Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:29, реферат
2 февраля 2011 г. исполнилось 173 года со дня рождения Кастуся Калиновского, одной из наиболее знаковых фигур в истории Беларуси. Масштаб его личности трудно переоценить. Сухие факты из биографии характеризуют его как общественного деятеля, революционного демократа, публициста, поэта, одного из лидеров восстания 1863-1864 гг. Но после смерти он превращается в человека-символ, человека-легенду, который стал вдохновлять других людей своей судьбой, идеями и поступками
Введение
2. Происхождения и семья
3.Биография
4. Публицистическая и издательская деятельность Калиновского
5. Историография о К. Калиновском
6.Заключение
7. Список литературы
УО ФЕДУРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БУЛАРУСИ
МЕЖРУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ
ТРУДОВЫХ
И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕФЕРАТ
по теме
«Кастусь Калиновский»
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПРАВА
Доцент
Курьянович Александр Викторович
Манцевич
Ольги Михайловны
г. Минск
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение
2. Происхождения
и семья
3. Биография
4. Публицистическая и издательская деятельность Калиновского стр. 5-6
5. Историография
о К. Калиновском
6. Заключение
7. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
2
февраля 2011 г. исполнилось 173 года со дня
рождения Кастуся Калиновского, одной
из наиболее знаковых фигур в истории
Беларуси. Масштаб его личности трудно
переоценить. Сухие факты из биографии
характеризуют его как общественного
деятеля, революционного демократа, публициста,
поэта, одного из лидеров восстания 1863-1864
гг. Но после смерти он превращается в
человека-символ, человека-легенду, который
стал вдохновлять других людей своей судьбой,
идеями и поступками. В чём кроется причина
его притягательности? В данном реферате
изложена биография, публицистическая
и издательская деятельность, историография,
политическая деятельность и значимость
для Белорусского народа Кастуся Калиновского.
Борцы за свободу всегда становятся объектами
симпатии. Кастусь Калиновский сражался
за независимость Беларуси и Литвы от
Российской империи. При этом он опирался
на революционно-демократические идеи,
подразумевавшие народовластие и освобождение
широких слоев населения от феодальных
ограничений. Знаменитая фраза Калиновского
“Не народ для ўрада, а ўрад для народа”,
которая сейчас служит девизом газеты
Совмина Республики Беларусь – именно
об этом. Кроме того, будучи диктатором
Литовского Провинциального Комитета
восстания, Калиновский проводил достаточно
независимую политику от Центрального
комитета в Варшаве. По словам его современника,
находящегося по другую сторону баррикад,
российского генерал-майора В.Ф. Ратча,
“Константин Калиновский с настроением
герценовской школы во главе честолюбивейших
личностей из красных литвинов настойчиво
проводил идею о самостоятельности Литвы”.
Таким образом, он боролся за свободу сразу
по трем направлениям – от России, от Польши
и от социальных ограничений. 1864 г. он был арестован,
а уже в марте казнен через повешение.
Из тюремного заключения сумел отправить
на свободу три письма, известные как “Письма
из-под виселицы”. Два из них были адресованы
народу, за который революционер боролся,
а одно – девушке, которая была с ним обручена.
(Последнее представляет из себя трогательное
прощальное стихотворение.) А перед виселицей,
когда его при чтении приговора назвали
дворянином, Калиновский выкрикнул: “У
нас дворян нет. Все равны!!!”. Короткая
жизнь, трагическая смерть, борьба за идею,
немного любовной поэзии, красивые слова
перед казнью – всего этого более чем
достаточно для того, чтобы сложился образ
романтического героя. Которого можно
поставить вровень с такими историческими
фигурами, как Уильям Уоллес, Байрон и
Че Гевара. «Даже внешность Калиновского
великолепно располагает к его героизации,
- считает белорусский историк Алесь Кравцевич,
- хорошо сложенный молодой мужчина с красивым,
мужественным, решительным и одновременно
интеллигентным лицом. Поэтому его так
и любят рисовать белорусские художники».
