Казахстан за годы независимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Летом 1990 в Казахстане разгорелись споры о суверенитете, казахские и русские национальные организации проводили постоянные демонстрации перед зданием парламента. В октябре Казахстан объявил о своем суверенитете. Особое значение для Назарбаева имел контроль над минеральными ресурсами республики. В апреле 1990 Верховный совет избрал Назарбаева президентом Казахстана. Когда в августе 1991 ГКЧП объявил об отстранении Горбачева от власти, казахский руководитель на второй день объявил об осуждении переворота. После провала ГКЧП Назарбаев продолжал поддерживать идею нового Союза республик. В пе

Оглавление

1. Обретение суверенитета 3
2. Казахстан в период независимости 3
3. Казахстан сегодня 5
4. Заключение 10
5. Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Независимый казахстан.docx

— 42.21 Кб (Скачать)

 

Содержание:

1. Обретение суверенитета                                                                                              3                                          

2. Казахстан в период  независимости                                                                            3

3. Казахстан сегодня                                                                                                        5

4. Заключение                                                                                                                   10 

5. Список литературы                                                                                                      11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обретение суверенитета.

Летом 1990 в Казахстане разгорелись  споры о суверенитете, казахские  и русские национальные организации проводили постоянные демонстрации перед зданием парламента. В октябре Казахстан объявил о своем суверенитете. Особое значение для Назарбаева имел контроль над минеральными ресурсами республики. В апреле 1990 Верховный совет избрал Назарбаева президентом Казахстана. Когда в августе 1991 ГКЧП объявил об отстранении Горбачева от власти, казахский руководитель на второй день объявил об осуждении переворота. После провала ГКЧП Назарбаев продолжал поддерживать идею нового Союза республик. В переходный период он распустил компартию и установил республиканский контроль над экономикой. В декабре 1991 Назарбаев провел президентские выборы и был избран президентом. В условиях распада СССР он провозгласил 16 декабря 1991 независимость Казахстана. Стремясь к сохранению тесных связей между бывшими союзными республиками, казахский президент стал одним из инициаторов Содружества Независимых Государств (СНГ).[1]

  1. Казахстан в период независимости.

В январе 1993 Верховный совет  Казахстана принял новую конституцию, предоставлявшую широкие полномочия президенту, включая контроль над  исполнительной властью, назначение министров и глав региональных администраций. Верховный совет оставался высшим представительным органом и органом законодательной власти. Правительство Казахстана во главе с премьер-министром Сергеем Терещенко (1991 - 1994) приступило к осуществлению экономических реформ, в июле 1993 МВФ предоставил на их проведение кредит в размере 86 млн. долларов США. В августе власти в 2 раза повысили цены на энергоносители.

В ноябре 1993 года была введена  национальная валюта – тенге. В декабре  Казахстан подписал соглашение с 7 нефтяными концернами о проведении исследовательских работ в северной части Каспийского моря; 80% доходов от прибылей поступали в распоряжение государства. В январе 1994 зарубежные государства и банки «Парижской группы» пообещали Казахстану новую помощь в размере 1 млрд. долларов США. В руководстве страны имелись расхождения по вопросу о темпах реформ. В конце 1993 власти снова ввели государственный контроль над ценами и размерами прибылей. Президент Назарбаев неоднократно критиковал Верховный совет за торможение экономических реформ. Под его давлением в декабре 1993 парламент страны принял решение о самороспуске. На выборах в марте 1994 победу одержали кандидаты партий и группировок, поддерживавших президента: Партия народного единства, Социалистическая партия, Конфедерация профсоюзов и др., на долю оппозиции достались 23 места из 177. В апреле 1994 было начато проведение ваучерной приватизации 50 крупнейших государственных предприятий. В июле 1994 парламент объявил столицей город Акмолу (Акмолинск).[2]

В мае 1994 парламент выразил  недоверие социальной, экономической  и правовой политикой правительства. В октябре 1994 Назарбаев отстранил кабинет Терещенко, назначив новым премьером Акежана Кажегельдина. В феврале 1995 парламент отверг предложенный правительством проект бюджета. В марте Конституционный суд объявил недействительными результаты парламентских выборов 1994 и отменил законы, принятые новым парламентом. В апреле 1995 был проведен референдум. Оппозиция призывала к его бойкоту, но большинство проголосовавших поддержали продление полномочий президента до 2000 года. В мае государства-кредиторы и международные организации согласовали предоставление помощи Казахстану на 1995 год в размере 1,2 млрд. долларов.

В августе 1995 на следующем  референдуме была одобрена новая  конституция, еще более расширявшая полномочия главы государства.

