Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечивающего создание материальных предпосылок для мощного технологического прогресса в различных сферах производства.

Файлы: 1 файл

Экономическое развитие Германии и разработка плана.docx

— 30.74 Кб (Скачать)

Американская помощь поступала в различных формах: в виде безвозмездного дара в долларах, безвозмездного снабжения товарами, но в основном в форме кредитов. Общая сумма средств, израсходованных  в рамках плана Маршалла с 3 апреля 1948 г. до 30 июня 1951 г., когда остававшиеся фонды помощи были включены в Программу  оборонной взаимопомощи, составила  около 17 млрд дол.20 Управление по экономическому сотрудничеству распределяло безвозмездную помощь и кредиты в соответствии с долларовым дефицитом платежного баланса каждой страны. Великобритания получила 23 процента всего объема помощи в рамках плана Маршалла, а Франция — 20 процентов (в обоих случаях цифра приводится без учета дальнейших внутриевропейских перемещений средств). В целом примерно треть импорта в рамках Программы европейского восстановления приходилась на сельскохозяйственную продукцию, но огромную роль играл также импорт средств производства. Примечательно, что значительная часть долларов, предназначенных на нужды помощи, осталась в Соединенных Штатах, так как министр сельского хозяйства США объявил, что избытки американской сельскохозяйственной продукции следует закупать в самих США; кроме того, 25 процентов всей пшеницы и продуктов из нее, отправленных в Европу в рамках первого законодательства о Программе европейского восстановления, должны были ввозиться в форме муки, произведенной в Соединенных Штатах21. Итак, примерно две трети помощи в рамках плана Маршалла получили четыре страны: почти четверть пришлась на долю Великобритании, одна пятая — на долю Франции, и приблизительно по одной десятой получили Италия и Западная Германия. 

Был создан особый механизм распределения американской помощи: США не разрешали государствам-реципиентам  расходовать эти средства на "затыкание  дыр" в государственных бюджетах. К примеру, 17% всех средств расходовалось  исключительно на приобретение промышленного  оборудования и автомобилей. Позже  в развитых странах этот принцип  стал ключевым для политики в отношении  к государственным заимствованиям: брать в долг чтоб инвестировать, а не покрывать текущие расходы. Бюджет в этом случае представляет собой двухэтажную конструкцию - налоги покрывают текущие расходы, а займы направляются на капитальные инвестиции. Тогда и возвращать заемные деньги легче, поскольку они не лежат мертвым грузом, а работают. В Конституции Германии существует запрет на использование заемных средств на иные нужды нежели государственные инвестиции и борьба с рецессией. 
 
 
 
 

Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении  индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После  краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство  стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами.

 Полученные по  “плану Маршалла” фонды, были  инвестированы в частный и  промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса.

 Участвуя в  капитале фирм, покупая пакеты  акций , банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста.

Большое значение на развитие экономики в Германии оказали  хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом  этих реформ был профессор  Мюнхенского  университета Л.Эрхард.

Важные  аспекты плана  «Маршалла»

Три аспекта плана  Маршалла с прошествием времени приобретают все большее значение.

Во-первых, его роль в создании послевоенной глобальной экономики. Программа эта не только привела к возрождению Европы, но и восстановила жизненно важный торговый треугольник, состоящий из Соединенных Штатов, Западной Европы и их торговых партнеров в развивающемся мире.

Во-вторых, план Маршалла принадлежал к числу факторов, определивших контуры военных и  политических событий конца сороковых  — начала пятидесятых годов, и  сам, в свою очередь, сформировался  под воздействием этих событий. Этими  событиями были: провозглашение доктрины Трумэна в марте 1947 г. и более  конструктивное предложение Маршалла в июне того же года; кризисы процесса деколонизации, переживаемые, в частности, Францией, Нидерландами и Бельгией и обременившие экономику этих стран; советская блокада Западного  Берлина, явившаяся прямым следствием распространения западногерманской  валютной реформы на Западный Берлин; создание Организации Североатлантического договора; и наконец, война в Корее, побудившая Соединенные Штаты передать четыре своих дивизии в распоряжение НАТО, поставившая на повестку дня  вопрос о перевооружении Западной Германии и преобразовавшая план Маршалла в программу военной поддержки. 
 

В-третьих, из упомянутых аспектов является роль плана Маршалла в достижении европейского единства. Нейтральная Западная Европа была бы бессильна повлиять на исход конфликта между двумя неевропейскими сверхдержавами. Объединенная же Европа, обладающая собственным голосом в важнейших мировых делах, была способна и оказала влияние на ход "холодной войны".

