Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:05, контрольная работа
Петр I (правление с 1689 по 1725г.) и Екатерина II (правление с 1762 по 1796 г.) – одни из самых заметных фигур мировой истории. Не даром они получили в народе звание Великие.
Реформы, проводимые обоими императорами, до сих пор вызывают множество споров и разных, часто противоречивых, точек зрения.
Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие- Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. -подчинялись одной из коллегий.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра I уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II
участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.
В 1775 году, чтобы легче было управлять государством Екатерина II , издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).
Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе-высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство.
Создана была система
Центр тяжести в управлении
перемещался на места. Отпала
необходимость в ряде коллегий
- они были упразднены;
остались Военная, Морская,
Иностранная и Коммерц-
Созданная
губернской реформой 1775 года система
местного управления сохранилась
до 1864 года, а введенное ею
административно-
Дворянство было признано особым
главным сословием. Также
особыми сословиями были
Формирование дворянства (сословий)
Будучи крупнейшим идеологом абсолютизма Петр I способствовал упрочнению экономического и политического положения дворянства. В начале 18 века происходит окончательное формирование дворянского сословия, которое пользовалось исключительными правами душе- и землевладения. Петр I внушал поданным, что только тот дворянин достоин почитания, который служит.
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерина II от 21апреля 1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу.
При
Екатерине II дворяне
занимали должности местной исполнительной
и судебной власти. Жалованная грамота
дворянству должна была упрочить положение
дворянства и закрепить его привилегии.
Содействовала большей консолидации господствующего
класса. Действие ее было распространено
также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии
и Дона. Жалованная грамота дворянству
свидетельствовала о стремлении российского
абсолютизма укрепить свою социальную
опору в обстановке обострения классовых
противоречий. Дворянство превращалось
в политически господствующее сословие
в государстве.
При Екатерине
II дворянин стал членом привилегированной
губернской дворянской корпорации, державшей
в своих руках местное самоуправление.
Грамота 1785 г. установила, что дворянин
не может лишиться своего звания без суда.
Дворянин передает своё звание детям и
жене, свободен от податей и телесных наказаний,
всё, что находится в его имении является
неотъемлемой собственностью дворянина;
он свободен от государственной службы,
но не может принимать участия в выборах
на дворянские должности, если не имеет
офицерского чина. Такими стали главнейшие
права всех дворян при Екатерине II. Помимо
этого дворянские общества имели все права
юридических лиц. К таким результатам
дворянство пришло к концу XVIII века: исключительные
личные права, широкое право сословного
самоуправления и сильное влияние на местное
управление, поэтому эпоху правления Екатерины
II называют «золотым веком русского дворянства».
В 1765 году, Екатериной
II, в интересах дворянства было
учреждено Вольное экономическое общество.
Одно из старейших в мире и первое в
России экономическое общество
(вольное - формально
независимое от правительственных
ведомств) было учреждено
в Петербурге крупными землевладельцами,
стремившимися в условиях роста
рынка и торгового земледелия
рационализировать сельское
хозяйство, повысить производительность
крепостного труда. Основание
ВЭО было одним из
проявлений политики просвещенного
абсолютизма. ВЭО начало деятельность
объявлением конкурсных задач, изданием
“Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280)
Социально-экономические вопросы
того периода касались трех проблем:
1) земельной собственности и крепостных отношений,
2)сравнительной выгодности барщины и оброка,
3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.
Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных
культур,
новых видов сельского
В 1767 г. начала свою работу Уложенная комиссия. Избранные в нее 564 депутата распределялись по сословиям следующим образом:
1.правительственные чиновники - 5%
2.дворяне - 30%
3.горожане - 39%
4.государственные крестьяне - 14%
5.казаки, инородцы и прочие - 12%
Экономика и промышленность
В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти 18 в. шло путями, намеченными предыдущимпериодом.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля.
В Петровскую эпоху происходит
резкое разграничение страны
на две зоны ведения
Были
проведены две переписи - в 1710 и 1718
гг. По переписи 1718 г. единицей обложения
становилась "душа" мужского пола,
вне зависимости от возраста, с которой
взималась подушная подать в размере 70
копеек в год (с государственных крестьян
- 1 руб. 10 коп. в год). Подушная подать резко
увеличила как доходы государства, так
и крестьянские платежи. Ведь кроме обычного
семигривенного подушного оклада, на них
возложили еще четыре гривны. А если учесть
то, что реальный размер подати устанавливался
крестьянской общиной (ведь формально
платить подати должны были и старики,
и грудные дети), и прибавить к этому произвол
и лихоборство сборщиков податей на местах,
то реальная сумма оброка была и еще выше.
К тому же нельзя забывать, что крестьяне
еще должны были работать на барщине.
Также усиливались государственные
повинности крестьян. Их силамистроились
города (на строительстве
Петербурга работали
40 тыс.крестьян), мануфактуры,
мосты, дороги; проводились ежегодные
рекрутские наборы, повышались старые
денежные сборы и вводились новые.
Главной целью политики Петра все время
являлось получение как можно больших
денежных и людских ресурсов для государственных
нужд.
Были проведены две переписи
- в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718
г. единицей обложения становилась "душа"
мужского пола, вне зависимости
от возраста, с которой взималась подушная
подать в размере 70 копеек в год
(с государственных крестьян - 1 руб.10коп.вгод).
Это упорядочило податную
политику и резко подняло
доходы государства (примерно
в 4 раза; к концу правления Петра они
составляли до 12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла
резкая переориентация с
мелких крестьянских и ремесленных
хозяйств на мануфактуры.
При Петре было основано не менее
200 новых мануфактур, он всячески
поощрял их создание. Политика государства
была также направлена на ограждение молодой
российской промышленности от конкуренции
со стороны западноевропейской путем
введения очень высоких таможенных пошлин
(Таможенный устав 1724 г.)
Российская мануфактура.В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи,
рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары
широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а
также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью
обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра I вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой,
суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.
В результате Петровской политики в экономической области за
сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная
полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не
зависящая от импорта.
В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года иманифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства - стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на