Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:39, реферат
Летом 1990 в Казахстане разгорелись споры о суверенитете, казахские и русские национальные организации проводили постоянные демонстрации перед зданием парламента. В октябре Казахстан объявил о своем суверенитете. Особое значение для Назарбаева имел контроль над минеральными ресурсами республики. В апреле 1990 Верховный совет избрал Назарбаева президентом Казахстана. Когда в августе 1991 ГКЧП объявил об отстранении Горбачева от власти, казахский руководитель на второй день объявил об осуждении переворота. После провала ГКЧП Назарбаев продолжал поддерживать идею нового Союза республик. В пе
1. Обретение суверенитета 3
2. Казахстан в период независимости 3
3. Казахстан сегодня 5
4. Заключение 10
5. Список литературы 11
Содержание:
1. Обретение суверенитета
2. Казахстан в период
независимости
3. Казахстан сегодня
4. Заключение
5. Список литературы
Летом 1990 в Казахстане разгорелись споры о суверенитете, казахские и русские национальные организации проводили постоянные демонстрации перед зданием парламента. В октябре Казахстан объявил о своем суверенитете. Особое значение для Назарбаева имел контроль над минеральными ресурсами республики. В апреле 1990 Верховный совет избрал Назарбаева президентом Казахстана. Когда в августе 1991 ГКЧП объявил об отстранении Горбачева от власти, казахский руководитель на второй день объявил об осуждении переворота. После провала ГКЧП Назарбаев продолжал поддерживать идею нового Союза республик. В переходный период он распустил компартию и установил республиканский контроль над экономикой. В декабре 1991 Назарбаев провел президентские выборы и был избран президентом. В условиях распада СССР он провозгласил 16 декабря 1991 независимость Казахстана. Стремясь к сохранению тесных связей между бывшими союзными республиками, казахский президент стал одним из инициаторов Содружества Независимых Государств (СНГ).[1]
В январе 1993 Верховный совет
Казахстана принял новую конституцию,
предоставлявшую широкие
В ноябре 1993 года была введена национальная валюта – тенге. В декабре Казахстан подписал соглашение с 7 нефтяными концернами о проведении исследовательских работ в северной части Каспийского моря; 80% доходов от прибылей поступали в распоряжение государства. В январе 1994 зарубежные государства и банки «Парижской группы» пообещали Казахстану новую помощь в размере 1 млрд. долларов США. В руководстве страны имелись расхождения по вопросу о темпах реформ. В конце 1993 власти снова ввели государственный контроль над ценами и размерами прибылей. Президент Назарбаев неоднократно критиковал Верховный совет за торможение экономических реформ. Под его давлением в декабре 1993 парламент страны принял решение о самороспуске. На выборах в марте 1994 победу одержали кандидаты партий и группировок, поддерживавших президента: Партия народного единства, Социалистическая партия, Конфедерация профсоюзов и др., на долю оппозиции достались 23 места из 177. В апреле 1994 было начато проведение ваучерной приватизации 50 крупнейших государственных предприятий. В июле 1994 парламент объявил столицей город Акмолу (Акмолинск).[2]
В мае 1994 парламент выразил недоверие социальной, экономической и правовой политикой правительства. В октябре 1994 Назарбаев отстранил кабинет Терещенко, назначив новым премьером Акежана Кажегельдина. В феврале 1995 парламент отверг предложенный правительством проект бюджета. В марте Конституционный суд объявил недействительными результаты парламентских выборов 1994 и отменил законы, принятые новым парламентом. В апреле 1995 был проведен референдум. Оппозиция призывала к его бойкоту, но большинство проголосовавших поддержали продление полномочий президента до 2000 года. В мае государства-кредиторы и международные организации согласовали предоставление помощи Казахстану на 1995 год в размере 1,2 млрд. долларов.
В августе 1995 на следующем референдуме была одобрена новая конституция, еще более расширявшая полномочия главы государства.
В декабре 1995 состоялись выборы в новый двухпалатный парламент. Победили партии, поддерживавшие президента (Партия народного единства, Демократическая, Кооперативная, Народный конгресс). Оппозиция (коммунисты, социалисты и русское движение «Лад») получила 4 из 67 мест в Мажилисе. В июле 1996 МВФ предоставил стране трехлетний кредит на проведение экономических реформ в размере 446 млн. долларов. В 1995 - 1996 Казахстан договорился с Россией, Оманом и иностранными нефтяными компаниями об эксплуатации месторождений на западе страны и строительстве нефтепровода к Черному морю.
В 1996 - 1997 годах впервые наметился рост ВВП за счет нефтегазовой отрасли и металлургии. С помощью жесткой финансовой политики властям удавалось сдерживать рост инфляции. Но экономические реформы вели и к нарастанию социального расслоения общества, к сокращению реальных доходов значительных слоев населения. Осенью 1996 произошел ряд демонстраций и забастовок протеста против низкого уровня зарплаты, пенсий и высокой безработицы. Опасаясь социальной нестабильности, власти вынуждены были несколько ограничить темп реформ. В октябре 1997 ушел в отставку премьер-министр Кажегельдин, который считался сторонником более радикальных экономических изменений. Его сменил Нурлан Балгимбаев. В условиях азиатского финансового кризиса правительство одобрило программу стабилизации: она предусматривала сокращение государственных расходов (включая сокращение 10 тысяч государственных служащих), улучшение собираемости налогов и усиление таможенного контроля. В начале 21 века экономика Казахстана опять пошла на подъем. Нефтегазовый сектор разрабатывается при активном участии иностранных компаний.
В декабре 1997 президент, правительство
и парламент переехали в
3. Казахстан сегодня.