1. Происхождения и семья
Род Калиновских происходит из Мазовии (Польша), где упоминается, начиная с конца XV века. Впоследствии он разделился на 13 ветвей, внесённых в I и IV части родословной книги Виленской, Гродненской, Витебской, Волынской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской губерний и в списки дворян Царства Польского. Предки Калиновского в течение почти ста лет владели поместьем Калиново на Браньской земле в приграничье Белоруссии и Польши, но в 2-й половине 18 в. поместье было продано.
Отец — безземельный шляхтич из Гродно, владелец небольшой ткацкой мануфактуры Семён Калиновский (белор. Сымо́н (Сямён) Каліно́ўскі, польск. Szymon Kalinowski); мать, Вероника Рыбинская, умерла, когда Константину было 5 лет. Константин Семёнович Калиновский родился в имении Мостовляны (ныне деревня в Гродненском районе Гродненской области Белоруссии) на Гродненщине.
Среди
современных историков нет
2. Биография
Викентий
Константи́н Семёнович Калино́
Окончил Свислочскую прогимназию в 1856 г. В 1856—1860 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы вместе со старшим братом Виктором Калиновский активно участвовал в деятельности студенческих землячеств и в революционных кружках, сблизился с Зыгмунтом Сераковским, Ярославом Домбровским, В. Врублевским. Мировоззрение Калиновского складывалось в обстановке нарастания крестьянского движения, под влиянием идей русских радикально настроенных публицистов Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и под воздействием традиций польского национально-освободительного движения.
Возвратившись на родину, Калиновский вместе с Врублевским и другими в 1861 создал революционные кружки в Гродненской и Виленской губерниях, вошедшие в единую конспиративную организацию. В 1862 Калиновский стал во главе руководившего этой организацией Комитета движения (позже назывался Литовским провинциальным комитетом). В 1862—1863 руководил изданием и распространением «Мужыцкай праўды» (Mużyckaja prauda) — первой нелегальной революционной газеты на белорусском языке (использовалась белорусская латиница).
Калиновский
активно поддерживал
Возглавив в 1863 восстание в Белоруссии и Литве, Калиновский выступил за широкое вовлечение в борьбу крестьян, за распространение восстания на Восток и на Север от границ Северо-западного края. Крестьяне, однако, в большинстве своём не приняли восстание, а иногда даже боролись вместе с царскими войсками против отрядов Калиновского. В условиях жестоких действий правительственных сил, находясь в глубоком подполье, Калиновский руководил повстанцами до своего ареста в конце января 1864 года.
Приговорённый к смерти, К. Калиновский продолжал борьбу, обращаясь к народу с «Письмами из-под виселицы». Из писем следовало, что Калиновский не признавал российскую или польскую власть своими для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за своего Бога, за своё право, за свою Родину».
Казнён через повешение в Вильне на Лукишской площади.
3. Публицистическая и издательская деятельность Калиновского
Первая страница первого номера «Мужицкой правды», изданная белорусской латиницей.
В число печатного наследия Калиновского входят семь выпусков белорусскоязычной газеты-листовки «Мужицкой правды» (белор. «Мужыцкая праўда»), «Письма из-под виселицы» (белор. «Лісты з-пад шыбельніцы»), а также польскоязычная газета «Знамя свободы» (польск. Сһorągiew swobody), в издании которой принимал участие К. Калиновский. Кроме того, известны революционные инструкции и призывы, подготовленные под его руководством. В польской историографии широко распространено мнение, что «Письмо Яськи-хозяина из-под Вильни к мужикам земли польской» (белор. «Ліст Яські-гаспадара з-пад Вільні да мужыкоў зямлі польскай») также относится к публицистике Калиновского, в то же время большинство белорусских исследователей придерживается мнения, что авторство данного письма не принадлежит революционеру. Этот вывод основывается на том факте, что на письме стоит штамп варшавского издательства, — таким образом, зная про популярность подписи «Яська-гаспадар з-пад Вільні», «белые» могли использовать её в собственных целях.
