Казахи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:21, реферат

Краткое описание

Каза́хи (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) — тюркский народ, основное население Казахстана. Казахи также издавна проживают в смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, Туркмении и на западе Монголии. Исторически состояли из трёх крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза.
Язык — казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков.

Оглавление

• 1 Этническая история казахов
o 1.1 Антропология
o 1.2 Этноним «казах»(қазақ)
o 1.3 Казахи в составе Российской Империи в ХIX-ХХ веке
o 1.4 Голод 1932—1933 годов
• 2 Численность
o 2.1 Казахи в Китае
o 2.2 Казахи в России
o 2.3 Казахи в Узбекистане
• 3 Религия
• 4 Язык и письменность
• 5 Быт и культура
o 5.1 Национальная кухня
o 5.2 Национальные виды спорта
o 5.3 Традиции
• 6 Репатриация этнических казахов в Казахстан
• 7 Этнографы о казахах
• 8 См. также
• 9 Примечания
o 9.1 Ссылки
• 10 Литература

Файлы: 1 файл

Каза́хи.docx

— 179.63 Кб (Скачать)

Каза́хи (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) — тюркский народ, основное население Казахстана. Казахи также издавна проживают в смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, Туркмении и на западе Монголии. Исторически состояли из трёх крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза.

Язык — казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков.

Содержание  

[убрать] 

  • 1 Этническая история казахов
    • 1.1 Антропология
    • 1.2 Этноним «казах»(қазақ)
    • 1.3 Казахи в составе Российской Империи в ХIX-ХХ веке
    • 1.4 Голод 1932—1933 годов
  • 2 Численность
    • 2.1 Казахи в Китае
    • 2.2 Казахи в России
    • 2.3 Казахи в Узбекистане
  • 3 Религия
  • 4 Язык и письменность
  • 5 Быт и культура
    • 5.1 Национальная кухня
    • 5.2 Национальные виды спорта
    • 5.3 Традиции
  • 6 Репатриация этнических казахов в Казахстан
  • 7 Этнографы о казахах
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
    • 9.1 Ссылки
  • 10 Литература

Этническая история казахов

Основная статья: История Казахстана

Этническая картина территории нынешнего Казахстана изобиловала  разнообразием этнических групп, кочевавших в разные эпохи и оставивших свой след в этногенезе казахов. Казахи являются потомками тюркских и некоторых  монголских племен - найманов,кереитов, аргынов, хазар, кият, дулатов, коныратов, джалаиров и др.

Антропология

В этом разделе  не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. 
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. 
Эта отметка установлена 22 октября 2012.

 

Антропологически казахи принадлежат  к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоиднойрасами. На всей протяженности расселения казахи довольно гомогенны по описательным и измерительным расовым признакам. Для мужчин и женщин казахских популяций характерны прямые, тугие, темные волосы. По росту бороды и волосяного покрова на теле выделяются мужчины западных и южных районов Казахстана.

Проверить информацию.

Необходимо проверить  точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. 
На странице обсуждения должны быть пояснения.

 

У первых отмечен более слабый рост бороды и волосяного покрова на теле, у южных казахов — наоборот, что говорит о более европеоидности южных казахов. В то же время в южных районах Казахстана отмечена максимальная частота узкого разреза глаз. В среднем эпикантус у казахов встречается до 21,7 % у женщин и 34,6 % у мужчин.

Проверить информацию.

Необходимо проверить  точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. 
На странице обсуждения должны быть пояснения.

 

Этноним «казах»(қазақ)

Основная статья: Казахское ханство

Этноним «қазақ» появился в XV веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на реку Чу, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом — «қазақ» («қазақтар»), в русском языке — «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твёрдое Қ, но с 1936 года в современной русской орфографии было установлено правописание «казах».

В царской России нынешних казахов  называли киргизами или киргиз-кайсаками, чтобы не путать с русскими казаками[21]. Неправильное употребление до революции этнонимов «казах» и «киргиз» было связано с ошибками некомпетентных авторов и администрации. Ещё в1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют»[22]. Первоначально этноним «казах» закрепился в форме «казак» в 1925 году в Советской России после переименования Киргизской АССР в Казакскую АССР, а в форме «казах» после преобразования Казакской АССР в Казахскую ССР в 1936 году [21].

Основная этимология этнонима «казах»: слово «казак» означает «свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений»[5].

Казахи в составе Российской Империи в ХIX-ХХ веке

По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральскойобластях общей численностью 3 млн человек[23].В Младшем жузе в начале XIX век царским правительством России была создана и поддерживалась Внутренняя, или Букеевская Орда.

Среди казахов к началу XX века насчитывалось  свыше 40 крупных племенных групп[24]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем казак, но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими[25].

При этом русская этнографическая  наука никогда не ставила под  сомнение, что эти роды составляют единый народ, отмечая что говорят они на одном языке.

По своей численности киргизы(казахи) занимают первое место среди кочевых рас Азии. К.-кайсаки кочуют по необозримым пространствам (свыше 50 тыс. кв. геогр. миль) от берегов Волги до бассейна Тарима и от низовьев Аму-Дарьи до Иртыша. Общее число их далеко превышает 3 млн. душ. На всем обширном пространстве Киргизской(казахской) степи язык К.-кайсаков не распадается на диалекты: на Волге и на Иртыше он один и тот же. Язык каракиргизов весьма близок к языку К.-кайсаков, но отличается от него фонетически. Все К.-кайсаки признают себя членами одной и той же народности, распадающейся на три отдела или орды: Большую, Среднюю и Малую...[26]

Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века.

