Экономическое развитие России в период Первой мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Развитие экономики способствовало усилению монополистических процессов. Экономическое состояние страны накануне Февральской революции 1917 г. Временное правительство при активной поддержке Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов приняло решение о регулировании народного хозяйства и образовании совещательных и исполнительных органов по экономике страны.

Оглавление

1. Основные факторы предвоенного промышленного подъема 1909 – 1913 годов в России……………… 3
2. Влияние военной конъюнктуры на экономическую ситуацию в России………. 11
3. Основные направления и проблемы социально-экономической политики Временного правительства………… 14
4. Библиографический список…………………………………………………… 19

Файлы: 1 файл

история экономики.docx

— 45.27 Кб (Скачать)

Таким образом, государственное хозяйствование, при сближении его с крупным  бизнесом, превратилось в прогрессирующую  тенденцию дальнейшего экономического развития российского общества.

Первая мировая война для  России имела далеко идущие экономические и социально-политические последствия. Война потребовала концентрации всех сил страны для победы. Военные расходы были чрезвычайно велики. Каждый день войны в 1914 г. обходился в среднем в 10 млн рублей, в 1915 г. — примерно 24 млн, в 1916 г. — около 40 млн, а в 1917 г. — в 50—65 млн рублей. К 1917 г. на нужды фронта работали (производили вооружение) 86 % рабочих промышленности. Большинство гражданских предприятий стало производить военную продукцию и обслуживать нужды армии. Уже к концу 1914 г. на военную службу было призвано 6,5 млн человек, а через 2 года число мобилизованных достигло 16 млн человек. В ходе боев погибло и умерло от ран около 1,5 млн солдат, около 2 млн было ранено и почти 1 млн оказался в плену.

Вступление России в военные  действия означало смену экономических  приоритетов, что нашло выражение  в изменении соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону. В прочих отраслях производство сокращалось. Главными проблемами, определившими характер экономической политики, стали транспорт, топливо, продовольствие, трудовые ресурсы, финансы.

Экономическое состояние страны накануне Февральской революции 1917 г. даже представители царизма характеризовали как состояние разрухи и развала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние военной коньюктуры  на экономическую ситуацию в  России.

 

Первая мировая война оказала  чрезвычайно сильное влияние  на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность  армии в военном снаряжении превзошли  любые прогнозы. Расчеты на скоротечный  характер войны, которыми руководствовались  правящие круги и держав Антанты, и австро-германского блока, оказались  несостоятельными. Для удовлетворения нужд фронта правительствам стран – участниц конфликта в этих условиях необходимо было мобилизовать весь экономический потенциал своих государств, перевести все народное хозяйство на военные рельсы в целях преодоления обозначившегося вскоре после начала боевых действий кризиса снабжения армий.

В 1909-1913 годах в России наблюдался значительный по темпам и масштабам  промышленный подъем, в основе которого были следующие факторы:

1. Активное использование промышленных  технологий второй технической  революции и развитие «новых»  отраслей промышленности: электроэнергетика,  сталелитейная, нефтедобыча и  нефтепереработка, химическая, электротехническая, машиностроение.

2. Новая «волна» иностранных  инвестиций после определенного  «затишья» на инвестиционном  рынке, особенно в новые отрасли  промышленности и банковскую  сферу.

3. Благоприятные последствия столыпинской  аграрной реформы: развитие сырьевого  рынка, активный спрос на аграрные  технологии, получение благодаря  активизации зернового экспорта  валютных ресурсов для закупки  зарубежной техники.

4. Реализация после русско-японской  войны крупномасштабных военных  программ и система государственных  военных заказов.

5. Стабилизация финансовой ситуации  в стране как следствие финансовой  реформы С.Ю. Витте – золотой  рубль, профицит бюджета, активный  торговый и платежный баланс, развитая банковско-кредитная система.

Но несмотря на предвоенный промышленный подъем, вследствие логической незавершенности  промышленного переворота экономика  России оказалась относительно не готова к процессам первой мировой войны, особенно по сравнению с военно-промышленным потенциалом Германии.

