На Стоглаве был также принят
закон, предлагающий подобие административной
реформы в церкви, основанной
на началах самоуправления. Церковная
реформа оказалась половинчатой,
официальная церковь всячески
старалась помешать претворению
решений Стоглава в жизнь. Но
сама попытка этой реформы,
заострение внимания на проблемах
церкви и ее взаимоотношений
с государством – уже огромный
шаг вперед.
§
1.6. Итоги реформаторской деятельности
Ивана IV в доопричный период.
Подводя итоги
реформ первого периода правления
Ивана IV, мы видим, какой скачок сделала
страна в эти годы.
Иван получил страну, ввергнутую
в хаос боярских распрей, раздираемую
борьбой различных группировок
бояр уже почти пятнадцать
лет. Проведенные Грозным преобразования
создали прочную систему приказного
управления, ввели в стены Боярской
думы худородных думных дворян
и дьяков, сформировали органы
сословного представительства и
земского самоуправления. Реформы
способствовали политическому возвышению
дворянства.
К окончанию доопричного периода
мы видим перед собой сильное
государство с реформированным
законодательством, укрепленной
армией и дворянством. Складывается
поместно-дворянский строй, укрепляется
централизованное государство, делаются
попытки ограничить власть церкви.
Поднявшаяся на ноги страна
делала свои первые шаги.
Глава
II. Опричнина. События внутри страны.
§
2.1. Причины и предпосылки опричнины.
Отношения Ивана
IV с боярами начали портиться еще
в период «избрания рады». В 1553 году царь
тяжело заболевает и, ожидая смерти, требует
от бояр присягнуть его малолетнему сыну
Дмитрию. Но среди бояр не было единого
мнения о том, кого они хотели бы видеть
преемником Ивана Грозного. Часть бояр
предпочла бы видеть на троне не Дмитрия,
а двоюродного брата Ивана – князя Владимира
Андреевича Старицкого. Царь принудил
бояр исполнить свою волю, но недоверие
и неприязнь к боярам с новой силой всколыхнулась
в нем. Но до кончины царицы Анастасии
в 1560 году сохранялись внешне хорошие
отношения с боярами.
В это время от двора отдаляются
Алдашев и Сильвестр, постепенно
происходит разрыв Ивана с
Избранной Радой. В 1563 году
умирает митрополит Макарий, бывший
последним нравственным авторитетом
для царя. В 1564 году князь Курбский
бежит в Польшу, страну России
враждебную, где поступает на
службу к польскому королю. Политика
Ивана приводила его в столкновение с
аристократией, но отдаляя от себя знать,
царь оказывался как бы в человеческом
вакууме: боярство и самодержавие оказались
неразрывными силами. Иван искал компромисс.
И возможно видел его именно в создании
нового особого двора – опричнины.
3 декабря 1564 года Иван вместе
с семьей и имуществом выехал
из Москвы и поселился в
Александровской слободе. 3 января 1565
года он присылает в Москву
два письма – одно было обращено
к боярам, духовенству, служилым
и приказным людям, а другое
– к купцам «и ко всему
православному крестьянству града
Москвы». В первом письме он
объявлял о своей опале на
всех в своем государстве –
от первого до последнего человека
и об отказе от престола. Во
втором же – царь заявлял
о том, что не имеет на
этих людей никакого гнева.
К Ивану из Москвы отправляется
многочисленная депутация с «челобитьем»,
в котором просят, чтобы он
своим государством владел и правил,
как ему, государю, угодно. Царь согласился
с мольбами депутации, но с определенными
условиями: он заявил, что будет держать
в опале всех предателей и крамольников,
часть бояр будут казнены, а их имущество
конфисковано, и пообещал вернуться в
Москву, когда устроит свою опричнину.
§
2.2. Годы опричнины. Опричный террор.
Под предлогом
борьбы с заговором Иван потребовал
от бояр предоставлением себе чрезвычайных
полномочий, бояре покорно согласились.
На подготовку приговора об опричнине
ушло более месяца, в середине февраля
царь вернулся и представил на утверждение
думе и священного собора текст приговора,
который был одобрен. «В речи к собору
Иван сказал, что для «охранения» своей
жизни намерен «учинить» на своем государстве
«опричнину» с двором, армией и территорией.
Далее он заявил о передаче Московского
государства (земщины) в управление Боярской
думы и присвоении себе неограниченных
полномочий – права без совета с думой
«опаляться» на «непослушных» бояр, казнить
их и отбирать в казну их имущество.