Голод 1932—1933 годов

Основные статьи: Голод в Казахстане в 1932—1933 гг., Малый Октябрь

Почтовая марка Казахстана, 1997

Массовый голод случился в начале 30-х годов в результате репрессивной сталинской сельскохозяйственной политики [6], проводимой в Казахстане первым секретарём Казкрайкома ВКП(б) Филиппом Голощёкиным и заключавшейся в насильственной реквизиции скота у коренного населения[27]. Оставшись без средств к существованию, погибли около полутора миллионов жителей республики[28], сотни тысяч бежали в Китай, часть в Киргизию (Кыргызстан). Частично эта катастрофа признавалась и советскими источниками.По официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, В Казахстане (в состав которого тогда входила и Каракалпакия) казахов насчитывалось 3,968 млн человек (в том числе в Каракалпакии — 46 тыс. чел.), а согласно переписи 1939 года — уже всего 3,1 млн человек. Существует мнение, что доверять данным этой переписи нельзя, так как, чтобы скрыть чудовищные последствия голода, данные неоднократно переделывались и фальсифицировались[27].Согласно всероссийской переписи 1897 года, численность граждан Российской империи, указавших в качестве родного казахский язык, составляла 4,08 миллиона человек, что было меньше всего лишь примерно на 0,1 миллиона, чем все остальные народы Средней Азии вместе взятые (без учёта 1 млн жителей российских протекторатовБухарского эмирата и Хивинского ханства, не охваченных переписью), см. Перепись населения Российской империи (1897). Если бы не этот голод, казахов на их исторической родине могло бы быть значительно больше, чем сейчас. Так, например, по переписи населения СССР 1926 года казахов было больше, чем соседних родственных узбеков. После 1989 года в Узбекистане переписи не проводились, но уже тогда в Узбекистане было 14 млн. узбеков, а в Казахстане всего 6,5 млн. казахов[29]. Официальные оценки властей Узбекистана на 2010 год дают цифру 22,9 миллиона узбеков в Узбекистане[30], а перепись 2009 года в Казахстане насчитала всего 10,1 млн казахов.

Численность


Общая численность казахов — около 14 млн человек.

  • Казахстан — 10,8 млн чел[1].
  • Китай — 1,5 млн чел[2].
  • Узбекистан — 0,8 - 1,1 млн чел[3].
  • Россия — 648 тыс. чел[6].
  • Монголия — 102 тыс. чел[9].
  • Туркменистан — до 40 тыс. чел[10].
  • Киргизия — 30 тыс. чел[11].
  • Турция — 20 тыс. чел[12]
  • Иран — 12 тыс. чел[13]
  • США — 3 тыс. чел
  • Германия — 1 тыс. чел[17]
  • Великобритания — 1 тыс. чел.[18]

Казахи в Китае

Основная статья: Казахи в Китае

В настоящее время в Китае  казахов проживает в два раза больше чем в РФ — около 2 млн. человек. Основная масса казахов проживает в СУАР (около 1,85 млн. человек), где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также проживают в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд. Казахи в Китае относятся к малочисленным этносам, имеющим государственный статус.

В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает 3 телеканала, которые вещают 7 дней в неделю.

На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «Одна семья — один ребёнок».

Казахи в России

Основная статья: Казахи в России

Численность и  удельный вес казахов в России[31] 
согласно переписям населения

1939

 

1959

 

1970

 

1979

 

1989

 

2002

 

356 646

0,33

382 431

0,33

477 820

0,37

518 060

0,38

635 865

0,43

653 962

0,45


Численность казахов и их доля в  населении России постоянно увеличивалась. В приграничных регионах казахи проживают  компактно. В Астраханской области издаётся газета на казахском языке («Ак арна»), в ряде регионов имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет[32][33][34], есть одна школа в Республике Алтай, где на казахском языке ведётся преподавание по программе казахстанского отдела народного образования и по казахстанским учебникам[35], но при этом среднее образование на казахском языке в России отсутствует.

Казахи в Узбекистане

Основная статья: Казахи в Узбекистане

Религия


Основные статьи: Ислам в Казахстане, Религия в Казахстане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в городеТуркестане

Мечеть имени Машхура Жусупа

  • Традиционная религиозная принадлежность — мусульмане-сунниты. Традиционный мазхаб (мусульманская правовая школа) имама Абу Ханифа.

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило  в течение нескольких столетий, начиная  с южных регионов. Первоначально  ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века. Например ислам был уже в Империи Караханидов в конце 10 века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет / сундет) совершает подавляющая верующая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определённая часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.

Распространение ислама среди кочевников было не таким активным как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312—1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Основная статья: Тенгрианство

До прихода Ислама в казахской  степи было распространенно язычество переплетенное с родовыми обычаями. Позднее Гумилев дал определение степной религии - Тенгрианство. Поскольку этнические обычаи у казахов были связанны с языческими верованиями, то и после прихода Ислама казахи сохранили национальные особенности наложившие отпечаток и на т.н. степной Ислам, который во многом отличается от Ислама не кочевых народов.

Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы, вечного неба над головой и почитанием духов предков. Тюрки поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевлённое. Тенгрианская вера давала тюркам-кочевникам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Всё было взаимосвязано, и тюрки-кочевники бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.

Информация о работе Казахи