Необходимо отметить, что война  оказала достаточно противоречивое воздействие на российскую экономику: с одной стороны, отрасли военно-промышленного  комплекса, используя благоприятную  военную конъюнктуру, демонстрировали  относительно высокие темпы своего развития, а с другой стороны, можно  выделить те отрасли российской экономики, которые в период войны испытывали серьезные трудности: во-первых, отрасли  потребительского комплекса, которые  столкнулись в ходе войны с  проблемой рабочей силы, сырья, импорта  машин и платежеспособного спроса населения; во-вторых, аграрный сектор экономики, т.к. традиционно низкий уровень аграрных технологий не смог компенсировать потерю мужской крестьянской рабочей силы и реквизицию лошадей; в-третьих, кризис железнодорожного транспорта, который, несмотря на хорошие урожаи военных лет и рост угледобычи Донбасса, не сумел обеспечить поставку в промышленные центры топлива и  продовольствия (в 1916 году в городах  появилось карточное распределение  продуктов и потребительских  товаров); и в-четвертых, финансовый сектор экономики: общие финансовые расходы на войну составили 39 млрд руб., бюджетный дефицит за 4 годы войны составил 49 млрд руб.; расходы  возмещались за счет эмиссии денег (число бумажных денег в обращении  увеличилось в 6 раз, инфляция – 40% в  год), налогов, внутренних и внешних  займов; в годы войны Россия отказалась от золотого стандарта рубля.

Но наиболее масштабный экономический  и социально-политический кризис в  России проявился в 1917 году, что связано, во-первых, с качественными последствиями  военной ситуации, а во-вторых, с  низкой эффективностью социально-экономической  политики Временного правительства. Последнее  обстоятельство объясняется комплексом причин:

1. Продолжение участия России  в войне, что усиливало негативное  воздействие военной конъюнктуры  на экономические процессы, но  Россия не могла реально выйти  из военной ситуации вследствие, во-первых, проблемы внешней задолженности  страны по тем займам и кредитам, которые предоставляли правительству  союзники – страны Актанты,  и, во-вторых, деструктивной  позиции крупной русской буржуазии, которая получала благодаря военным заказам монопольно высокие доходы и не была заинтересована в окончании войны.

2. Сложившаяся после февраля  1917 г. ситуация политического  двоевластия: Временное правительство  могло осуществлять свои исполнительные  функции только с законодательской  санкции Советов  народных депутатов; особенно обострилось противостояние двух властных структур, когда в исполкомах Петроградского и Московского Советов влияние получили большевики. 

3. Нестабильность партийной и  социальной основы Временного  правительства: в первых двух  составах правительства (март  – май, май – июль 1917 г.) преобладали  кадеты и октябристы, которые  проводили экономическую политику  в интересах крупной буржуазии  и помещичьего сословия, а в  третьем и четвертом (июль –  сентябрь, сентябрь – октябрь  1917 г.) составах ведущие позиции  заняли социалистические партии, которые в своих экономических  действиях пытались учесть интересы  мелкой буржуазии и крестьянства; таким образом, нестабильность  внутреннего состава правительства  отражалась на колебаниях его  социально-экономической политики.

4. Отсутствие у Временного правительства  разработанной и обоснованной  макроэкономической программы, поэтому  экономическая деятельность правительства  больше носила ситуационный характер: правительство включало механизм  практических действий только  при появлении в экономике  определенной кризисной ситуации.

Таким образом, Временное правительство  не сумело вывести Россию из ситуации макроэкономического и социального  кризиса, и приход большевиков к  власти в октябре 1917 года оказался объективным  и логичным явлением.

 И в итоге, в период империализма в промышленном секторе России формируется монополистическая модель индустриализации, а в сельском хозяйстве осуществляется реализация крупномасштабной столыпинской аграрной реформы, т.е. Россия, несмотря на все проблемы и противоречия, вышла на траекторию здорового экономического роста, но события первой мировой войны и большевистский лево-радикальный переворот прервали логическое продолжение данного процесса.

3. Основные направления и проблемы социально-экономической  политики Временного правительства.

 

К февралю 1917 г. экономика России находилась в жутком состоянии. Два с половиной года войны дали себя знать. Во-первых, разрушалась железная дорога – не хватало средств на ее содержание. Недоставало топлива. Донецкие шахты значительно уменьшили добычу угля. Сократилось производство железа и стали. Уменьшился выпуск хлопчатобумажных тканей.

