Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечивающего создание материальных предпосылок для мощного технологического прогресса в различных сферах производства.

Файлы: 1 файл

Экономическое развитие Германии и разработка плана.docx

— 30.74 Кб (Скачать)
 

Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и  денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с  точки зрения стратегии промышленного  развития, обеспечивающего создание материальных предпосылок для мощного  технологического прогресса в различных  сферах производства. 

1947 год. Угроза  паралича западноевропейской экономики.Послевоенная западноевропейская экономика характеризовалась милитаризованной системой производства, эрозией управляемости, разрывом многолетних связей в промышленности, финансах, торговле. Требовались значительные капитальные вложения в оборудование, не хватало самых необходимых продуктов. Темпы инфляции, неустойчивость европейских валют были столь высоки, что подрывалась заинтересованность сельского хозяйства в обмене своих продуктов на деньги. 

Углубление экономического кризиса вызвало крах политической системы Германии ( конец Веймарской республики). К власти пришел П. Гинденбург - милитарист, мечтавший о реванше, призывавший к жестокому порядку и насильственной перекройке карты Европы. В1930 году он назначил рейхсканцлером Гитлера и с тех пор в Германии начался период фашистской диктатуры. 

 Главным содержанием  экономической политики фашизма  стала всеобщая милитаризация.  Она велась ускоренными темпами  и обусловила выход из кризиса  и значительный рост производства. К 1938 году Германия стала мощной  военной державой и по промышленному  производству вышла на первое  место в Европе и на второе  в мире. Экономика Германии была  ориентирована на военное производство.

 

После поражения  Германии во второй мировой войне  произошел ее раздел на ФРГ (Западную Германию) и ГДР. Исходное состояние  народного хозяйства  Западной Германии было очень тяжелым. Большая часть  промышленности была уничтожена бомбардировками  или демонтирована победителями. Отдельные сохранившиеся предприятия  почти ничего не производили. 
 
 
 

Оценивая положение  в экономике западноевропейских стран, специально созданная при  Президенте США комиссия по анализу  помощи европейским государствам отмечала в своем докладе, что: 

1.Объем производства  в этих странах значительно  ниже довоенного с критическим  уровнем добычи угля,

2. Европа потеряла  крупный источник иностранной  валюты в форме платежей за  услуги,

3. Потребность в  импорте очень высока,

4. Произошел сильный  сдвиг в соотношении цен между  промышленностью и сельским хозяйством  в пользу последнего,

5. Наблюдалось разрушение  единой системы торговли в  этих странах, как внутренней, так и внешней. 

 К 1947 году сложилось  положение, при котором самосохранение  достигнутых объемов производства  продукции оказалось под вопросом. Жизнеспособность западноевропейской  экономики во многом поддерживалась  импортом из Северной Америки.  Страны Западной Европы за  счет их собственного производства  могли обеспечить свое потребление  зерна, хлопка, алюминия, меди только  на 40%, свинца и цинка – на 30%, сала и масла – на 15%. Уменьшение  импорта этих товаров из США  могло привести к голоду. 
 

Сразу после войны  импорт стран Западной Европы обеспечивался предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, использованием золотых и долларовых резервов и др. К 1947 году поток финансовых поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы сократился бы наполовину, а долларовый импорт – на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич. 
 
 
 

 Его наступление  не отвечало бы и собственным  интересам США. Но не соответствовал  ни американским, ни западноевропейским  интересам и курс на закрепление  за США роли действующего на  благотворительных началах поставщика  и самых разнообразных товаров  первой необходимости. Требовался  такой сценарий сотрудничества, который бы: 

 а) обеспечивал  большую самоокупаемость экономического  возрождения Европы,

 б) вписывался  в начавшееся в конце 40-х  гг. очередное обновление технологической  базы американской экономики,

 в) повышал  отдачу от американской помощи.

 Конструктивная  реализация этого сценария и  воплотилась в “плане Маршалла” 

Говоря о “плане Маршалла”, многие сводят его к “продовольственной интервенции” и соотносят ее с  гуманитарной помощью, оказываемой  западными странами независимым  государствам не территории бывшего  СССР. Значение такой интервенции  действительно было велико: на поставки продовольствия в рамках “плана Маршалла”  отводилось 70% всей помощи. Однако, как  сообщалось в “Докладе президентского комитета по иностранной помощи” - это необходимое, но недостаточное  условие. Целью европейских стран  является достижение самостоятельности. Поэтому речь идет не только об оборотном  капитале, но о необходимости произвести реновацию европейских заводов  и сельского хозяйства. План помощи Европе рассматривался как своего рода переливание крови, которое подпитало бы слабые европейские экономики и дало бы им силу работать над собственным возрождением. И США, и их европейские партнеры понимали, что без крепкой производственной базы шансы на преодоление трудностей и в их числе инфляции, невелики. 

5 июня 1947 г. госсекретарь  США Джордж Маршалл выступил  в Гарвардском университете с  программной речью, которая стала  исходным пунктом осуществления  комплекса экономических и политических  мер, известных под названием“план Маршалла”.

Основные цели плана  Маршалла предусматривали стабилизацию социально-политической ситуации в  Западной Европе, включение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния в Восточной  Европе. 
 
