Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 17:25, контрольная работа
Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Именно об этих внешних формах выражения правотворческой деятельности государства и пойдет речь в данной работе.
Целью данной работы является выявление и изучение источников римского права.
Введение…………………………………………………………………………...3
Эдикты магистратов и преторское право………………………………………..4
Пороки воли……………………………………………………………………….7
Вербальные контракты…………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...
Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (responsa) юристов.
Сенатусконсульты - постановления сената (SC). До начала II в. н.э. сенатусконсульты не имели силы закона, о чем мы имеем указания в Дигестах, и поэтому не участвовали в формировании ius civile непосредственно. С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet).
Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Их деятельность имела практический характер и выражалась в редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел (agere), в даче советов (respondere). В классический период на место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate, основанное на отыскании воли закона или сторон.
В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:
а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);
б) декреты - решения по судебным делам;
в) рескрипты - ответы на поступавшие к императорам вопросы;
г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Частными лицами была произведена кодификация.
Законодательная политика ставила задачей из двух потоков памятников прошлого - императорских законов (leges) и работ классических юристов (ius) - создать свод законов, пригодных для применения в новых политических и экономических условиях. Для того чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права, нужно было создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое. 13 февраля 528 г. началась кодификация права. Появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuris civilis - Свод гражданского права.
Неюридическими источниками римского права являются дошедшие произведения и памятники римской литературы; богатый материал надписей, найденных в разных частях Римской империи на могилах, камнях, дереве, коже, посуде и особенно в постройках; а также,богатейший литературный источник для освещения вопросов земельной собственности, земельных, ремесленных и трудовых общин, договорного права, на почве слияния греческого и римского права, за последние пятьдесят лет - найденные в Египте папирусы.
Источники римского права складывались в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие их черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость.
Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы.