве и государстве»
«Классификация законов Фомы Аквинского"
Научный руководитель: доцент, доктор исторически
г. Нижний Новгород
2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 2
I Роль и значение теории Фомы Аквинского в эпоху средневековья
II. Классификация законов Фомы Аквинского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА __
Введение.
История учений о праве и государстве по моему мнению одна из наиболее важных и основных дисциплин. От нее во многом зависит духовное развитие человеческого общества. В ней, как в научной дисциплине собран громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражено множество основных направлений политических учений, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики и государства. Этот богатейший опыт, идеи и достижения прошедших столетий оказывают значительное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации нашего времени.
Во многом, огромное значение имеет отраженный в учениях прошлого долгий путь прогресса политической и правовой мысли, развития культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.
История учений о праве и государстве позволяет нам на практике понять, как в процессе борьбы и столкновений различных и противоположных воззрений и учений проходил процесс развития и познания природы государства и права, как расширялись представления о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти.
Изучая историю, можно увидеть, что одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).
Именно поэтому, в своем реферате мне бы хотелось охарактеризовать политико-правовые воззрения Средневековой Европы путем изучения и анализа трудов Фомы Аквинского, так как именно они оказали большое влияние на политико-правовые воззрения, где его сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков, где Фома касается прежде всего вопросов о государстве, законе и праве.
Эпоха Средневековья в Западной Европе можно охарактеризовать как период с сильным влиянием церкви на общество. Из истории мы видим, что в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли. Из истории Средневековой Европы, мы видим, что для всех народов Европы существовала одна религия – христианство, которое объединяло европейцев в одну семью, создавало единую европейскую цивилизацию.
На протяжении долгого периода
истории Западной Европы в
период Средневековья шла
ожесточенная борьба между
Во времена средневековья
политические и правовые учения в
Западной Европе не раз трансформировались,
ввиду большой продолжительност
Средневековье можно
первый – раннефеодальный этап (конец V - середина XI веков); феодализм только еще упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма в слабые монархии.
Второй этап – период
расцвета феодального строя
(середина XI – конец XV века); для этого
периода типичны
Третий - «позднее средневековье» (конец XV – начало XVII века); период упадка феодализма и зарождения капиталистических отношений; государственность здесь строится преимущественно как абсолютная монархия. Именно такой характер развития общества во многом предопределял особенности средневековой западноевропейской политико-юридической мысли.
Однако все видоизменения
учений имели один стержень - христианскую
религию. Христианство являлось центром
мировоззрения феодального
Католическая церковь доминировала в политике, была иерархично организована по феодальному образцу и возглавлялась римским папой на монархических началах. Кроме того, у католической церкви, как и у государственной власти, были свои суды, вооруженные силы. Церковь имела даже свое право - каноническое право, которое имело юридическое значение.
Такое соотношение политических сил устраивало далеко не всех монархов и других государственных правителей, в результате чего шла борьба между христианской церковью и светскими властями за главенствующую роль в обществе. Из этого происходил центральный вопрос средневекового политико-юридического знания - какая власть имеет приоритет: духовная или светская.
Церковные идеологи утверждали, что власть государей делегирована им церковью, а т.к. она получила ее непосредственно от Христа, то государи обязаны подчиняться церкви.
Богословы утверждали: государь - слуга церкви, он служит ей в таких делах, которые недостойны духовного лица. Императоры и короли обосновывали позицию о том, что светская власть не должна зависеть от церкви, поскольку Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”.
1.2 Биография Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225-1274) средневековый католический теолог, знаменитый схоластик. Фомы был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Он родился в замке Рокасека близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию. Хотелось бы описать его внешность цитатой из книги Г. К. Честертона «Святой Фома Аквинский» :
«Внешность святого Фомы легче восстановить, чем внешность многих, кто жил во времена, когда еще не писали портретов. Сказано, что и обликом, и повадкой он мало походил на итальянца. ….. Тип святого Фомы не очень распространен в Италии, но характерен для выдающихся итальянцев. Он был толст, и легко увидеть в нем просто ходячую бочку, любимый комический персонаж многих народов. Он сам любил посмеяться над своей толщиной. … рост его был заметней, чем толщина, а голова заметней всего. Судя по описаниям и каноническим изображениям, она была на удивление заметной….Если мы вспомним его спокойствие, его важную простоту, здравомыслие его речей и поступков, мы легче представим себе внешность святого»
В 1252 Фома Аквинский направляется в Париж для получения докторской степени. Соискатель приехал в Парижский университет, где ему пришлось провести еще пять лет, так как руководство университета решило, что он еще слишком молод для получения искомой степени. Действительно, в то время Фоме только что исполнился двадцать один год. Молодой Фома вскоре становится одним из самых лучших лекторов. Но известность ему принесли политико-правовые воззрения. Фома Аквинский стал первым ученым-богословом, который связал учения Аристотеля христианским учением. Вскоре Фома со своим помощником У.Мербеке перевел с греческого языка все сочинения Аристотеля и написал к ним соответствующие комментарии. Так появился его главный труд, книга «Сумма философии».
