Классический либерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису, который олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил и их раскрепощение. Поэтому все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы, не скованной рамками традиций.
При таком широком толковании либерализма его истоки видятся в глубинах истории. Так, американский философ Дж. Дьюи обнаружил ростки либерализма в «свободной игре ума», которая проявилась у выступавших на панихиде по афинскому полководцу и государственному деятелю Периклу (V в. до н. э.). Многие ученые усматривают корни либерализма в труде Аристотеля «Политика», в котором ставится вопрос о «конституционном правительстве, склонном к демократии».

Файлы: 1 файл

ИДЕОЛОГИЯ РЕФЕРАТ.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Взгляды глобалистов отражены в  теории комплексной взаимозависимости,   разработанной на основе неолиберальных принципов Робертом Кеохэйном и Джозефом Наем в исследованиях «Транснационализм в мировой политике» (1971) и «Мощь и взаимозависимость. Мировые политики в переходе» (1977). Согласно этой теории, фактор силы утрачивает решающее воздействие на международные отношения, более эффективными средствами влияния становятся экономические, правовые и информационные механизмы. По мнению ученых, создаются условия для институционализации отношений между государственными и негосударственными акторами, которые открывают перспективу упорядочения международной среды.

В области внешней политики либералы внесли существенный вклад в разработку концепции  «нового мирового порядка». В среде ученых и политиков  либеральной ориентации во второй половине 1980-х гг. господствовало стремление к многостороннему сотрудничеству с СССР, а в настоящее время доминирует  намерение максимально способствовать становлению демократии в государствах, являющихся его преемниками. Либералы - сторонники оказания им всемерного содействия в создании рыночной экономики, решении гуманитарных проблем, урегулировании межнациональных конфликтов.

В целом либерализм является доминирующим типом массового сознания в странах  Запада. Его принципы и установки воплотились в важнейших политических институтах и получили специфическое проявление в основных идейно-политических течениях - от консерватизма до социал-демократии. Большинство либеральных партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г.

 Либерально-реформистской направленностью  отличалась деятельность созданного  в 1968 г. Римского клуба - неформального  объединения влиятельных представителей  научно-экспертного сообщества ведущих  стран Запада. Клуб стал своего  рода лабораторией научного поиска путей выживания и развития человечества как складывавшейся экономической, а впоследствии и политической целостности. В докладах Клубу была изложена система представлений о новом миропорядке, основывающемся на принципах расту­щей взаимозависимости государств.

В рамках либеральной парадигмы  сформировалась идейно-политическая концепция  трилатеризма, ставшая идеологической основой функционирования  Трехсторонней  комиссии, созданной в 1973 г. по инициативе директора «Чейз Манхэттэн банка» Д. Рокфеллера. Деятельность Трехсторонней комиссии, объединившей ведущих представителей истеблишмента США, Западной Европы и Японии, была направлена на согласование позиций политических элит по социально-экономическим и политическим проблемам глобального характера, формирование долгосрочной стратегии всего «западного сообщества». Благодаря тесным связям с политическим руковод­ством США Трехсторонняя комиссия была самым влиятельным неофициальным транснациональным политико-идеологическим институтом вплоть до начала 1980-х гг., когда трилатеристские представления о взаимозависимости, основах и целях единства Запада уступили место более жестким и бескомпромиссным неоконсервативным концепциям.

Несмотря на ослабление влияния  Трехсторонней комиссии, многие идеи, выдвинутые ее участниками, в 1990-2000 гг. востребованы в идеологической и политико-практической сферах. Они оказывают влияние на принципы и идейные основы деятельности такого влиятельного неформального института, как «Большая восьмерка», куда входит и Россия.

Известные ученые, констатируя заслуги либерализма в формировании облика современного мира, связывают будущее человечества с базовыми идеями именно этой идеологии. Так, американский исследователь Фрэнсис Фукуяма на рубеже 1980-х и 1990-х гг. выдвинул дискуссионный тезис о якобы наступившем конце истории в резуль­тате победы либерализма над другими идеологиями. Этот тезис появился на волне эйфории по поводу эрозии марксистско-ленинских идей, распада социалистической системы, успехов постиндустриального развития на Западе.

 Абсолютизация Ф. Фукуямой  новых тенденций в международных  отношениях и либеральной демократии  в качестве базового принципа  политической организации общества  вызвала резонную критику концепции  «конца истории». Последующее развитие  событий вынудило ученого скорректировать свои взгляды с учетом происшедших перемен, признать наличие многочисленных угроз для самого существования человечества. В своих последних публикациях Ф. Фукуяма связывает надежды на формирование нового миро­порядка с модернизаторской ролью Соединенных Штатов в глобальном масштабе, а условием ее выполнения считает признание американской элитой принципов коллективизма и многополярности.

