Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:11, контрольная работа
Более чем одиннадцать веков тому на огромном горизонте Восточной Европы в про-цессе постепенного и последовательного социально-экономического развития родилось первое государство восточных славян. Древнерусские книжники называли ее Русью, либо Русской землей, а современные историки называют Киевской, либо Давней Русью. Это была одна из наибольших, могучих держав средневекового мира.
1. Предпосылки, основные этапы формирования и исторического развитие Киевской Руси……………………………………………………………………………………...3
2. Политический строй, социально - классовая структура, законодательство и осо-бенно¬сти этнического развития Древнерусского государства………………………9
3. Причины упадка Киевской Руси, её место в украинской истории…………….…..13
4. Литература……………………………………………………………………………...15
Много лет об этом "первом запорожце на киевском престоле", как назвал Святослава М. Грушевский, писалось очень мало. Распространение сведений о его деятельности было под запрещением, особенно походы князя на юг и южный запад. А он же со своими женами брал Ітиль на Волге от ее верховья к Каспию и дальше. Ходил Святослав и на косогов и ясив, которые жилы тогда на Кавказе, ходил на порты хозарские, открыв тем самым путь для Руси по Волге к персидско-арабским городам. Ходил он и на Полоння, на Глазу к въятичев, чтобы платили дань Руси. Эти славные походы имели далекоглядные последствия. Завоевание въятичев способствовало распространению власти Киева на всех восточных славян, а также помогло открыть для славянской колонизации северо-восточные земли, которые сегодня входят в состав России. В настоящее время доказано, что не Святослав выступил против хозар, а они под проводом своего кагана пошли воевать против Святослава, и он разгромил их вдребезги. Этим Киев устранил своего соперника как гегемона в Евразии, поставив под контроль Руси большой торговый путь по Волге.
Границы Киевского государства во времена князя и выдающегося полководца Святослава доходили в Волгу, Каспийского моря ты Кавказа.
Во второй половине своего княжения Святослав все внимание сосредоточивает на Балканах, чтобы создать могучее славянское государство под самими стенами Византийской империи и укрепить свои позиции на Дунае. Разгромив 30-тысячное войско могучего царства болгар, русские жены продвинулись на территорию Восточной Болгарии. Святослава так глубоко поразили богатства этого края, что лишь угроза нападения печенегов на Киев вынудила его вернуться к своей столице. Но как только угроза прошла, Святослав, которому теперь принадлежали земли от Волги к Дунаю, сказал: "Не дорого мне жить в Киеве. Хочу жить я в Переяславцы на Дунае, потому что то есть середина земли моей, ведь там все добра сходятся..."
Обеспокоенная новым агрессивным соседством, Византия выступила против киевского князя. Но невзирая на преимущество ее численности, тогдашний византийский император Цимисхий все еще боялся непобедимого Святослава и заключил с ним мир.
Святослав повернул в Киев, куда именно тогда подошли печенеги. Подстерегши Святослава возле днепровских порогов, печенеги убили его, а их каган Кудя сделал себе из черепа Святослава золотую торжественную чашу для вина, надеясь таким способом перенять мужество, храбрость и стойкость большого русского полководца.
После смерти Святослава начались дрязги между его сыновьями за верховную власть. Победу в столкновении со старшим братом Ярополком, который князевал в Киеве, добыл новгородский князь Владимир.
Политический строй, социально-классовая структура, законодательство и особенности этнического развития древнерусского государства
Взошедши на киевский престол в 980 г. и сосредоточив в своих руках неделимую власть, Владимир Великий (980-1015 гг.) положил начало новым суткам в истории Киевской Руси. В первую очередь он последовательно поставил под власть государственного центра большие союзы восточнославянских племен, которые оставались еще независимыми — хорватов и дулибов (981 г.), радимичей и въятичев (981-984 гг.). Собственно за его княжение процесс становления Киевской Руси в основном уже завершался, и началось ее поднесение как целостного общества и государства. И все же не эти меры выделяют Владимира среди других русских князей X ст., высоко поднимая его над другими. Он был выдающимся реформатором, строительным государства.
Владимир внедрил новую сводку законов обычного права, усовершенствовав и дополнив предыдущий кодекс "Закон русский" и приспособив его к условиям времени. Для усиления великокняжеской власти он провел своеобразную административную реформу. Местных племенных князьков, которые нередко стремились отделиться от Киева, заменил высоко-княжескими посадниками, своими сыновьями и ближайшими боярами. На смену родоплеменному делению древнерусского общества пришло деление территориальный: государство было разделено на уделы земель вокруг больших городов. Все это является одним из определяющих признаков настоящего государства.
