Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:51, реферат
Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, обеспечивающего создание материальных предпосылок для мощного технологического прогресса в различных сферах производства.
Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»
Послевоенный опыт
Западной Европы заслуживает внимания
как с позиций восстановления
хозяйства, оздоровления финансов и
денег, налаживания экономического
сотрудничества стран, так и с
точки зрения стратегии промышленного
развития, обеспечивающего создание
материальных предпосылок для мощного
технологического прогресса в различных
сферах производства.
1947 год. Угроза
паралича западноевропейской
Углубление экономического
кризиса вызвало крах политической
системы Германии ( конец Веймарской
республики). К власти пришел П. Гинденбург
- милитарист, мечтавший о реванше, призывавший
к жестокому порядку и насильственной
перекройке карты Европы. В1930 году он назначил
рейхсканцлером Гитлера и с тех пор в Германии
начался период фашистской диктатуры.
Главным содержанием
экономической политики
После поражения
Германии во второй мировой войне
произошел ее раздел на ФРГ (Западную
Германию) и ГДР. Исходное состояние
народного хозяйства Западной Германии
было очень тяжелым. Большая часть
промышленности была уничтожена бомбардировками
или демонтирована
Оценивая положение
в экономике западноевропейских
стран, специально созданная при
Президенте США комиссия по анализу
помощи европейским государствам отмечала
в своем докладе, что:
1.Объем производства в этих странах значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля,
2. Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги,
3. Потребность в импорте очень высока,
4. Произошел сильный
сдвиг в соотношении цен между
промышленностью и сельским
5. Наблюдалось разрушение
единой системы торговли в
этих странах, как внутренней,
так и внешней.
К 1947 году сложилось
положение, при котором
Сразу после войны
импорт стран Западной Европы обеспечивался
предоставлением субсидий и займов со
стороны США и Канады, использованием
золотых и долларовых резервов и др. К
1947 году поток финансовых поступлений
из этих источников истощился. Из-за недостатка
платежных средств западноевропейские
страны оказались перед перспективой
сокращения импорта продовольственных
и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи
США ввоз в государства Западной Европы
сократился бы наполовину, а долларовый
импорт – на 4/5, что означало бы для этих
государств экономический паралич.
Его наступление
не отвечало бы и собственным
интересам США. Но не
а) обеспечивал
большую самоокупаемость
б) вписывался
в начавшееся в конце 40-х
гг. очередное обновление
в) повышал отдачу от американской помощи.
Конструктивная
реализация этого сценария и
воплотилась в “плане Маршалла”
Говоря о “плане
Маршалла”, многие сводят его к “продовольственной
интервенции” и соотносят ее с
гуманитарной помощью, оказываемой
западными странами независимым
государствам не территории бывшего
СССР. Значение такой интервенции
действительно было велико: на поставки
продовольствия в рамках “плана Маршалла”
отводилось 70% всей помощи. Однако, как
сообщалось в “Докладе президентского
комитета по иностранной помощи” -
это необходимое, но недостаточное
условие. Целью европейских стран
является достижение самостоятельности.
Поэтому речь идет не только об оборотном
капитале, но о необходимости произвести
реновацию европейских заводов
и сельского хозяйства. План помощи
Европе рассматривался как своего рода
переливание крови, которое подпитало
бы слабые европейские экономики и дало
бы им силу работать над собственным возрождением.
И США, и их европейские партнеры понимали,
что без крепкой производственной базы
шансы на преодоление трудностей и в их
числе инфляции, невелики.
5 июня 1947 г. госсекретарь
США Джордж Маршалл выступил
в Гарвардском университете с
программной речью, которая
Основные цели плана
Маршалла предусматривали стабилизацию
социально-политической ситуации в
Западной Европе, включение Западной
Германии в западный блок и уменьшение
советского влияния в Восточной
Европе.
И по предложению
Э. Бевина и Ж. Бидо в июле 1947 года в Париже
была созвана конференция европейских
стран для обсуждения “плана Маршалла”
с целью получения их согласия на разработку
общеевропейской экономической программы.
На этой конференции была заключена конвенция
о создании Организации (первоначально
комитета) европейского экономического
сотрудничества. Ее задачей стала разработка
совместной Программы восстановления
Европы. В августе 1947 года комитеты конференции
определили общую сумму кредитов, необходимую
Западной Европе на 4 года. США послали
представителей Конгресса в Англию, Францию,
Германию, Италию, Австрию, Скандинавские
страны, чтобы на месте изучить вопрос
об объеме помощи европейским странам
в порядке реализации “плана Маршалла”.
В конце 1947
года правительство США внесло
на рассмотрение конгресса
“План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам.
Важным аспектом
реализации “плана Маршалла” стал
вопрос об источниках финансирования
отдельных элементов программы.
Его решение увязывалось с
характером поставок, видом поставок
[2].
Организация и характер поставок.
Поставки первого
вида охватывали предметы
Второй вид
поставок - промышленное оборудование.
Здесь в финансировании
Третий вид
- сырье, сельскохозяйственные
В соответствии с “планом Маршалла” европейские его участники должны были:
3. предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним,
4. придать европейской кооперации организационное
обеспечение. Как известно, формой такого
обеспечения стала ОЕЭС – Организация
европейского экономического сотрудничества,
объединившая 16 государств.
Вместе с тем,
налицо был ряд серьезных
Тем не менее,
несмотря на затрудняющие
Накопленный опыт
привел к выработке
В качестве
приоритетных для вложения
РЕАЛИЗАЦИЯ « ПЛАНА МАРШАЛЛА»
Косвенно реализации "плана Маршалла" способствовал Советский Союз. В 1947 году в Париже прошли переговоры, посвященные этой программе, в которых приняли участие США. Франция, Великобритания и СССР. Министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов демонстративно покинул зал заседаний. Официальные предложения участвовать в этой программе были разосланы абсолютно всем европейским странам, включая Турцию, но исключая франкистскую Испанию. Вслед за СССР отказались участвовать в "Плане Маршалла" страны Восточной Европы. В феврале 1948 года, чехословацкие коммунисты совершили государственный переворот, поддержанный СССР.
2 июля Парижское
совещание министров
Суть "Плана Маршалла"
заключалась не только и не столько
в осуществлении гуманитарных проектов.
Часть средств предоставлялась
безвозмездно, часть - в качестве долговременных
кредитов с низкой процентной ставкой.
В число пяти основных задач, кроме оказания
прямой помощи неимущим, были включены:
повышение производительности труда и
продуктивности европейской промышленности
и сельского хозяйства, достижение международной
финансовой стабильности, развитие торговли
и развитие европейского экономического
сотрудничества. Вливания долларов в экономики
европейских государств позволили избежать
гиперинфляции и возобновить международную
торговлю и частные инвестиции, потому
что большинство местных валют на тот
момент были неконвертируемы. Например,
инвесторам из неевропейских государств
(в основном, подразумевались американские
бизнесмены) гарантировалось, что они
в любой момент смогут конвертировать
прибыль в доллары и беспрепятственно
вывезти эти средства.
Информация о работе Экономическое развитие Германии и разработка плана «Маршалла»