Организованная по принципу удельного
княжества, опричнина находилась
во владении царя. В опричный
«удел» вошло несколько крупных
дворцовых волостей; обширные северные
уезды, такие как Вологда, Устюг
Великий, Вага, Двина; а также
главные центры промышленности:
Старая Русса, Каргополь, Соль
Галицкая, Балахна и Соль Вычегодская.
В опричнину были забраны Суздальский,
Можайский и Вяземский уезды,
а также около десятка самых
мелких уездов. Уездных дворян
вызвали в Москву на смотр. В опричнину
отбирали только «худородных дворян, не
знавшихся с боярами». Из этих дворян была
создана опричная тысяча, привилегированная
личная гвардия царя. Не менее половины
местных уездных помещиков не были приняты
на опричную службу и были выселены в земские
уезды. При зачислении в государев удел
опричник клятвенно обещал раскрывать
грозившие царю опасные замыслы и не молчать
о том дурном, о чем узнает. Им запрещено
было общаться с земщиной. Опричники носили
черную сшитую из грубых тканей одежду,
а к поясу у колчана привязывали подобие
метлы в знак стремления «вымести» из
страны измену.
В первые годы опричнины в
Москве произведены множественные
казни. При этом для подтверждения
своих обвинений царь не чурался
менять официальную историю своего
царствования. Были также произведены
ссылки опальных бояр и дворян с семьями
в Казань. В казанскую ссылку Иван Грозный
отправил самых богатых и знатных представителей
княжеского рода. Цель этой ссылки – отнять
у них последние родовые земли и таким
образом подорвать основы прежнего их
политического могущества.
В 1566 году в Москве созывается
Земский собор, членами которого
были члены Боярской думы, духовенство,
многочисленные представители дворянства,
приказные люди и богатые купцы.
Главный вопрос обсуждения собора
– перемирие с Польшей. Польские
послы предлагали перемирие на
условиях статус-кво, Москва же
требовала уступки России Риги
как морского порта. Члены собора
высказались против уступок Польше
и заверили правительство, что
ради окончательного завоевания
Ливонии готовы пойти на новые
жертвы.
Весной 1566 года прекратились опричные
казни, власть объявила о прощении
опальных. Из казанской ссылки
было разрешено вернуться большей
части опальных княжат и дворян,
на поселении были оставлены
только самые влиятельные из
ссыльных. Часто вернувшимся возвращали
их родовые земли. Прекращение
казней и уступки со стороны
опричных властей вселили в
сердца недовольных надежду на
полную отмену опричнины. Влиятельное
духовенство поддержало оппозицию.
Вероятно, протест против насилий опричнины
исходил от членов Земского собора.
Царь отклонил ходатайство оппозиции
и покарал оппозиционную земщину. Попытки
политического компромисса провалились,
надежды на изменения опричных порядков
растаяли едва возникнув.
После описанных выше выступлений
опричнина была только укреплена.
В опричнину был забран Костромской
уезд, большая часть местных дворян
попали на опричную службу, число
охранного корпуса увеличилось
до полутора тысяч человек.
Также поспешно укреплялись опричные
центры, строились замки и крепости.
Опричная дума вернулась к
насильственным методам правления.
Опричные гонения уничтожили
партию сторонников князя Владимира
Старицкого, в котором Иван Грозный
небезосновательно видел своего
серьезного конкурента за престол,
в Боярской думе. Слухи о мнимых
и реальных заговорах в земщине,
вызванных разговорами о возможном
отречении тирана и уходе его
в монастырь, настолько пугали
Ивана, что он даже начал
готовиться к отъезду с семьей
за границу. В 1567 году Иван,
начавший поход на Ливонию,
получает известие о заговоре
в земщине, руководимом конюшим
Челядниным. Он прерывает поход
и возвращается в Москву.
Но был ли заговор реальным
или же форменного заговора
в земщине не было, а вина земцев
сводилась к неосторожным разговорам,
историкам доподлинно неизвестно. Недовольство
земщины было вполне реальным, а легальные
способы борьбы с опричниной – исчерпаны.
И преследования доказывали, что опричный
режим царь отменять не намерен. Тогда
в тайне начала обсуждаться возможность
замены Грозного на троне. Единственный
претендент, обладавший законными правами
на трон, князь Владимир Андреевич, оказался
после своего посвящения в эти планы в
двусмысленном положении, попытался спасти
себя доносом Ивану. Царь увидел в его
словах реальную угрозу для себя. Обманом
князь Владимир заполучил для Ивана списки
тех, кто готов был поддержать претензии
Владимира на трон. Царь приступил к разгрому
«заговора». Начался трехлетний кровавый
период опричного террора.
