Казахи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:21, реферат

Краткое описание

Каза́хи (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) — тюркский народ, основное население Казахстана. Казахи также издавна проживают в смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, Туркмении и на западе Монголии. Исторически состояли из трёх крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза.
Язык — казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков.

Оглавление

• 1 Этническая история казахов
o 1.1 Антропология
o 1.2 Этноним «казах»(қазақ)
o 1.3 Казахи в составе Российской Империи в ХIX-ХХ веке
o 1.4 Голод 1932—1933 годов
• 2 Численность
o 2.1 Казахи в Китае
o 2.2 Казахи в России
o 2.3 Казахи в Узбекистане
• 3 Религия
• 4 Язык и письменность
• 5 Быт и культура
o 5.1 Национальная кухня
o 5.2 Национальные виды спорта
o 5.3 Традиции
• 6 Репатриация этнических казахов в Казахстан
• 7 Этнографы о казахах
• 8 См. также
• 9 Примечания
o 9.1 Ссылки
• 10 Литература

Файлы: 1 файл

Каза́хи.docx

— 179.63 Кб (Скачать)

У казахов Центрального и Северного  Казахстана до сих пор сохранились  тенгрианские обычаи: Свадебные обычаи: при заключении брака проводят обряд очищения огнем. Разжигается открытый огонь, вокруг которого невеста совершает круг, затем она льет ковш с маслом на пламя; Есть тенгрианские обычаи связанные с младенцами, так казахи издавна проводили обряд очищения огнем при первом укладывании ребенка в "бесик" (колыбель); "Тусау кесеу" (обрезание пут на ногах", данный обряд проводился когда ребенку исполнялся один год и он ознаменовал, что ребенок теперь начнет ходить самостоятельно;

Язык и письменность


Основные статьи: Казахский язык, Казахская письменность

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственными языками являются каракалпакский, кыргызский, ногайский, татарский, кумыкский, балкарский. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Следует отметить, что в период с V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Ещё при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке [7]. Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII—XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому [8]. С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык — «тюрки», который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии [9].

Учёные впервые обнаружили памятник древнетюркского рунического письма на территории современной Хакасии. Позднее — на территории Тувы, Монголии, Алтая, Казахстана, Таласа(Киргизия) и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Археологические экспонаты с образцами древнетюркского рунического письма хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.

Рунический алфавит состоял  из 24 букв и словоразделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Языком надписей, выполненных на древнетюркском руническом письме был орхоно-енисейский язык (получивший название по рекам Орхон в Монголии и Енисей в России), который относился к карлукской группе тюркских языков и предшествует узбекскому языку.

По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюрbox=5.1Wкских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился ещё в X—XI вв. Исламизация большинства казахов и восприятие грамотной частью населения арабской графики произошли в XVIII веке.

В 1912 году Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

В советский период в Казахстане в политических целях [10] был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику (латинизация, 1929), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу (кириллизация, 1940). В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведётся обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.

«Латинская графика доминирует сегодня в коммуникационном пространстве», заявил президент Н.Назарбаев, выступая перед Ассамблеей народов Казахстана в2006 году. «Нужно вернуться к вопросу о переходе на латиницу казахского языка», сказал он делегатам, представлявшим различные этнические группы Казахстана. [11]

Для современных казахов характерно двуязычие. Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски[36], в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов[37], а в России 98 % казахов свободно владеют русским[38]. Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.

В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов  национальной политики[39].

Быт и культура


Основная статья: Казахская культура

Национальная кухня

Основная статья: Казахская кухня

Казы — деликатесное конское мясо

Основные блюда — мясные. Одно из популярных казахских блюд называется «Ас» (пища), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак, из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (жайма или камыр) [12]. Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы — казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта,шужык, ветчина - жая. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» — нанизанная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба.

