История России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:25, реферат

Краткое описание

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Оно впервые в истории России приобрело организованные формы. Первоначально основу деятельности участников возникших тогда кружков и организаций составляли либеральные идеи. Главной из них стало положение о приоритете личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным.

Оглавление

Введение
1. Движение декабристов
1.1 Формирование идеологии декабристов
1.2 Первые тайные организации
1.3 Южное общество
1.4 Северное общество
1.5 Смерть Александра I. Междуцарствие
1.6 Выступление 14 декабря
1.7 Восстание Черниговского полка
1.8 Следствие и суд над декабристами
2. Общественное движение России в 30-50-х гг. XIX в.
2.1 Революционные кружки конца 20-х-начала 30-х гг. XIX в.
2.2 Формирование правительственной идеологии
2.3 Либеральное течение русской общественной мысли. Славянофилы
2.4 Либеральное течение русской общественной мысли. Западники
2.5 Радикально-демократическое общественное движение 40-50-х гг. Петрашевцы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

В конце 20-х гг. при активном участии  студентов Московского университета возник кружок Я. И. Костенецкого, получивший название «Общество друзей». Кружок объединил 25 человек. Мысль о превращения кружка в революционную организацию высказал перед его участниками отставной губернский секретарь Н. П. Сунгуров (по его имени чаще всего принято называть эту организацию).

Целью кружка были:

- ликвидация крепостного права;

- установление конституционного  правления.

Общество разработало план вооруженного восстания в Москве. План предусматривал захват артиллерии и арсенала и раздачу  оружия народу, разоружение полиции, освобождение арестованных, захват власти, рассылку от имени московского генерал-губернатора приказа о высылке в Москву депутатов к рассмотрению конституции. Открытое выступление не состоялось и в середине 1831 г. участники кружка были арестованы. Всего к следствию было привлечено 12 студентов, 9 чиновников и 8 военнослужащий. Наиболее активные участники были приговорены к каторжный работам.

В соприкосновении с сунгуровской организацией находился кружок Виссариона Григорьевича Белинского, получивший название «Литературном общество 11-го нумера» по номеру комнаты общежития для «казеннокоштных» (учившихся за государственный счет) студентов. Литературные споры в обществе часто переходили на политические темы, которые нашли свое отражение в пьесе Белинского «Дмитрий Калинин». В 1832 г. Белинский был отчислен из университета «по ограниченности способностей» и из-за «слабого здоровья».

Большой след в истории оставил  кружок Александра Ивановича Герцена  и Николаевича Платоновича Огарева. Участники обсуждали острые вопросы недавней истории европейских стран, движения декабристов, путей развития России. Находя в европейских событиях и происходивших политических изменениях много конфликтных социальных проблем, Герцен и Огарев обратились к изучению зарождавшихся тогда социалистических идей. Их идеал - революционное преобразование России. Деятельность - пропаганда утопического социализма в московском обществе и, прежде всего, - в студенческой среде; резкая критика Николаевского правления, неприятие крепостного права. В 1834 году кружок Герцена-Огарева был обнаружен полицией. Не имея никаких фактов, полиция сфабриковала дело об исполнении «пасквильных песен». Герцен и его товарищи были арестованы и после восьмимесячного следствия - отправлены в ссылку.

Среди университетских просветительских обществ 30-х гг. наиболее заметным был кружок Николая Владимировича Станкевича. Первоначально кружок носил чисто студенческий характер. Его участники интересовались преимущественно вопросами философии, эстетики и литературы. Сам Станкевич не отличался научным или литературным талантом, но обладал универсальными способностями глубоко разбираться в людях, угадывая в них блестящих писателей и мыслителей. В разное время в кружке Станкевича участвовали: Константин Сергеевич Аксаков, В. Г. Белинский, Михаил Александрович Бакунин, Василий Петрович Боткин, Тимофей Николаевич Грановский, Михаил Никифорович Катков, Алексей Васильевич Кольцов, Юрий Фёдорович Самарин и др.

Станкевич происходил из богатой помещичьей семьи и оказывал материальную поддержку своим талантливым друзьям. Кружок Станкевича не возбуждал острых политических вопросов, но содействовал развитию высоких философских и художественных идеалов среди своих участников.

Свободное развитие общественной мысли  и эстетических вкусов ставило круг друзей Станкевича вне официальной идеологии самодержавия. Неслучайно в кружке сформировались взгляды ряда мыслителей и публицистов, получивших впоследствии известность в оппозиционном и даже революционном движениях. Судьба самого Станкевича сложилась трагически: в возрасте 27 лет он умер от чахотки.

