Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н.А.Рожкова и М.Н.Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………..
2. Первый этап царствования………………………………………………
2.1 Детство…………………………………………………………………
2.2 Венчание на царство……………………………………………………..
2.3 Реформы в период 1549-1556……………………………………………
3. Второй этап царствования……………………………………………….
3.1 Перемены в царе………………………………………………………….
3.2 Опричнина………………………………………………………………..
4. Заключительный этап царствования…………………………………....
5. Заключение……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 43.23 Кб (Скачать)

Составление Дворцовой тетради оформляло  выделение привилегированных части, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели каких-либо массовых земельных пожалований.

Стоглав

Также правительство принимало меры к  подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность  дворян. 15 сентября 1550г. правительство  обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную  речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы  русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.

Согласно  “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые  слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный  характер, т.к. сохранял за духовными  феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для  пополнения их населения со стороны. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку  подобные действия подрывали авторитет  церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между  правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных  богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник  соборных решений - Стоглав.

Стоглав, написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.

В первых царских вопросах изложены три  группы проблем, касающихся церковной  реформы. Критике подверглись церковное  богослужение и распорядок церковной  жизни, говорилось о необходимости  избрать “беспорочных” священников  и игуменов, чтобы они внимательно  исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать  неподсудности монашества и духовенства  царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского  землевладения.

Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации  государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.

 

Земельные реформы

Однако  задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это  недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными  землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалось под угрозой конфискации  объекта продажи. О действенности  приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка  земель крупными монастырями.

Итак, в результате мероприятий, проведенных  в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно - монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства “избранной рады” был, достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.

После Стоглава была поставлена задача о  разрешении земельного вопроса и  введении новых прямых налогов. Все  это нельзя было сделать, не проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения.

Классовый смысл реформ виден уже в том, что в наиболее тяжелом положении  оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось  платить больше всего налогов. Реформа  была наиболее благоприятной для  светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало  общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных  монастырей. Сокращение земельных и  торговых привилегий монастырей-вотчинников  происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство  высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов  передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное  внедрение откупной системы сбора  косвенных налогов содействовали  развитию товарно-денежных отношений  в стране, ликвидируя мелочную опеку  наместнической администрации.

Земская реформа

Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ. Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей, В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно- представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП ЦАРСТВОВАНИЯ

Перемены в царе.

Роковой   точкой   надлома    Ивана   стала смерть    Анастасии.  Совершенно  нелепо  ее  смерть   была  приписана Адашеву  и  Сильвестру,   при  помощи  их   завистников  и  недоброжелателей. Нервный   и   одинокий,   Иван   потерял нравственное   равновесие,   всегда шаткое   у   нервных    людей,

когда   они   остаются  одни. При   таком   настроении   царя  в   московском    Кремле      случилось странное,   небывалое   событие.  Раз   в   конце   1594 г. там   появилось множество   сарней,   Царь,   ничего   никому  не говоря   собрался   со своей  семьей,    и   с   некоторыми   при- дворными   куда-то   в   дальний путь   захватил   с   собой   утварь, иконы   кресты,   платье    и   всю

свою   казну   и   выехал   из столицы. Видно   было, что это  ни   обычная

богомольная,   ни увеселительная    поездка   царя,   а   целое переселение.   Москва оставалась   в  недоумении;   не   догадываясь,   что задумал                  хозяин. Государь   остановился   в   Александровской слободе. Отсюда   через   месяц   по    отъезде царь  прислал   в   Москву две грамоты.    В    одной,   описав   беззакония   боярского   правления в свое    малолетство,   он   клал   свой   государев   гнев   на   все духовенство   и   бояр,   а   всех   служилых    и   приказных   людей, поголовно     обвинял   их   в   том,  что   они   о  государе, государстве и   обо   всем   православном   христианстве   не   радели,  от врагов  их не   обороняли,   напротив,   сами   притесняли  христиан, расхищали    казну

и земли.   И   вот   царь   гласила   грамота,   “от великой    жалости сердца”,   не   стерпев   всех   этих   измен, покинул    свое    царство   и пошел   поселиться    где   ему   Бог укажет. Московскому   простонародью, купцам   и    всем   тяглым   людям   столицы   царь   послал  другую грамоту,    которую им   прочитали     всенародно   на     площади.   Здесь, царь  писал,    что царской   опалы   и   гнева   на  них   нет. Все   замерло,   в    столице.   Лавки   закрылись,   приказы  опустели, песни     замолкли,    в   смятении   и   ужасе   город   завопил,  прося митрополита,   епископов  и  бояр   ехать   в   слободу,   бить   челом государю,   чтобы   он   не   покидал   государства.   При  этом простые

