Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:07, реферат
С 1851 года территория Саратовской губернии сократилась более чем вдвое (с 170,5 тыс. кв. верст до 74,2 тыс.) в связи с передачей ее заволжских уездов Самарской и Астраханской губерниям. Среди европейских губерний России наша по площади занимала лишь тринадцатое место. Однако она превосходила ряд европейских стран, таких, как Дания, Нидерланды, Швейцария, Греция, Бельгия и некоторые другие.
Следом А.А. Зевеке построил еще шесть заднеколесных пароходов с характерными названиями: “Алабама”, “Аллегания”, “Аляска”. Их количество было доведено до тринадцати. Последним заднеколесным был построенный в 1897 году пароход “Флорида”.
Следует отметить, что заднеколесные пароходы имела и пассажирская и буксирная компания “Дружина”. Она построила несколько таких пароходов, которым присвоила названия драгоценных камней: “Бриллиант”, “Яхонт”, “Бирюза”, “Изумруд”, “Рубин”, а один получил имя “Жемчужина”. Некоторые из них плавали еще в довоенные годы, а пароход “Яхонт” дожил до 1956 года, когда был списан. В кинофильме “Волга-Волга” показан такой заднеколесный пароход под именем “Севрюга”.
В 1898 году компания “Дружина” продала свой флот пароходству Зевеке. После смерти основателя пароходства дело продолжил его сын — тоже А.А. Зевеке, но в 1899 году из-за неспособности к дальнейшей конкуренции с другими пароходными обществами он продал флот петербургской страховой компании “Надежда”.
В Саратове одним из первых пароходчиков стал П.И. Кокуев, сын купца 1-й гильдии. Время от времени он организовывал на пароходе “Саратов” рейсы из Саратова в Астрахань. Став самостоятельным купцом, Кокуев увеличил свой флот. Его два буксирных парохода “Павел Кокуев” и “Земляк” плавали по линии Саратов — Рыбинск. Одновременно с ним начал пароходное дело саратовский купец Н.С. Колчин, имевший буксирный пароход “Колчин”. Затем он завел еще пять судов, которые работали на линии Нижний Новгород — Пермь.
Другой саратовский купец, Марков, на своих буксирных пароходах “Великий князь Константин” и “Рыбак” провозил грузы от Рыбинска до Астрахани.
Собственный флот из трех пароходов и сорока барж имел Вольский хлеботорговец Ф. Плигин. Владели пароходами и караванами барж и такие крупные торговые фирмы и дома, как “Братья Шмидт”, “К. Рейнеке и сыновья”, “Эммануил Борель” и другие.
Наиболее мощным пароходным обществом саратовских купцов стало образованное в конце века “Купеческое пароходство по Волге”.
В пореформенный период Саратовская губерния заняла заметное место в общероссийской торговле. Этому способствовали развитие аграрного и промышленного капитализма, рост транспорта. Весьма заметную роль сыграло усиленное строительство железных дорог, которые связали Саратов и Царицын с различными регионами России. Важное значение для дальнейшего развития торговли имело Волжское пароходство. Магазины, лавки, товарные биржи успешно конкурировали с ярмарками и базарами в розничной и оптовой торговле.
К 90-м годам XIX века на первое место в саратовской торговле выходит продажа зерна и муки. Саратовское зерно поставлялось в армию и на флот, продавалось в другие российские губернии, вывозилось за границу. На долю восьми юго-восточных губерний, в том числе и Саратовской, приходилось не менее 25% экспорта зерна. Усиленно торговал Саратов и мукой, по производству которой он занимал первое место в Поволжье. Саратовская мука через балтийские порты постепенно стала поступать в европейские страны.
Табак занимал в торговле второе место. Разведение табака наладили немецкие колонисты. Благодаря местной сырьевой базе в Саратове развивается табачная промышленность, которая изготовляла нюхательный и курительный табак, сигары и папиросы. Три четверти продукции реализовывалось в поволжских губерниях.
Немаловажное значение имела торговля маслом, чему способствовали богатая сырьевая база и развитая транспортная сеть. С 1883 по 1893 год производство масла увеличилось с 0,5 миллиона пудов до 1,5 миллиона пудов, производство колоба (жмыха) достигло 3,5 миллиона пудов. Саратовское масло поступало в столичные города, в Астрахань, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону.
