Экономическая политика Александра 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:15, реферат

Краткое описание

С окончанием Крымской войны (1856г.) в России на¬чалась эпоха Великих реформ, связанная с име¬нем Александра II.
Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.
Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха.

Оглавление

Глава 2. Отмена крепостного права……………………………………….......6
2.1Предпосылки реформы………………………………………….......6
2.2 Личное освобождение………………………………………………8
2.3 Наделы…………………………………………………………….....9
2.4 Выкуп………………………………………………………………..10
Глава 3. Буржуазные реформы………………………………………………12
3.1 Реорганизация местного управления…………………………..12
3.2 Городская реформа………………………………………………13
3.3 Судебная реформа………………………………………………13
3.4 Военная реформа…………………………………………………14
3.5 Реформы в сфере образования и печати……………….…..14
Глава 4. Последствия реформ………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Эк.реформы Александра 2.docx

— 40.87 Кб (Скачать)

Выплата крестьянами помещику растянулась  на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. Е. 20% от стоимости земли. Только в 1881 г. Был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян. 

    Итак, аграрную реформу  1861 года можно считать состоявшейся  только на бумаге, т.к. она не  облегчила жизнь крестьянам и  не обеспечила их гражданскими правами. Тем не менее, реформа дала возможность России встать на начало пути капиталистического развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Буржуазные реформы.

   Естественным продолжением  отмены крепостного права в  России были земская, городская,  судебная, военная и другие реформы.  Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

3.1  Реорганизация местного управления.

   После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

 

3.2  Городская реформа.

«Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

3.3  Судебная реформа.

 «Новые  судебные уставы» 1864 г. вводили  в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

3.4  Военная реформа.

   Поражение в Крымской войне  показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени   сокращались   в   зависимости   от   образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

  В 60-х годах началось перевооружение  армии: замена гладскосвольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии,  специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.  Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

3.5  Реформы в сфере образования и печати.

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах»,  регламентировавшие  начальное  и  среднее  образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено Доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались лица всех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. J^l

В 1865 г. были введены «Временные правила» о  печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а так же центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры. |И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Последствия реформ.

В первое пореформенное десятилетие  еще не сложились духовные и социальные предпосылки, облегчавшие реализацию подобных прогрессивных стремлений. Достигнутое в 60-70 гг. ХIХ в. относительное общественное согласие не было прочным. По мере того, как прояснялся характер реформ, проявлялась и крайняя противоречивость политического курса Александра II. Инициаторам реформ в правительстве казалось, что нововведения улучшили старую самодержавно-авторитарную систему власти, но жизнь требовала изменить ее в принципе. Это власти не хотели делать.

В правительстве развивался конфликт между сторонниками реформаторского курса и тем, кто стремился затормозить преобразования, полагая, что они лишь создают новые проблемы, совершенно не решая старых. Теряло свое единство и общественное движение.

Либералы  настаивали на созыве Всероссийского земского органа. Но их пугал народнический  террор, нарастание новых общественных противоречий. С начала 1878 г. резко активизировалась деятельность революционного подполья. На что правительство ответило репрессиями. Был создан аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали привычным явлением.

Образованное  общество в лице земств, некоторых  дворянских собраний все настойчивее  стали ставить перед правительством вопросы о продолжении реформ, прежде всего в сфере управления страной. Либеральная пресса открыто  выражает надежду на то, что правительство  будет искоренять '' крамолу'' не только полицейскими методами, но и опираясь на лояльные круги общества. При этом политика реформ должна была быть продолжена.

Цензурные ограничения, несколько ослабленные  в 1860-х гг., продолжали оказывать  негативное влияние на российский реформаторский курс. Публикация статистических сведений, собранных земствами, знакомство русских читателей с переводными сочинениями самой разной тематики и направленности стали встречать препятствия со стороны полицейских властей.

Бюрократия  даже когда не мешала образованной публике обмениваться суждениями, не слишком прислушивалась к высказывавшимся  мнениям, что часто придавало  последним оттенок оппозиционности.

Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов  в самом конце 70-х г.г.  предложил  императору пойти на уступки либеральным  ожиданиям образованного общества и созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вместе с правительством занялись бы разработкой проектов новых реформ.

1 марта 1881г. Александр II подписал бумаги, предложенные М.Т. Лорис-Меликовым, но в этот же день он был убит революционерами – террористами. Организаторами и участниками покушения на императора были А.И.Желябов, С.Л. Перовская, Н.И.Кибальчич, Т.М.Михайлов, и Н.И.Рысаков.

Таким образом, Александр II и его сторонники многого не успели, не смогли или не захотели доделать. Но их усилиями страна все же была выведена из крайне опасного положения, грозившего социальным взрывом. Реформы были необходимостью, что хорошо понимали люди, планировавшие и осуществлявшие их. Однако, не все реформаторы сумели вполне оценить новые возможности, открывавшиеся благодаря преобразованиям.

Эти оставшиеся неиспользованными возможности  предстояло осознать государственным  и общественным деятелям следующих  поколений, которые могли или  продолжить начатое в эпоху Александра II строительство, или ограничиться текущим ремонтом, латанием наиболее зияющих прорех. Иными словами, реформы поставили страну перед выбором: завершить постепенный переход от архаичных социальных и политических структур к гражданскому обществу и правовому государству или попытаться сохранить эти структуры в несколько подновленном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Либеральные взгляды Александра II были весьма умеренными. Он был воспитан в традициях самодержавия и имперских приоритетов. Но он осознавал необходимость глубоких реформ либерального характера и осуществил их на протяжении всего царствования. Не всегда уверенно и последовательно, иногда даже делая явные уступки консерваторам, но все же реформы Александр II осуществил кардинальные.

  Проведённые  преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической   модели.   Был   сделан   первый   шаг   по   расширению   роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Реформа отмены крепостного права принесла свободу более    чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления   буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

   Вместе  с тем реформа имела половинчатый  характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами). Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX в.

 

 

Список используемой литературы:

1. А.С. Орлов, В.А. Григориев «История России» 2-е издание. М.:Проспект, 2003 г.

2. В.Н. Абрамов П.С. Андреев С.Г. Антоненко «Большой справочник  История России» 2-е издание – 816 с. М.: Дрофа, 1999.

3. «Пособие по истории  Отечества для поступающих в  ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

4.Моряков В.И., Федоров  В.А., Щетинов Ю.А. ''История России '', Изд. М.: ун-та, 1996 г.

5. Сироткин В.Г. Великие  реформаторы России. - М.,1991.

6.Горинов М.М., Горский  А.А., Дайнес В.О. и др.; под ред.  Зуева М.Н. «История России  с древности до наших дней: Пособие для поступающих в  вузы". –М.: Высш. шк. – 1994.

 

 


Информация о работе Экономическая политика Александра 2