В те уже далекие 90-тые годы руководству страны предстояло сделать немало основополагающих шагов, которые должны были заложить крепкий фундамент, дать начало всей новейшей истории нашего государства. Это и написание собственной конституции, основы суверенитета нашей общности, и создание народной валюты тенге, и, конечно же, создание важнейшей атрибутики независимости: национального гимна, флага и герба.
Самостоятельному государству предстояло также решить уже давно назревшие проблемы, в числе которых было закрытие Семипалатинского ядерного полигона. По мнению многих экспертов в сфере ядерной политики этот шаг послужил примером для других стран.
Как известно, вслед за закрытием Семипалатинского полигона в Казахстане мораторий на испытания ядерного оружия был объявлен на четырех крупнейших полигонах мира – Новая Земля (Россия), Невада (США), Мороруа (Франция) и Лобнор (КНР). Особая роль в этом деле принадлежит международному антиядерному движению «Невада-Семей», которым бессменно руководит выдающийся поэт, известный общественный деятель, постоянный представитель РК в ЮНЕСКО Олжас Сулейменов. Во многом именно благодаря его авторитету, движение получило поддержку не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.
Помимо этого Казахстану принадлежит немало и других миротворческих инициатив, в частности, отказ от ядерного оружия, идея о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), создание безъядерной зоны в Центральной Азии и другие усилия по мирному урегулированию наиболее острых конфликтов, возникающих в последние годы. Наша страна, с лихвой испытавшая последствия ядерных испытаний, непоколебима в своем стремлении сделать мир безопасным, а распространение атомного и других видов оружия массового уничтожения – невозможным.
Казахстан делает свои первые
шаги, как самостоятельное
Но, конечно же, одной из
приоритетных задач внешней политики
Казахстана после обретения
Немалую роль сыграли хорошо спланированные внутриполитические действия руководства страны в предотвращении межэтнических конфликтов. Казахстан, на территории которого проживает порядка 130 национальностей, сумел не допустить розни между неоднородным населением страны и сумел сохранить внутреннюю стабильность. Чего нельзя сказать про другие бывшие советские республики. В других все эти годы продолжается непримиримая борьба за власть, давно уже вышедшая за цивилизованные «парламентские» рамки. Успехи нашей страны в сфере экономики также не вызывают сомнений. По данным 2009 года один из важнейших показателей макроэкономической ситуации внутри страны, а именно валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения составил более 7 тысяч долларов США. Казахстан является безусловным лидером не только в центрально-азиатском регионе, где не имеет вовсе близких конкурентов, но и занимает равные позиции с другими постсоветскими и постсоциалистическими странами - членами ЕС и G8.
Конечно же, в нашей новейшей истории были и свои сложности, с которыми предстояло справиться. Казахстан должен был пройти путь от сформировавшегося за многие десятилетия социалистического строя к совершенно новой - рыночной форме хозяйства. Было множество скептиков, выражавших свое недоверие к способности правительства во главе с президентом вывести страну на совершенно иной уровень развития, создать новую систему общественного устройства, ранее принципиально отвергающуюся советской властью. Но время показало, что Казахстан не только способен сформировать эффективную рыночную экономику с постоянным стабильным ростом, но и послужить примером для ряда развивающихся стран. В первую очередь, нельзя не отметить, усилия правительства по созданию благоприятной инвестиционной площадки для иностранных предприятий. Реформы в самых различных сферах институционального и законодательного устройства страны упростили прилив заграничного капитала в нужные отрасли производства и не только. Иностранные инвестиции защищены Законом «Об иностранных инвестициях».
Безусловно, немалым фактором резкого экономического подъема послужило природное богатство территории различными полезными ископаемыми. Среди которых крупнейшие залежи нефти, природного газа, угля, цветных металлов и это лишь малая часть всего разнообразия овладаемых ресурсов. “Обвинение” в сырьевой направленности нередко звучат в адрес Казахстана. Но если посмотреть на чем основывается сегодняшнее благосостояние таких развитых стран как США, Великобритания, Норвегия, Канада, Австралия, страны Персидского залива, то преобладание сырьевой составляющей является вполне оправданной и рациональной внешнеторговой политикой ресурсообеспеченных стран.
В Казахстане же доходы от сбыта сырьевых ресурсов, скопленные в Национальном фонде республики, сыграли своего рода “подушкой безопасности” в тяжелые кризисные годы, позволяя не только не снижать темпы роста экономики, но и индексировать все социальные выплаты. Это лишь толчок для развития реальной экономики. Правительство видит необходимость развития производственно-аграрного сектора и принимает по этому вопросу ряд мероприятий.
Среди недавних мероприятий
стоит отметить государственную
программу по форсированному индустриально-инновационному
развитию Республики Казахстан на 2010
– 2014 годы. Программа направлена на
обеспечение устойчивого и
Создаются все новые и новые совместные предприятия с заграничными партнерами. Безработица падает, но одновременно и повышается спрос на квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности. Постановлением президента 5 ноября 1993 года была учреждена международная стипендия “Болашак”, финансирующая получение высшего образования за рубежом в ведущих вузах мира для дальнейшего применения полученного опыта во благо государства. На мой взгляд, это был весьма дальновидный шаг. Ведь, как известно, самой оправданной инвестицией является инвестиция в человеческий капитал. Повышается общий уровень образованности и сознательности населения. Увеличивается количество вузов и людей с высшим образованием. Разумеется, не во всех высших учебных заведениях качество полученного образования соответствует международным стандартам, но тяга молодежи к знаниям и к получению хорошо оплачиваемых рабочих мест очевидна.