Широко распространено мнение, что актуальные для крестьян вопросы освещались в «Мужыцкай праўдзе» предельно кратко, логично, последовательно, иногда умышленно по-крестьянски грубовато. Для газеты характерен агитационный стиль, рассчитанный на среду малограмотных и неграмотных крестьян. В то же время, историк Гронский сделал вывод, что издание «Мужыцкой прауды» было чисто пропагандистской акцией, что подтверждается существованием «Знамени свободы», которое было рассчитано на ополяченное дворянство и горожан и несет в себе совершенно другое наполнение. Принцип равноправия сословий в газете упоминается, но «без ущерба для чьей-либо собственности».
4. Историография о К. Калиновском
В историографии восстанию 1863—1864 гг. посвящена многочисленная и в то же время довольно противоречивая литература, представленная преимущественно польскими и российскими авторами.
Становление белорусской историографии о данном восстании произошло в 1920-е гг. В популярной литературе того времени (в частности, у В. Ластовского) Калиновский характеризуется как национальный герой, первый белорусский революционер и руководитель крестьянского антипомещицкого восстания.
Первый серьёзный научный анализ событий восстания и взглядов К. Калиновского был предпринят в статьях и монографии Всеволода Игнатовского. Он охарактеризовал восстание как буржуазно-демократичное, а Калиновского — как белорусского революционер-демократа, идеолога левых «красных», который по определенным вопросам был вынужденный идти на компромисс с правым крылом «белых». В то же время существовали и другие оценки восстания: так, белорусский советский историк Самуил Огурский в своей книге «Нарысы па гісторыі рэвалюцыйнага руху на Беларусі (1863—1917)» заявлял, что восстание 1863 г. было организовано польскими помещиками и католическим духовенствам и проходило под польскими шовинистическими лозунгами, автор назвал Калиновского «мифическим героем» и «польским шовинистом», похожего мнения придерживались российские монархические авторы. В 1930-е гг. в БССР К. Калиновский оценивался как реакционный деятель.
В послевоенный период значительный вклад в разработку истории восстания и научной биографии К. Калиновского внесли белорусские историки Владимир Перцев, Анатолий Смирнов, Иван Лущицкий, Геннадий Киселёв, Сусанна Самбук. Были сделаны выводы о враждебности К. Калиновского польскому шляхетскому национально-освободительному движению и непризнании революционером руководящей роли Варшавского комитета и его программы. Калиновский был охарактеризован, как создатель свободной белорусской печати и крупнейший представитель передового общественного мнения Белоруссии XIX в. Вместе с тем отвергалась признанное впервые послевоенные годы наличие в программе К. Калиновского лозунгов за государственную самостоятельность Литвы и Белоруссии, утверждалась, что Калиновскому его приписали «идеологи самодержавия и польские националисты».
С
введением в научное
Широко распространено мнение, что данный конфликт явился следствием несоответствия взглядов К. Калиновского с программой Варшавского центрального комитета. В частности, Калиновский выступал за самостоятельность белорусско-литовских земель и революционно-демократические пути решения аграрного вопроса. Основанное на исторических источниках доказательство данной трактовки конфликта привёл М. Бич. Историк указывает, что в книге российского генерал-майора В. Ратча, который мог пользоваться всеми документами следствия, отмечено следующее: Калиновский «настойчиво проводил идею самостоятельности Литвы», его партия «решила окончательно избавиться от варшавской опеки». «Калиновский, — писал Ратч, — принимал на себя диктатуру. Варшавское правительство должно было получить сообщение, что Литва и Белоруссия — самостоятельное государство». По сведениям Ратча, успех восстания Калиновский в решающей степени связывал с активным участием в нём крестьянских масс, с созданием крестьянской организации и в связи с этим выступал за передачу всей земли крестьянству. Не знать он не надеялся и высказывался за ликвидацию «этой гнилой и развращённой касты»
Далее
М. Бич последовательно приводит
аналогичные мнения о К. Калиновском
секретаря Варшавского