Куырдак — традиционное казахское мясное блюдо

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов  традиционно для жителей побережья  Каспия и Арала. В связи с кочевым  образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое  разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски — это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире — 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

К известным сладостям относится  «шертпек» — это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки — жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле — шельпек; «таба-нан» — лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандырный — лепёшки испечённые в тандыре. Другие виды хлеба: кульше,карма. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шельпеки, так как они легко готовятся в походных условиях — в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом шёлковом пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау — зимовья).

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»

Национальные виды спорта

Памятная монета Казахстана «Кыз Куу» из серии «Национальные обряды и игры», 2008

.

  • Байга — скачка на расстояние 10 — 100 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать»).
  • Аламан-байге — скачки на длинные дистанции (40 шакырым).
  • Кунан-байге — скачки молодых лошадей — двухлеток.
  • Жорга-жарыс — скачки иноходцев.
  • Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем. Парень должен догнать и потом поцеловать девушку которая ему нравятся, если он это не сможет сделать девушка должна его догнать и побить кнутом
  • Кокпар — борьба джигитов на конях за тушу козла, необходимо донести тушу в "казан" (условные ворота).
  • Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка.
  • Сайыс — борьба, сидя на лошадях.
  • Казакша курес — национальная казахская борьба.
  • Тогыз-кумалак — девять шариков (настольная игра).
  • Асык [13] — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки) [14].
  • Буркут-салу — соколиная охота до первой дичи.
  • Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
  • Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей.
  • Жекпе-Жек — вновь возрожденное национальное боевое искусство, аналог боев без правил.

Традиции

Основная статья: Казахские традиции

Современный Казахстан переживает период национального возрождения[40][41] и возрождение национальной государственности[42].

Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период партийные чиновники в Казахстане по указке из Москвы боролись с традициями своего народа, как с «пережитками прошлого»[43].

Репатриация этнических казахов в  Казахстан


Основная статья: Нурлы кош

В настоящее время Казахстан  проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны либо оказавшихся за пределами её современных границ после национально-государственного размежевания в Центральной Азии, и их потомков, проживающих в других странах (употребляется термин оралманы). Всего за последние 2 десятилетия в Казахстан переехало, по официальным оценкам, до 1 миллиона этнических казахов[44].

В настоящее время реализуется  программа «Нурлы кош» на 2009—2011 годы, (каз. Нұрлы көш дословный перевод «светлая кочёвка», «светлый переезд»). Программа утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126. Данная государственная программа Республики Казахстан для рационального расселения и содействие в обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан; гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны.

Этнографы о казахах


Ч. Ч. Валиханов: «кроме врожденной чувствительности, кайсака заставляет быть сострадательным еще то понятное всякому опасение сегодня или завтра обнищать самому через баранту или падеж, столь частые в степи. Взаимная друг другу помощь, оказываемая кайсаками в последнем случае, достойна подражанию и просвещенному европейцу»[45].

В. В. Радлов: «Киргизы резко отличаются от тюрков-кочевников Алтая, и по образу жизни и мышления они находятся на более высоком уровне»[46].

Г. Н. Потанин: «Киргиз можно отнести к числу музыкальных. Они сами сознают это и рассказывают легенду, будто люди научились петь от богини Песни, некогда спустившейся с неба и летавшей над землей; где она пролетела высоко, там люди плохо поют, где низко - там живут мастера пения. Над киргизской степью она пролетела низко и киргизы мастера пения. Они поют чрезвычайно выразительно, переходя от вкрадчивого шепота в бурный мажор. Степные голоса замечательны по чистоте и силе; и верю, что лет через пятьдесят киргизы будут поставлять певцов на столичную сцену.»[47]

П. С. Паллас: «Многочисленный киргизский народ живет в неограниченной вольности в сравнении калмыков, которые так много малых властителей над собой имеют. Каждый киргизец живет так, как вольный господин, и потому киргизцы не так страшны, как другие неприятели»[46].

А. И. Тевкелев (комментируя возможность использования при необходимости военных сил казахов Младшего жуза против Среднего жуза): «киргизец с киргисцом рубиться не будут, и тако оная Киргиская орда вся останется безполезна»[46].


Информация о работе Казахи