Самым главным достижением Владимира является, без сомнения, внедрение на его необозримых землях христианства как государственной религии. Для Владимира высокоразвитыми системами веры были две религии — христианство и ислам, то есть религии тех стран, с которыми Русь имела и пыталась удержать самые тесные политические и торговые отношения.
Руководствуясь прежде всего конкретными политическими и экономическими факторами, Владимир остановил выбор на христианстве. Христианская вера появилась в причерноморских краях уже в первых веках н.э. и скоро дошла до такого большого центра, как Киев. За князя Игоря часть княжеской жены была уже христианской и приносила присягу в церкви святого Ильи в Киеве. Наконец на княжеском престоле до Владимира были уже христиане князей — Аскольд, Ольга, брат Владимира Ярополк.
Значительная часть историков замечает: выбор православия предопределен и тем, что восточный вариант христианства вел к абсолютизму, потому что подчинял церковь светской власти. "Император - отмечалось в одной из византийской церковной хроники ХІІ ст. — есть для церкви высшим господином и охранником веры".
На это решение Владимира, рядом с личными мотивами, влияли также рассуждения политического характера. Вся Европа была уже христианской и обнаруживала пренебрежение к язычничеству. Чтобы войти в круг европейских народов, необходимо было признать христианство.
Крестясь, в, по-видимому, 988 г., Владимир энергично взялся распространять новую религию. Князь приказал строить церкви, а в Киеве поставил церковь Богородици, на содержание которой назначил десятую часть доходов из своих земель, через что церковь достала название Десятинной. Киев стал столицей первой митрополии. Кажется, Владимир не желал иметь слишком больших влияний Византии и установил церковные связи с Болгарией, духовенство которой могло легче поладить с населением. Потому болгарский язык стал богослужебным. Так Русь Украины первой просветилась христианством, а светло от веры Христа пришло к нам в 989 г. И уже потом передавали его те север, где оно ширилось очень медленно.
Христианизация Руси оказывала разностороннее влияние на все стороны экономической, социально-политической и культурной жизни страны. Ведь, кроме того, благодаря эпохальному выбору Владимира Русь стала связанной с христианским передовым Западом, а не с исламским отсталым Востоком. Именно связь с Европой и обусловил невиданное историческое, общественное и культурное развитие Киевской Руси. Новая идеология помогала укреплению государственности, законодательства, административной системы. Русичи приобщались к мировой культуре, книжности и искусству, образованию и научным знаниям. За княжение Владимира Киевское государство приравнялось ко многим странам Европы и Ближнего Востока. Даже могучая Византийская империя должна была считаться с Русью.
Смерть Владимира Великого (в 1015 г.) повлекла к новой жестокой борьбы между его сыновьями за власть. Ярослав, который княжил в Новгороде, в 1019 г. с помощью большого варязького войска разбил киевского князя Святополка и стал единственным правителем Руси.
Длительное княжение Ярослава (1019-1054 гг.) принято считать апогеем экономического всплеска, политической мощи и культурного поднесения. Как и его отец, Ярослав розширял границы своих и без того огромных владений. Ему принадлежит честь окончательного разгрома печенежских орд в 1036 г. Заботясь об укреплении южных границ Руси, Ярослав продолжал строительство на рубежах со степью огромных длинных защитных сооружений, прозванных в народе "змеевыми валами".
Громкая слава Ярослава опиралась прежде всего на достижение во внутренней перестройке Руси, в которой он добивался невиданных до сих пор результатов. В годы его правления впервые составлена писаная сводка общепринятых в те времена законов Киевской Руси в единственную "Русскую правду". Она была правовым кодексом государства, что в первый раз определял права человека. Особенно прослыл князь строительством церквей. В то время "златоверхий" Киев изобиловал более чем 400 церквами. Среди них возвышались Десятинная церковь, монастыри Георгия и Ирины, церковь Василия и тому подобное. Наибольшим бриллиантом в этой короне был прекрасный Софийський собор (в 1037 г.) — настоящее чудо христианского света. Свидетельством княжеского беспокойства о церкви стало то, что в 1051 г. Ярослав в первый раз назначил киевским митрополитом русина Иллариона, чтобы иметь свою независимую церковь в могучем государстве.
