Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:05, контрольная работа
Петр I (правление с 1689 по 1725г.) и Екатерина II (правление с 1762 по 1796 г.) – одни из самых заметных фигур мировой истории. Не даром они получили в народе звание Великие.
Реформы, проводимые обоими императорами, до сих пор вызывают множество споров и разных, часто противоречивых, точек зрения.
руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными.
Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Е. в России было 655 промышленных предприятий, к концу - 2294.
По инициативе
Петра I открыты многие учебные
заведения, открыта Академия наук,
принята гражданская азбука. Но многие
предписания Петра о развитии школ,
науки, искусства были полны утопических
мечтаний. Средств, выделяемых на это,
было ничтожно мало – все забирала
война и постоянно растущий бюррократический
аппарат.
Петр добивался того,
чтобы все дворянство считало "государеву
службу" своим почетным правом, своим
призванием, умело править страной и начальствовать
над войсками. Для этого нужно было, прежде
всего, распространить среди дворян образование.
Петр установил новую обязанность дворян
– учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен
был учиться "грамоте, цифири и геометрии",
а затем должен был идти служить. Без справки
о "выучке" дворянину не давали "венечной
памяти" – разрешения жениться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен
порядок, по которому "родовитость"
не принималась во внимание при назначении
на должность и прохождении службы. И наоборот,
выходцы из народа, наиболее одаренные,
деятельные, преданные делу Петра, имели
возможность получить любой военный или
гражданский чин. Не только "худородные"
дворяне, но и даже люди "подлого"
происхождения выдвигались Петром на
видные государственные должности.
Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".
Еще проживая в Москве, Екатерина II после коронации, ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству.
Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге. Екатерина II, как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям
были предоставлены те же права, какими пользовались католики.
Здравоохранение тоже
сделавшаяся обязательной. Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.
Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. В 60-70 гг. ею была сделана попытка создать в стране систему воспитательно-образовательных учреждений. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах - главные, в уездных - малые.Это было новое дело.
Императрица
покровительствовала ученым и писателям.
Сама она также писала (научную
и художественную литературу).
Как
преобразования Петра 1
и Екатерины 2 изменили
традиционный облик
России.
Главным
итогом всей совокупности Петровских
реформ стало установление в России
режима абсолютизма, венцом которого стало
с победой в Северной Войне, в
1721г. изменение титула российского
монарха - Петр объявил себя императором,
а страна стала называться Российской
Империей. Но была у реформ и обратная
сторона – Россия стала самодержавным,
военно-бюрократическим
Петровские преобразования в социальной сфере затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Формируется единое сословие – дворянство, происходит и жестокое усиление крепостного гнёта, однако существовало относительное равновесие в положении сословий. Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государственного реформирования:
1.Создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, 2.Одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские народы.
Однако,
не смотря на все
минусы реформ, положительных
итогов не мало:
1.Страна получила выход к Балтийскому
морю.
3.Укрепился господствующий класс в целом.
4.Была создана централизованная бюрократическая
система управления страной.
6.Шаг вперед сделали русская промышленность,
торговля, сельское хозяйство.
8.Петровские преобразования затронули
все слои общества, они властно вторглись
в жизнь каждого человека – от боярина
до самого бедного крестьянина.
Как результат реформ Екатерины II можно выделить следующее:
1.Укрепилось и модернизировалось самодержавие.
2.Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества.
3.Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.
4.Улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность.
5.Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.
6.Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.
7.Некоторые негативные последствия политики «просвещенного абсолютизма», неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.
Итоги политики Екатерины II:
1.Была создана эффективная и гибкая система местного управления.
2.Роль коллегий значительно снизилась и лишь три «первейшие» продолжали сохранять свое положение.
3.Укрепилась позиция дворян на местах, но реформа была призвана помимо прочего «отвлечь» их от попыток оказывать влияние на политику центральной власти.
Господствовало экстенсивное развитие экономики. Темпы роста экономики России и, особенно, уровень ее развития все еще отставали от передовых стран Запада.
В то же время, потенциал экономического развития крепостного хозяйства сократился, но еще не был полностью исчерпан. Росло аграрное, прежде всего зерновое производство, повышался объем экспорта хлеба.
В экономике страны, при этом развивались и прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы «экономического либерализма».
Во
второй половине XVIII века экономика, особенно
промышленность и торговля России развивалась
относительно высокими темпами. В этот
период сочетание продворянской
политики и элементов «экономического
либерализма» еще приносило свои
плоды и обеспечило к концу
правления Екатерины II создание эффективной
системы управления, мощной армии
и флота, решение внешнеполитических
задач и социально-политическую
стабилизацию в стране.
Заключение.
Следует отметить, что реформы и деятельность Петра1 и Екатерины 2 как двух великих самодержавцев оказали огромное влияние на историческое развитие России. Общей чертой социальной политики Петра I и Екатерины I является активное развитие науки, образования, повышение культурного уровня значительной части общества в целом. К сожалению, по-прежнему реформы проводились на изжившей себя самодержавно-крепостнической основе, сохранялась абсолютная монархия при отсутствии прав и свободу подавляющего числа населения.