В декабре 1995 состоялись выборы в новый двухпалатный парламент. Победили партии, поддерживавшие президента (Партия народного единства, Демократическая, Кооперативная, Народный конгресс). Оппозиция (коммунисты, социалисты и русское движение «Лад») получила 4 из 67 мест в Мажилисе. В июле 1996 МВФ предоставил стране трехлетний кредит на проведение экономических реформ в размере 446 млн. долларов. В 1995 - 1996 Казахстан договорился с Россией, Оманом и иностранными нефтяными компаниями об эксплуатации месторождений на западе страны и строительстве нефтепровода к Черному морю.

В 1996 - 1997 годах впервые  наметился рост ВВП за счет нефтегазовой отрасли и металлургии. С помощью жесткой финансовой политики властям удавалось сдерживать рост инфляции. Но экономические реформы вели и к нарастанию социального расслоения общества, к сокращению реальных доходов значительных слоев населения. Осенью 1996 произошел ряд демонстраций и забастовок протеста против низкого уровня зарплаты, пенсий и высокой безработицы. Опасаясь социальной нестабильности, власти вынуждены были несколько ограничить темп реформ. В октябре 1997 ушел в отставку премьер-министр Кажегельдин, который считался сторонником более радикальных экономических изменений. Его сменил Нурлан Балгимбаев. В условиях азиатского финансового кризиса правительство одобрило программу стабилизации: она предусматривала сокращение государственных расходов (включая сокращение 10 тысяч государственных служащих), улучшение собираемости налогов и усиление таможенного контроля. В начале 21 века экономика Казахстана опять пошла на подъем. Нефтегазовый сектор разрабатывается при активном участии иностранных компаний.

В декабре 1997 президент, правительство  и парламент переехали в Акмолу, официально ставшую столицей страны. Алматы осталась политическим, экономическим и культурным центром. В мае 1998 Акмола была переименована в «Астану», что в переводе с казахского означает «столица». В октябре 1998 парламент проголосовал за внесение изменений в конституцию. Они предусматривали продление срока полномочий президента с 5 до 7 лет. На досрочных президентских выборах в январе 1999 Назарбаев победил, собрав 80% голосов. Кандидат компартии С.Абдильдин получил 12%, другие представители оппозиции Г.Касымов и писатель Э.Габбасов 5% и 1% голосов. В октябре последовали парламентские выборы, принесшие победу сторонникам президента (партии «Отан», Гражданской, Аграрной, Кооперативной и др.); коммунисты получили 3 места. В ноябре 1999 был арестован ряд лидеров русских организаций, обвиненных в сепаратизме. В октябре 1999 президент снял с поста премьер-министра Балгимбаева, подвергнув его критике за ошибки в борьбе с экономическим кризисом. Главой правительства был назначен Касымжомарт Токаев. В январе 2002 его сменил Имангали Тасмагамбетов, а в июне 2003 - Даниял Ахметов. В настоящее время пост премьер-министра Казахстана занимает Карим Масимов.[3]

3. Казахстан сегодня.

В те уже далекие 90-тые  годы руководству страны предстояло сделать немало основополагающих шагов, которые должны были заложить крепкий  фундамент, дать начало всей новейшей истории нашего государства. Это  и написание собственной конституции, основы суверенитета нашей общности, и создание народной валюты тенге, и, конечно же, создание важнейшей атрибутики независимости: национального гимна, флага и герба.

Самостоятельному государству  предстояло также решить уже давно  назревшие проблемы, в числе которых было закрытие Семипалатинского ядерного полигона. По мнению многих экспертов в сфере ядерной политики этот шаг послужил примером для других стран.

Как известно, вслед за закрытием  Семипалатинского полигона в Казахстане мораторий на испытания ядерного оружия был объявлен на четырех крупнейших полигонах мира – Новая Земля (Россия), Невада (США), Мороруа (Франция) и Лобнор (КНР). Особая роль в этом деле принадлежит международному антиядерному движению «Невада-Семей», которым бессменно руководит выдающийся поэт, известный общественный деятель, постоянный представитель РК в ЮНЕСКО Олжас Сулейменов. Во многом именно благодаря его авторитету, движение получило поддержку не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.

Помимо этого Казахстану принадлежит немало и других миротворческих инициатив, в частности, отказ от ядерного оружия, идея о созыве Совещания  по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), создание безъядерной зоны в Центральной Азии и другие усилия по мирному урегулированию наиболее острых конфликтов, возникающих в последние годы. Наша страна, с лихвой испытавшая последствия ядерных испытаний, непоколебима в своем стремлении сделать мир безопасным, а распространение атомного и других видов оружия массового уничтожения – невозможным.

Казахстан делает свои первые шаги, как самостоятельное государство, на пути к вступлению в мировое  сообщество. Но уже можно отметить, что наша страна была воспринята серьезно. Независимость Казахстана была признана 113 государствами. Начинается сотрудничество нашей страны с другими, открываются  посольства республики во всех уголках Земли. Казахстан становится полноправным членом таких влиятельных организаций как Организации Объединённых Наций (ООН), Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других авторитетных международных организаций.