По сельскому хозяйству сильно ударил разрыв с международным рынком. К тому же из деревни было мобилизовано около 13 млн. человек. Площадь посевов  в 1916 г. сократилась по сравнению с 1913 г. на 8,4 %. В 1917 г. Россия потеряла до 20 млн. голов крупного рогатого скота.

Война вызвала рост государственных  расходов: пошли сверхсметные кредиты, вовсю заработал печатный станок. За три года количество бумажных денег  в обращении выросло в девять раз. Курс рубля упал на лондонской бирже наполовину.

Заработная плата с февраля  по октябрь 1917 г. повышалась по разным категориям рабочих на 70, 45, 29 %. Но в это же время цена на ржаной хлеб поднялась на 150 %, на картофель – на 175 %, одежду и обувь – на 170 % и т. д.

Надвигалась экономическая катастрофа. Пришедшему Временному правительству  необходимо было что-то делать. В своей  декларации оно заявило, что будет  «неуклонно и решительно бороться с  хозяйственной разрухой страны дальнейшим планомерным проведением государственного и общественного контроля над  производством, транспортом, обменом  и распределением продуктов, а в  необходимых случаях прибегать  и к организации производства».

Временное правительство при активной поддержке Петроградского совета рабочих  и солдатских депутатов приняло  решение о регулировании народного  хозяйства и образовании совещательных  и исполнительных органов по экономике  страны. Несогласный с такой политикой  министр торговли и промышленности А. И. Коновалов подал в отставку. Он был против регулирования производства и контроля за ним, считая необходимым лишь полноту правительственной власти и борьбу с «непомерными требованиями социалистов».

Утвержденный министром вместо Коновалова левый кадет Степанов обратился к правительству с  докладной запиской, где говорилось, что «хозяйственная разруха исключает  допустимость господства частных интересов». Свободной экономики в настоящее  время быть не может. Но и покушаться на частный капитал никто не собирается, ибо «стремиться охватить регулированием все хозяйство целиком – значит явно идти на утопическую авантюру». Главной силой экономики остается частно-хозяйственное начало. Искусственно создать монополии, по мнению Степанова, не всегда возможно, «но где имеется подготовленная в известной степени почва (например, для сахара, чая, угля), там правительство может решиться на подсказываемый обстоятельствами шаг». Допускались, таким образом, лишь торговые монополии, но не производственные. Предлагалось по примеру Германии только объединить отдельные ветви индустрии.

В общем, суть предложений сводилась  к принудительному объединению  предприятий. Образовался экономический  совет, который должен был выработать общий план организации народного  хозяйства и создать законопроекты  по урегулированию хозяйственной жизни. В него вошли 9 представителей правительства, 7 от промышленности, торговли и банков, 2 от союзов земств и городов, 2 от вольноэкономического общества, 3 от совета съездов кооперации, по 2 от районных комитетов, председатели комиссий и 8 от партий эсеров, социал-демократов и кадетов.

На первом заседании выступил А. Ф. Керенский. Он сказал, что война  разрушила былые экономические  отношения и заставила все  здравомыслящие силы разных слоев и  партий пойти «по пути весьма строгого, серьезного и определенного регулирования  всех сторон финансово-экономической  жизни государства. Государство  Российское в этом отношении до сих  пор еще шло доврольно кустарно, и общего плана необходимых финансовых и хозяйственных задач и выполнения их не проводило планомерно в сознание, с подчинением всех частных классовых  и групповых интересов, каковы бы они ни были, кем бы они ни диктовались, интересам государства и необходимости спасти самые основы экономической и хозяйственной жизни страны. Поэтому первая задача, которую Временное правительство возлагает на экономический совет – выработка плана и постепенное регулирование всей хозяйственно-финансовой жизни».

Упования Керенского не оправдались. Хотя с июля по август состоялось восемь заседаний совета, программу он так  и не выработал. Сами члены совета называли свои заседания академической  говорильней.

Место совета занял Главный экономический  комитет из представительств ведомств. Первым вопросом, обсуждавшимся комитетом, было массовое закрытие фабрик и заводов. Комитет вынес постановление, запрещающее  самовольное со стороны владельцев полное или частичное прекращение  работ предприятий, работающих на оборону  или непосредственное снабжение  населения. А заводским комитетам  предлагалось прекратить вмешательство  рабочих в административные дела, поднять производительность труда.

Информация о работе Экономическое развитие России в период Первой мировой войны