Затем, через некоторое время, Фома написал еще одну книгу: «Сумма богословия». Именно эти книги принесли ему большую известность, что после получения им докторской степени, ему было необходимо было срочно отправиться на родину, в Италию. Уже там, Папа Римский Урбан IV назначил Фому профессором крупнейшего в Италии университета в Болонье. В нем он проработал девять лет и за это время написал множество разных сочинений. Его известность продолжала расти, со всего мира приезжали богословы слушать его лекции и участвовать в философских диспутах.
В 1259 г он начал преподавать в школах, а в 1269 г возвратился в Париж, но спустя четыре года перестал заниматься преподавательской деятельностью из-за ухудшения здоровья.
В 1274 году по распоряжению Папы, знаменитый Фома должен был выступать на Лионском соборе католической церкви. Однако, добравшись только до Парижа, Фома Аквинский тяжело заболел и скончался. Он был погребен в родовом замке неподалеку от Монте-Кассино. Вскоре его могила вскоре стала объектом паломничества.
К концу своей жизни, Фома Аквинский оставил огромное литературное наследие. Но самыми важными произведениями Фомы являются два объемистых тома, подводящие итог его творческой деятельности: "Сумма против язычников" (известная также под другим названием - "Сумма философии") и "Сумма теологии", которая осталась неоконченной. В большей степени все труды Фомы Аквинского касаются философско-теологических вопросов. Значение этих произведений заключается в том, что он сумел соединить веру и разум, сверхъестественное и реальное, богословие и философию, не нарушив при этом догматов христианства.
Также Фома Аквинский стал известен как основатель томизма - одного из главных направлений ортодоксальной схоластики. Он явился крупнейшим систематизатором всей философско-теологической схоластики.
Вскоре, всего через пятьдесят лет после его смерти, в 1323 году Папа Римский Иоанн XXII канонизировал его. С того момента томизм стал официальной философией католической церкви. Оно не подлежит обсуждению и критике. Сам богослов считается одним из Отцов церкви.
II. Классификация законов Фомы Аквинского
Фома смог разработать особую теорию закона. Он взял у Аристотеля деление законов на естественные и положительные. Но на этом Фома не остановился и дополнил их разделением на законы человеческие и Божественные. Все эти положения Фома конкретизирует в своем учении о законе и праве. Как пишет сам Фома, "Закон и есть известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него" (из книги «Сумма теологии», I, q. 90). Фома видит сущность закона «в упорядочении человеческой жизни и деятельности под углом зрения блаженства как конечной цели». Из этого определения он приходит к некому выводу, что закон должен выражать общее благо всех членов общества и должен устанавливаться всем обществом. Так же нельзя не заметить, что к характеристике закона Фома еще и относит необходимость его обнародования, без чего невозможно его действие, считает Фома.
В итоге, все свои характеристики законам Фома суммировал в следующем определении:
"Закон есть известное
установление разума для
Теперь хотелось бы перейти к самой классификации законов Фомы Аквинкого. Таким образом Фома дает следующую классификацию законов: 1) ВЕЧНЫЙ ЗАКОН.
Этот закон, как считает Фома представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного и главенствующего начала, абсолютного и главного принципа, который заключен в боге и тождествен ему. Этот закон существует сам по себе, и именно от него производны иные виды законов. Вечный закон как закон всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный характер.
2) ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН,
Этот закон является непосредственным проявлением вечного закона. Согласно этому закону вся сотворенная Богом природа и существа (в том числе и человек), в силу с рождения присущих им свойств, движутся к реализации целей, которые предопределенны и обусловлены правилами (т. е. законом) их природы. Фома описывает смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой и разумом и состоит в том, что человек по самой своей природе наделен способностью различать добро и зло, и больше причастен к добру и склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как цели. Проще говоря, на человека действуют правила и веления, естественно определяющие порядок человеческих взаимоотношений в силу прирожденных человеку влечений, инстинктов и склонностей (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию и др.). В итоге можно сказать, что для человека, как разумного природного существа действовать по естественному закону равносильно действиям по велению и указанию человеческого разума, и естественный закон обязывает искать истину и уважать достоинство людей.