Для позиции либерализма в вопросе  о путях становления нового миропорядка  характерны основные положения, формулируемые Ф. Фукуямой в работе «Америка на распутье. Демократия, власть и неоконсервативное наследие»:

 

Первое: внешняя сила эффективна там, где она «подталкивает» преобразования, к которым народ уже подготовлен, а не там, где навязываемые ценности и практики рас­сматриваются как чуждые и враждебные.

Второе: применение силы вне международно-правового  контекста, с нарушением норм международного права и без учета мнения международных  организаций ставит под сомнение саму причину ее использования и резко снижает, если не обесценивает, ту цель, ради достижения которой она применяется.

Третье - одна лишь вера в незыблемость собственных нравственных принципов  не может служить основанием для  политических решений.

 Итоговый вывод ученого: Америке  следует пересмотреть внешнеполитический курс, сформированный под влиянием неоконсервативных теоретико-политических представлений, которые привели к фиаско в Ираке и могут послужить причиной новых неудач. Критикуя радикал-консерваторов, он видит альтернативу силовому глобализму в проведении более умеренного и рационального курса, ведущего к той же цели - установлению глобального миропорядка под эгидой Соединенных Штатов.

Как и Ф. Фукуяма, активными оппонентами  стратегии силового глобализма и  унилатеризма, разработанной и реализуемой при активном участии неоконсерваторов, являются такие известные политологи либеральной ориентации, как Т. Барнет, Дж. Гэддис, Ч. Купчан, М. Манделбаум, Дж. Най-младший и др. Они считают такую стратегию бесперспективной, отторгаемой мировым сообществом и чреватой истощением ресурсов самих Соединенных Штатов. Альтернатива стратегии жесткого унилатеризма видится в мультилатеризме, т. е. формировании мировой системы, в которой полномочия были бы разделены между ведущими странами Запада, а фактический статус Соединенных Штатов был бы самым высоким - лидерским.

М. Манделбаум, исследуя перспективы  демократии в современном мире, полагает, что нынешняя практика ее «продвижения»  должна быть переосмыслена, поскольку  дискредитирует демократические традиции и лишает демократию той репутации, которую она заслужила в  XX в. С его точки зрения, не следует инициировать демократические преобразования при отсутствии необходимых для этого предпосылок и необходимо осознавать неизбежность отторжения привнесенных политических институтов там, где нет условий для становления либеральной демократии. По мнению М. Манделбаума, лишь глубокое знание истории, культуры и традиций других стран и народов «... могло бы дать ключ к пониманию того, каким образом можно подтолкнуть их к усвоению демократических практик».

 Прогнозируемый Ф.Фукуямой миропорядок  по своей сути является американоцентричным,  поскольку идеи и принципы  либеральной демократии нашли  свое наиболее полное выражение  в Соединенных Штатах и поддерживаются ими. Наиболее эффективный путь к созданию такого миропорядка видится ему не в «превентивных войнах», сторонниками которых являются критикуемые им неоконсерваторы, а в широком использовании «мягкой силы», т. е. средств материального, морального и пропагандистского воздействия на противоборствующую сторону.

На наш взгляд, Ф Фукуяма прав в следующем: либерально-демократические  принципы, прошедшие испытание временем в странах Европы и Америки, могут  стать основой для общецивилизационного единства перед лицом глобальных проблем, для формирования демократического миропорядка.

 

3.Вывод

Подводя итог вышеизложенному, можно  сделать следующие выводы:

1.Исторический опыт свидетельствует  о том, что политические принципы  либерализма эффективны только  при условии их системного применения и с учетом социокультурной специфики стран и регионов.

2.Либерализм претерпел эволюцию, в процессе которой он модифицировал  свои идеи в соответствии с  изменившимися конкретными условиями.  Классический либерализм с его  идеей свободы от вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь уступил место неолиберализму, который отводит государству значи­тельную роль в решении стоящих перед обществом проблем.

3.Либерализм и консерватизм  сохраняют ведущие позиции благодаря  тому, что в конкурентной борьбе сумели выработать качества открытых идеологий, учитывающих и интегрирующих интересы широких социальных слоев, способных обеспечивать национальный консенсус. Между этими идеологиями сложилось своеобразное «разделение труда»:  функция неоконсерватизма заключается в высвобождении предпринимательской активности, функция же неолиберализма состоит в смягчении неравенства.


Информация о работе Классический либерализм