Но, конечно же, одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана после обретения самостоятельности  стало налаживание сотрудничества со странами СНГ. Казахстан не только сумел сохранить хорошие партнерские  отношения с бывшими странами-участницами СССР, но активно выступает за углубление интеграционных процессов на территории постсоветского пространства. Первостепенное значение Казахстан уделяет отношениям с Россией. Это и понятно. Наши государства связаны многовековой историей, и граждане двух стран всегда относились, и будут относиться  друг к другу, как к братскому народу. В 1998 году был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией.

Немалую роль сыграли хорошо спланированные внутриполитические действия руководства страны в предотвращении межэтнических конфликтов. Казахстан, на территории которого проживает порядка 130 национальностей, сумел не допустить розни между неоднородным населением страны и сумел сохранить внутреннюю стабильность. Чего нельзя сказать про другие бывшие советские республики. В других все эти годы продолжается непримиримая борьба за власть, давно уже вышедшая за цивилизованные «парламентские» рамки. Успехи нашей страны в сфере экономики также не вызывают сомнений. По данным 2009 года один из важнейших показателей макроэкономической ситуации внутри страны, а именно валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения составил более 7 тысяч долларов США. Казахстан является безусловным лидером не только в центрально-азиатском регионе, где не имеет вовсе близких конкурентов, но и занимает равные позиции с другими постсоветскими и постсоциалистическими странами - членами ЕС и G8.

Конечно же, в нашей новейшей истории были и свои сложности, с  которыми предстояло справиться. Казахстан  должен был пройти путь от сформировавшегося  за многие десятилетия социалистического  строя к  совершенно новой - рыночной форме хозяйства. Было множество  скептиков, выражавших свое недоверие  к способности правительства во главе с президентом вывести страну на совершенно иной уровень развития, создать новую систему общественного устройства, ранее принципиально отвергающуюся советской властью. Но время показало, что Казахстан не только способен сформировать эффективную рыночную экономику с постоянным стабильным ростом, но и послужить примером для ряда развивающихся стран. В первую очередь, нельзя не отметить, усилия правительства по созданию благоприятной инвестиционной площадки для иностранных предприятий.  Реформы в самых различных сферах институционального и законодательного устройства страны упростили прилив заграничного капитала в нужные отрасли производства и не только. Иностранные инвестиции защищены Законом «Об иностранных инвестициях».

Безусловно, немалым фактором резкого экономического подъема  послужило природное богатство  территории различными полезными ископаемыми. Среди которых крупнейшие залежи нефти, природного газа, угля, цветных металлов и это лишь малая часть всего разнообразия овладаемых ресурсов. “Обвинение” в сырьевой направленности нередко звучат в адрес Казахстана. Но если посмотреть на чем основывается сегодняшнее благосостояние таких развитых стран как США, Великобритания, Норвегия, Канада, Австралия, страны Персидского залива, то преобладание сырьевой составляющей является вполне оправданной и рациональной внешнеторговой политикой ресурсообеспеченных  стран.

В Казахстане же доходы от сбыта  сырьевых ресурсов, скопленные в Национальном фонде республики, сыграли своего рода “подушкой безопасности” в тяжелые кризисные годы, позволяя не только не снижать темпы роста экономики, но и индексировать все социальные выплаты. Это лишь толчок для развития реальной экономики. Правительство видит необходимость развития производственно-аграрного сектора и принимает по этому вопросу ряд мероприятий.

Среди недавних мероприятий  стоит отметить государственную  программу по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы. Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. Поставлены достаточно смелые цели, но уже можно наблюдать серьезный настрой правительства на исполнение всех задач. Делается все возможное для развития и поддержки малого и среднего бизнеса, в первую очередь, ориентированного на регионы и не сырьевые отрасли экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Принимается ряд мер по оздоровлению предпринимательского сектора, а именно по поддержке новых бизнес - инициатив и развитию производства, ориентированного на экспорт.

Создаются все новые и  новые совместные предприятия с  заграничными партнерами. Безработица падает, но одновременно и повышается спрос на квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности. Постановлением президента 5 ноября 1993 года была учреждена международная стипендия “Болашак”, финансирующая получение высшего образования за рубежом в ведущих вузах мира для дальнейшего применения полученного опыта во благо государства. На мой взгляд, это был весьма дальновидный шаг. Ведь, как известно, самой оправданной инвестицией является инвестиция в человеческий капитал. Повышается общий уровень образованности и сознательности населения. Увеличивается количество вузов и людей с высшим образованием. Разумеется, не во всех высших учебных заведениях качество полученного образования соответствует международным стандартам, но тяга молодежи к знаниям и к  получению хорошо оплачиваемых рабочих мест очевидна.

Информация о работе Казахстан за годы независимости