Благодаря поддержке князя быстро перестраивались старые и возникали новые города, что мало большое значение для укрепления границ государства. Страной городов называли Русь иностранные купцы и путешественники. их поражала красота и величие Киева, который по размерам уступал лишь Константинополю и арабской Кордовые. И в настоящее время жители и гости нашей столицы милуются Ярославовым валом, Золотыми воротами и тому подобное. Изысканностью архитектурных форм, привлекательностью ремесленных изделий, численностью торжищ выделялись и такие древнерусские города как Гадяч, Чернигов, Переяслав, Новгород, Суздаль, Полоцк и др. Более трехсот городов насчитывают в Киевской Руси отечественные летописи. До этого следует прибавить многочисленную группу безымянных древнерусских крепостей и замков, укрепленных поселений, которые открыли археологи. Древнерусские города были центрами ремесла и торговли, выдающимися ячейками политической и культурной жизни, местом сосредоточения органов государственной власти и церковного управления.
Основу производительного населения городов составляли ремесленники. Большой спрос имели изделия высококвалифицированных кузнецов, ювелиров, оружейников, гончаров, иконописцев и других мастеров. В Киевской Руси определилась около сотни ремесленных специальностей. В древнерусских городах велась резвая торговля. Авторитета и широкого признания не только в движении, но и далеко за ее границами приобрели древнерусские купеческие организации. Торговые дворы и целые улицы древнерусских купцов успешно процветали в Константинополе, в шведском городе Сигтуни, в столице Болгарии, Волги, — городе Вулгари на Каме и в других международных центрах. Богатства и разнообразие товаров, которые доставляли русские купцы за границу, поражали воображение современников. Камяницы купцов из Египта, Арабского халифата, Кавказа, Италии, Скандинавии, Польши и Венгрии стояли и на площадях Киева. Разместившись посредине днепровского водного пути "с варяг в греки", Киев стал мировым рынком торговли.
За княжение Владимира и Ярослава родоплеменное государство начало перерастать в раннефеодальную, а ее форма жены обернулась на монархическую. Постепенно, в меру того, как князья и знать захватывали земли обществ, складывался класс землевладельцев феодалов. Земля, как основное богатство и источник благосостояния, находилась в собственности феодалов во главе с князем, который удерживал бояр и жену. В летописях первые вести о княжеском землевладении датируются концом XI ст. С XII ст. начинает внедряться большое индивидуальное земельное владение бояр. Его возникновение знаменовало последующее развитие феодальных отношений и повлияло на структуру государства и характер власти.
С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, образования и научных знаний. Его можно с полным правом назвать основателем книжности и учености на Руси. У князя была одна из наибольших в тогдашнем мире и первая в государстве библиотека. На древнерусских землях в то время возникало немало школ, у каких детей учили грамоты. Ячейкой знаний стал Киево-печерский монастырь, основанный в 1015 г. За Ярослава был заключен первый летописный свод, развивались литература и переводческое дело. Следовательно, времена княжения Ярослава Мудрого отразились завершением строительства древнерусского государства, укреплением ее границ, интенсивным строительством городов, поднесением ремесла, сельских и городских промыслов, внутренней и внешней торговли, значительным культурным развитием. Все это усиливало славу и авторитет Киевской Руси в средневековом мире.
Причины упадка Киевской Руси, ее место в украинской истории
Смерть Мстислава в 1132 г. обозначила конец исторических суток, в которых Киев сыграл роль основного центра руських земель, и положила начало периоду политической раздробленности, распада Киевской Руси на отдельные княжества и земли. В частности, на землях Украины сформировались княжества Черниговское, Переяславское, Волынское, Галицкое. В первой половине XII в, отделяются Новгородская земля, а немного позже Суздальска и Ростовская. Сначала их было 12, а впоследствии — сотни.
Углубление социально-экономических и культурных процессов, торговых и других связей обусловило формирование, начиная с XIII ст., на основе этих земель и княжеств территорий украинской, российской и белорусской народностей. Да, на поприщах Киевской, Чернигово-сиверской, Переяславской, Волынской, Галицкой, Подольской земель, а также Буковины и Закарпатья образуется украинская народность. Этническим сердцем украинского этноса стала Киевская земля. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл и Киев. Не удивительно, что именно за Надднепрянщиной раньше, чем за другими землями Южной Руси, закрепилось название Украина (в 1187 г.). С XVII ст. этим названием стали помечать все земли, заселенные украинским народом.
Земли Северо-восточной Руси (Суздальска и Ростовская) стали той территориальной основой, на которой сложилась и развивалась российская народность. На поприщах Полоцкой земли Псковщини и Смоленщини формируется белорусское этническое сообщество. Однако Киевская Русь в середине XII ст. совсем не распалась, как это считала значительная часть историков прошлого. Раздробленность, что охватила в это время Русь, достала название феодальной, поскольку была предопределена эволюцией феодализма. Феодальная раздробленность — закономерный этап в развитии средневекового общества, ее пережили также империи Европы, в том числе и государство Карла Большого.