Традиционным саратовским товаром оставалась соль, которая поступала с Эльтонского озера. Еще в первой половине XIX века в Саратове реализовывалось до 4 миллионов пудов соли разных сортов. Ее закупали торговые агенты из различных губерний, но чаще — из верхневолжских. В 1867 году в Саратове насчитывалось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лабазов. Некоторые из них имели оборот соли до 320 тысяч пудов, как, например, купец Ковалев, владелец 5 лабазов. С 1880-х годов из-за истощения Эльтонского озера началась разработка соляных богатств озера Баскунчак. Его близость к Царицыну и льготные железнодорожные тарифы позволили оттеснить губернский центр на второе место в соляной торговле. Вывоз соли из Царицына в отдельные годы доходил до 5 миллионов пудов (а из Саратова не достигал и 2 млн. пудов). Положение саратовских солеторговцев ухудшило мелководье Волги, что удорожало доставку сюда соли. Поэтому достигнуть масштабов царицынских купцов саратовцам так и не удалось.
Долгое время важной торговой статьей являлась продажа рыбы разных сортов (осетров, белуги, стерляди, судаков, сельди, сазанов, тарани и др.) и различной обработки (соленой, сушеной, вяленой, мороженой). Большое место среди продаваемой рыбы занимали осетровые породы. Свыше 90% рыбы поступало в отдаленные от Волги губернии. Распродажа ее обычно начиналась поздней осенью, когда в Саратов приезжали крупные иногородние рыботорговцы, закупавшие одновременно тысячи пудов рыбы. Объем рыбной торговли составлял 3 миллиона рублей в год. Однако и здесь пальму первенства перехватил Царицын, где продавалось ежегодно до 12 миллионов пудов рыбы на сумму свыше 15 миллионов рублей.
До 80-х годов
Саратов занимался широкой
На берегу Волги велась лесная торговля. В Саратове насчитывалось 38 лесных пристаней. 27 из них торговали разнообразным лесным материалом, остальные продавали дрова. В начале 1890-х годов Саратовская губерния выходит на пятое место по объему лесопильного производства. Лесной материал отправлялся на Украину, на Дон, на Терек, в Ставрополье.
Рост потребления
нефти и нефтепродуктов в связи
с широким использованием в народном
хозяйстве паровых и дизельных
машин превратил Волгу в
В Саратове и Царицыне к концу века были построены большие емкости для хранения нефтепродуктов. Их вместимость только в Царицыне составляла почти 20 миллионов пудов. Нефтепродукты поставлялись в центральные губернии, за границу. Основными их потребителями в крае были транспортные средства, заводы, мельницы.
В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступала посредником в совершении торговых сделок, упорядочивала торговлю. В 1890 году биржа открыла собственное здание (ул. Радищева, 41).
В 1872 году в Саратове было занято торговлей (вместе с временными купцами) 859 человек. Среди них купцов 1-й гильдии было 30, 2-й гильдии — 399. Право на торговлю давали особые свидетельства, которые также причисляли к купеческому сословию. Свидетельство 1-й гильдии стоило 265 рублей, 2-й гильдии — от 25 до 65 рублей. В документ вносились члены семьи, иногда родители и братья. Тем самым и они причислялись к купечеству. При просрочке свидетельств купцы переводились в мещанское сословие. На каждое торговое или промышленное заведение купец обязан был покупать специальный билет.
Купцам принадлежали ведущие позиции в Саратовской думе. В 1893 году из 58 гласных 34 были купцами, оказывая влияние на внутреннюю жизнь города.
Таким образом, к концу столетия Саратов превратился в крупный торгово-промышленный город. Купечество обладало в крае солидной недвижимостью и обогащалось за счет эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше, но отчетливо проявился в 90-е годы. К этому времени капиталистический уклад, несмотря на пережитки прошлого, стал господствующим, оказав воздействие на все стороны народного хозяйства
Использованные материалы:
- История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.
- Очерки истории
Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших
времен до отмены крепостного права. Саратов:
Изд-во Сарат. ун-та, 1993