Период опричного террора –
мрачная пора в истории опричнины,
изучение которой затруднено
малым количеством достоверных
источников, сохранившихся с того
времени. Историкам приходится
обращаться к запискам и воспоминаниям
иностранцев, которые трудно считать
объективными. Что же касается русских
источников, то опричные архивы погибли
полностью. Но следы этих архивов обнаруживаются
в синодике – поминальном списке казненных
лиц, составленном в конце жизни Грозного
по его личному распоряжению. Сейчас науке
известно более десятка экземпляров списков,
датируемых XVII-XIX веками. И только один
синодик восходит ко времени царствования
Ивана IV.
Итак, Грозный начал расправляться
со знатью, скомпрометированной
доносом Владимира Старицкого. Начались
казни, были казнены многие
представители боярства и дворянства.
За казнями последовали ссылки
и конфискации. Это вызвало
протест со стороны высшего
духовенства. Митрополит Филипп
в 1568 году в кремлевском Успенском
соборе при большом стечении
народа и в присутствии царя
со своей свитой произносит
проповедь о необходимости упразднения
опричнины. Это было симптомом
окончательного падения престижа
царя и его системы правления
в земщине. Бояре Филиппа были
схвачены опричниками и забиты
ими железными палицами. В это
же время Грозный расправляется
и с ближними людьми и слугами
конюшего Челядина, которого царь
давно считал заговорщиком.
С разгрома ближних Челядинских
вотчин началось быстрое возвышение одного
из самых кровавых приближенных Ивана
– Малюты Скуратова.
Непрекращающееся кровопролитие
вызвало открытое противостояние
Ивана Грозного с митрополитом
Филиппом. Иван, поставленный этим
конфликтом в довольно трудное
и двусмысленное положение, удалился
в Александровскую слободу для
подготовки суда над Филиппом.
Но обвинения, собранные следственной
комиссией, оказались настолько
сомнительными, что епископ Пафнутий,
самый авторитетный член комиссии,
отказался их подписывать. Окончательное
решение теперь должна была
принять боярская дума, в которой
было много сочувствующих митрополиту.
В сложившихся обстоятельствах
Грозный решил нанести думе
упреждающий удар, и 11 сентября 1568
года в Москве были казнены
многие члены думы, казни эти
по масштабу вполне сопоставимы
с первыми опричными казнями.
При разгроме Челядинского «заговора»
было пролито рекордное количество крови.
От репрессий погибло до 150 дворян и приказных
людей, а их слуг и холопов – в два раза
больше. Недовольство происходящим в стране
выражали не только пострадавшие от опричных
выселений дворяне, но и казанские ссыльные,
пострадавшие от конфискаций родовых
вотчин.
Тем временем
страну поглощает разруха, вызванная
как усилением податного гнета
в связи с постоянно ведущимися
страной войнами, так и двумя (1568
и 1569) годами голода и эпидемией чумы
1570 года, и набегами татар. Разруха
положила начало бегству крестьян на
необжитые окраины страны.
Но не только Москва попала
под колесо опричных репрессий.
В 1570 году Иван Грозный с
опричным войском идет в карательный
поход на свой же город –
Новгород. Избиение продолжалось
пять недель, за это время погибло
около трех тысяч новгородцев
не считая простонародья. Были
разрушены монастыри, торговля
и промышленность города. Новгород
так и не восстановил своего
былого величия после этого
удара. Из Новгорода Иван двинулся
на Псков, здесь «наказание»
ограничилось всеобщим грабежом.
По возвращении в Москву Грозный
разбирает многочисленные дела
соучастников «новгородской и
псковской «измены». В середине 1570
года на Красной площади произошла
казнь осужденных, которых насчитывалось
около трехсот. 180 осужденных были
отпущены царской милостью, остальные
же были казнены самым жестоким
образом. Итогом новгородского
похода стало и падение опричного
правительства и опала и казни
основателей опричнины.
§
2.3. Последнее опричное правительство.
Итоги опричнины.
Опричный режим
привел к неслыханным злоупотреблениям,
процветали политические доносы. Опричники
в глазах народа были страшнее совершавших
тогда свои набеги на страну татар. Ко
времени новгородского похода бесчинства
опричнины достигли апогея. Фактически
ими зачастую совершался прямой разбой.
Падение старого опричного руководства
после новгородского дела разрушило
круговую поруку, связывавшую членов
опричной думы. Состав думы был
разбавлен земцами, многие из
которых сами пострадали от
действий опричнины. Начался новый
период опричной истории. Теперь
во главе опричной думы стоял
боярин князь И.А.Шуйский, в
состав думы также вошло много
знати самого высшего разбора.