 Таким образом,  план Маршалла самым непосредственным  образом дал старт европейской  интеграции. На мой взгляд, этот  аспект,  является одним из  самых важных, хотя его непосредственным  результатом был фактический  раздел Европы на два лагеря. В то же время, США заполучили  мощнейшего союзника в "холодной  войне", укрепив и воссоздав  его по собственному образцу,  что, в конечном итоге, предопределило  исход глобального противостояния  сверхдержав. Поэтому основное  значение помощи по линии плана  Маршалла было не экономическим  и не административным, а политическим. 

Американская помощь послужила "смазочным маслом — но не горючим — для мотора, обеспечив плавную работу машины, которая в противном случае стопорилась бы и буксовала". Необходимо также учесть и тот факт, что Западную Европу нужно было восстанавливать, а не строить заново. В конечном итоге экономическая дипломатия послужила на пользу как Соединенным Штатам, так и Западной Европе, отвечая как интересам западноевропейских государств, так и внутренним интересам США. Пострадал от нее только коммунистический блок, который и был мишенью американской дипломатии.

Очевидно, что всякое следствие имеет в своей основе причину, а конечный результат, независимо от его успеха, — действие. План Маршалла явился тем начальным действием, которое в итоге имело колоссальный успех и способствовало достижению Вашингтоном глобальной цели, ведь именно план Маршалла дал США реальную возможность успешно осуществить  последующие внешнеполитические задачи и добиться мирового лидерства.

План Маршалла имел, безусловно, и негативные последствия, одним из которых явился раскол Европы и мира в целом на два противоборствующих лагеря, на "своих" и "чужих", а заранее предполагаемое неучастие  в нем Советского Союза определяло его антисоветскую направленность, тем более, что в планах обеих сверждержав наличие влиятельного и экономически сильного соперника явно не предусматривалось. Предпочтением Вашингтона была попытка создания центра силы на Европейском континенте, достаточно сильного для поддержания там необходимого равновесия. Это изначально предполагало фактический раздел континента. Вот почему для многих  план Маршалла послужил "определяющим моментом начала "холодной войны". 
 
 
 

Заключение.

После Второй мировой войны экономическое положение стран Европы включая и СССР значительно ухудшилось. Следовательно, внешняя политика США также обострилась. В связи с этим США выдвинули план спасения европейских стран, получивший название «План Маршалла». «План Маршалла» сразу приняли Париж и Лондон. Советский союз был против этой программы. Вместо этого они предлагали сформировать отдельные ответы, касающиеся каждой страны. Молотов пытался заставить англичан и французов отказаться от участия в «плане Маршалла». Но все Западные страны, которые участвовали в торговых отношениях, на условиях обмена товаром между ними согласились. План Маршалла оправдал себя во всех участвующих странах, везде стал наблюдаться экономический рост. План сопровождался активной пропагандой в пользу свободного предпринимательства, восхвалением его духа, эффективности и конкуренции - типичные элементы рыночной экономики, составляющие стимулы ее роста. В плане была изложена концепция производительности труда как самодостаточной экономической цели и как косвенного средства смягчения классовой борьбы.

 Кроме этого  американское вмешательство содействовало  распространению в Европе стремления  к сотрудничеству в решении  проблем, что служило альтернативой  конфликтам, а также отражало  возможность преодоления вековых  барьеров, которые негативно влияли  на жизнь европейцев и продолжали  сдерживать развитие континента. план Маршалла оказал решающее влияние на углубление характера конфликта, который разделил страну на два государства, что осложнило поиски решения германского вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

1.История внешней  политики СССР. 1917—1975. Изд. 2-е. Т. 2. М., 1976, с. 133—141;

2.Дементьев В.Е.,Олевская Е.М. “План Маршалла”: взгляд из сегодняшней

 России. Российский  экономический журнал. N8, 1993, с. 81-86.

3.История экономических  учений: Учебник для экон. спец. вузов/ Рындина

 М.Н., Василевский  Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983 г. -

559с.

4.Советский энциклопедический  словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е  изд.

- М : “Советская энциклопедия”, 1984. - 1600с.

5.Энциклопедический  словарь / Гл. ред. Б.А. Введенский. 1,2 т.

 М:”Советская энциклопедия”, 1964. - 736с.

6.Советская внешняя  политика в годы "холодной войны" (1945—1985)

7.Павлова И.П. и  др. История экономических учений: Учеб. пособие ;Изд.2-е. СПб.,1996 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»…………………………..2

Организация и характер поставок………………………………………………………………………………………5

РЕАЛИЗАЦИЯ « ПЛАНА  МАРШАЛЛА»………………………………………………………………………………………………7

Важные аспекты  плана «Маршалла»…………………………………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………12 
 
 

Информация о работе Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»