люди  кричали,   чтобы   государь   вернулся   на   царство оборонять   их

от    волков   и   хищных    людей;   а   за государских изменников   и лиходеев   они   не   стоят   и   сами   их   истребят. Москва   с   нетерпением   ждала   царя,   и   долго;   говорили,  что  он занимается   тайным    делом   с   людьми   ближними;  угадывали  оное   не   без   боязни.  Наконец,   2   февраля,   Иван

торжественно   въехал   в    столицу   и   на   другой   день созвал    духовенство,  бояр,   знатнейших   чиновников. Снова  исчислив   вины  бояр   и подтвердив согласие   остаться  царем, Иван   сказал, что   он   для своей  и государственной   безопасности   учреждает   особенных телохранителей.   Такая   мысль   никого  не   удивила:   знали   его недоверчивость,   боязливость,   свойственную  нечистой  совести;  но обстоятельства

удивили,   а   следствия   привели   в  ужас Россию:

1) царь   объявлял своею   собственностью   города: Можайак, Визьму,     Козельск, Перемышль,   Велев, Лихвин,   Ярославец, Суздаль, Шую, Галич, Юрьевец и др.   также  волости   московские и  другие   с   их   доходами.   2)выбирал   1000   телохранителей из князей,   дворян,   детей   боярских   и

давал   им    поместья  в  сих городах,  а  тамошних   вотчинников   и

владельцев   переводил  в иные   места;  

3)   в самой   Москве   взял   себе улицы Чертольскую,  Арбатскую  с  Сивцовым  Врагом,  половину Никитской с разными  слободами,   откуда  надлежало  выслать всех дворян  и приказных людей, не записанных  в   царскую   тысячу; 4) назначал   особенных сановников   для   услуг  своих:  дворецкого, казначеев,   ключников,   даже поваров,   хлебников, ремесленников;  

5)  наконец,   как   бы возненавидев   славные воспоминания   кремлевские  и  священные  гробы предков,  не  хотел  жить  в  великолепном   дворце  Ивана 3:   указал строить  новый.

 

 

 

Опричнина

 Страна делилась на  две части: территории, не вошедшие  в опричнину, стали называться  земщиной, каждый опричник приносил  клятву на верность царю и  обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную  одежду, подобную монашеской. Конные  опричники имели особые знаки  отличия, к седлам прикреплялись  мрачные символы эпохи: метла  - чтобы выметать измену, и собачьи  головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые  были освобождены от судебной  ответственности, Иван IV насильственно  конфисковывал боярские вотчины,  передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались  террором и разбоем среди населения.  Крупным событием опричнины был  новгородский погром в январе-феврале  1570 года, поводом к которому послужило  подозрение в желании Новгорода  перейти к Литве. Царь лично  руководил походом. Были разграблены  все города по дороге от  Москвы до Новгорода. Во время  этого похода в декабре 1569 года  Малюта Скуратов задушил в  тверском Отроч монастыре митрополита  Филиппа, пытавшегося противостоять  царю. Считается, что число жертв  в Новгороде, где тогда проживало  не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков  считают, что в 1572 году царь  отменил опричнину. Свою роль  сыграло нашествие на Москву  в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея,  которого опричное войско не  смогло остановить; были пожжены  посады, огонь перекинулся в Китай-город  и Кремль.

 Периоды покаяния и  молитвы сменялись страшными  приступами ярости. Во время одного  из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе,  загородной резиденции, царь случайно  убил своего сына Ивана Ивановича,  попав посохом с железным наконечником  ему в висок. Смерть наследника  повергла царя в отчаяние, поскольку  другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной.  Иван Грозный отправил в монастырь  большой вклад на помин души  сына, даже сам подумывал уйти  в монастырь. Точно неизвестно  количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родилось два сына, Иван и Федор. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей - Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 года был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак - с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 году Анна Васильчикова, умершая в 1579, шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 года с Марией Нагой. 19 ноября 1582 года родился третий сын царя - Дмитрий Иванович, погибший в 1591 году в Угличе.

Всегдашний трепет гнева и боязни, угрызение совести без раскаяния, гнусные восторги

сластолюбия мерзостного,  мука стыда,  злоба бессильная в неудачах

оружия, наконец, адская  казнь  сыноубийства истощили   меру   сил

Ивановых: он чувствовал иногда  болезненную томность, предтечу

удара и разрушения. Весною 1584 год царь занемог  опасно: вся

внутренность его  начала  гнить, а тело – пухнуть, и вскоре умер.

Разделение страны пагубно  сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 году с целью  предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических  отношений. Ливонская война завершилась  полной неудачей и потерей исконно  русских земель. Объективные итоги  царствования Иван Грозный мог увидеть  уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний. С 1578 года царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные  списки) казненных и разослать  по монастырям вклады на поминовение  их душ; в завещании 1579 года каялся в  содеянном.

Информация о работе Иван Грозный