 
 

И по предложению  Э. Бевина и Ж. Бидо в июле 1947 года в Париже была созвана конференция европейских стран для обсуждения “плана Маршалла” с целью получения их согласия на разработку общеевропейской экономической программы. На этой конференции была заключена конвенция о создании Организации (первоначально комитета) европейского экономического сотрудничества. Ее задачей стала разработка совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 года комитеты конференции определили общую сумму кредитов, необходимую Западной Европе на 4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтобы на месте изучить вопрос об объеме помощи европейским странам в порядке реализации “плана Маршалла”. 

 В конце 1947 года правительство США внесло  на рассмотрение конгресса законопроект  о “плане Маршалла”.

“План Маршалла”  Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление  проводилось в рамках Закона о  четырехлетней программе помощи иностранным государствам.

Важным аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с  характером поставок, видом поставок [2]. 

Организация и характер поставок.

 Поставки первого  вида охватывали предметы важнейшей  жизненной необходимости - те, что  требовались для предотвращения  голода. Каждую весну выделялись  ассигнования на продукты питания,  топливо, одежду. Год от года  по мере роста собственных  ресурсов европейских стран эти  ассигнования сокращались. Поскольку  помощь такого рода не окупалась,  она шла в виде дотаций, а  не займов. Местная валюта, вырученная  от продажи этих продуктов,  должна была использоваться правительством  европейских стран для уменьшения  дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства.

 Второй вид  поставок - промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали  займы Международного банка. 
 
 
 

 Третий вид  - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части  и т.д. Эти поставки финансировались  под гарантии американского правительства  через Экспортно-импортный банк  США, создавший для этих целей  специальное отделение.

В соответствии с  “планом Маршалла” европейские  его участники должны были:

  1. предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой,
  2. ускорить развитие внутриевропейской торговли, через межстрановую кооперацию в их рамках обеспечит активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции,

        3. предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним,

        4. придать европейской кооперации организационное обеспечение. Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС – Организация европейского экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.  

 Вместе с тем,  налицо был ряд серьезных трудностей, снижалась эффективность координации  инвестиционных планов. В этом  ряду – получение правительствами  достоверной информации, особенно  от частных секторов, неопределенность  будущих соотношений цен и  затрат, способная подорвать любые  планы инвестиций. Особые сложности  возникали при установлении наилучшего  размещения новых мощностей по  странам ОЕЭС.

 Тем не менее,  несмотря на затрудняющие обстоятельства, был достигнут значительный прогресс как в получении соответствующей информации, так и в анализе инвестиционных планов. С другой стороны, по отношению к производству некоторых товаров и материалов отмечалась необходимость дальнейшей проработки вопроса во избежание переинвестирования. Небезуспешные попытки по координации инвестиций предпринимались и в других отраслях.

 Накопленный опыт  привел к выработке согласованного  подхода к решению проблем  и в отдельных отраслях. Допускалась  остановка выполнения новых проектов  до принятия решений по ним  в ходе координации. И наоборот, решения Совета ОЕЭС о желательных  инвестициях рассматривались как обязывающие страны-участницы использовать все возможности для осуществления таких инвестиций. 

  
 

 В качестве  приоритетных для вложения каптала  рассматривались отрасли, развитие  которых уменьшало экономическую  зависимость Европы от США.  Выделялись отрасли “долларосберегающие” и “доллароприбыльные”, т.е. импортозамещающие и экспортные. По мере сокращения американской помощи приходилось искать иные источники удовлетворения потребностей. Одно из направлений поиска – возможность импорта по более низким ценам, чем из Северной Америки. Снижению долларовых расходов Европы способствовало и стимулирование ее сельского хозяйства. 

РЕАЛИЗАЦИЯ  « ПЛАНА МАРШАЛЛА»

Косвенно реализации "плана Маршалла" способствовал  Советский Союз. В 1947 году в Париже прошли переговоры, посвященные этой программе, в которых приняли  участие США. Франция, Великобритания и СССР. Министр иностранных дел  СССР Вячеслав Молотов демонстративно покинул зал заседаний. Официальные  предложения участвовать в этой программе были разосланы абсолютно  всем европейским странам, включая  Турцию, но исключая франкистскую Испанию. Вслед за СССР отказались участвовать в "Плане Маршалла" страны Восточной Европы. В феврале 1948 года, чехословацкие коммунисты совершили государственный переворот, поддержанный СССР.

2 июля Парижское  совещание министров иностранных  дел трех держав заверилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Тем самым советская внешняя политика облегчила положение организаторов плана Маршалла. Думается, что это был проигрышный дипломатический ход.

Суть "Плана  Маршалла" заключалась не только и не столько  в осуществлении  гуманитарных проектов. Часть средств  предоставлялась безвозмездно, часть - в качестве долговременных кредитов с низкой процентной ставкой. В число пяти основных задач, кроме оказания прямой помощи неимущим, были включены: повышение производительности труда и продуктивности европейской промышленности и сельского хозяйства, достижение международной финансовой стабильности, развитие торговли и развитие европейского экономического сотрудничества. Вливания долларов в экономики европейских государств позволили избежать гиперинфляции и возобновить международную торговлю и частные инвестиции, потому что большинство местных валют на тот момент были неконвертируемы. Например, инвесторам из неевропейских государств (в основном, подразумевались американские бизнесмены) гарантировалось, что они в любой момент смогут конвертировать прибыль в доллары и беспрепятственно вывезти эти средства. 
 
 
 

Информация о работе Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»