 

2.2 Формирование  правительственной идеологии

В 1833 году министром просвещения  был назначен Сергей Семенович Уваров. Он считал исконными основами русской  жизни православие, самодержавие и  народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Крупнейшими теоретиками консервативного  направления были также: М.М. Погодин - профессор истории в Московском университете, обосновал и развил теорию официальной народности в своих исторических трудах; С.П. Шевырев - профессор филологии, специалист по русской истории в Московском университете, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч - издатели газеты «Северная пчела»; О.И. Сенковский - профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения».

 

2.3 Либеральное  течение русской общественной  мысли. Славянофилы

«Славянофильство» - одно и крупнейших идейных, оппозиционных течений  в русской общественной мысли. Сам  термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами славянофилов - западниками. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство - до реформы 1861 г., и позднее славянофильство - до середины 70-х гг. XIX в. Датой появления славянофильства принято считать 1839 г., когда его основоположники Алексей Степанович. Хомяков и Иван Васильевич Киреевский выступили со статьями: первый - «О старом и новом», а второй - «В ответ Хомякову», в которых были сформулированы основные положения славянофильской идеологии. Окончательно же славянофильство сложилось в 1845 г. - ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала «Москвитянин» (редактор - Михаил Петрович Погодин).

Течение славянофильства было немногочисленным, но оставило весьма заметный след в русской общественной мысли главным образом благодаря участию в нем таких известных литераторов и ученых, как: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, С. Т. Аксаков и его сыновья Константин и Иван, Александр Иванович Кошелев, Ю. Ф. Самарин, Дмитрий Александрович Валуев, Ф. В. Чижов, Иван Дмитриевич Беляев и др. Близкую к славянофилам позицию занимали писатели Владимир Иванович Даль, Александр Николаевич Островский, Аполлон Александрович Григорьев, Федор Иванович Тютчев, Николай Михайлович Языков. Приверженность к славянофильству проявляли многие историки, юристы, лингвисты и провинциальные писатели. Почти все они были выходцами из дворян. Славянофильство богато представлено литературными произведениями, поэзией, научными трудами и публицистикой. Оно положило начало изучению истории русского крестьянства, собиранию памятников русской народной культуры и языка. В этом отношении большую известность приобрели 10-томное собрание народных песен П. В. Киреевского и словарь русского языка Даля. Славянофилы поддерживали тесные отношения с известными деятелями европейского движения славянского возрождения и национально-освободительной борьбы. Они внесли существенный вклад в развитие славяноведения в России.

Центральное место в теории славянофильства занимает вопрос о самобытности пути развития России, отличном от западного. По их мнению, государство на Руси сложилось на доверительных отношениях между народом и властью. Исторически на Руси сложились традиции соборности и свободы мнений, поэтому своеобразной чертой было отсутствие классового антагонизма и революционных потрясений. Традиционный путь развития был прерван реформами Петра I, и страна пошла по чуждому для русского народа западному пути. Славянофилы резко критиковали петровское и послепетровское законодательство, оторванное от народных традиций и обычаев, критиковали самодержавие за его формализм и отсутствие народного представительства. В связи с этим славянофилы настаивали на созыве Земского собора, который должен концентрировать свободу российского народа. Символом власти явилась широко известная формула Константина Аксакова: «Сила власти - царю, сила мнения - народу». Мнение народа славянофилы понимали не в древнерусском смысле, а облекали его в современные формы, требуя свободы слова и печати.

В связи с негативной ролью государства  в послепетровской истории России славянофилы рассматривали проблемы крепостного права. Наиболее полно  эта проблема представлена в трудах Константина Аксакова и Беляева. Славянофилы считали, что до конца XVII в. в России сохранялось благодетельное разделение функций и прав между народом и государством, крестьяне сохраняли свои личные права, располагали своей личностью и трудом. Сохранялось и определенное согласие между крестьянами и помещиками. В петровскую эпоху государство разорвало союз между сословиями русского народа и лишило крестьян личных прав, превратив крепостные отношения в личное холопство. Отсюда отмену крепостничества славянофилы непосредственно связывали с изменением характера российского самодержавия. Они выступали за отмену крепостного права путем восстановления взаимного согласия между крестьянами и помещиками. Инициаторами отмены крепостничества должны были выступить правительство и помещики.

Несмотря на оппозиционность славянофилов, правительство периодически обращалось к ним за содействием. В частности, при Николае I к ним обратились при разработке политики по такому вопросу, как сектанство и раскол. В критических ситуациях их привлекали к административной деятельности в Польше. Славянофилы внесли большой вклад в дело подготовки и проведения отмены крепостного права.

2.4 Либеральное течение русской  общественной мысли. Западники

В дискуссии со славянофилами в 30-40 гг. сложилось течение западников, которые придерживались европейской модели либерализма. Оно было достаточно широким, так как к нему примыкали практически все противники славянофильства. Основной костяк западников составляли Т. Н. Грановский, Сергей Михайлович Соловьев, Петр Николаевич Кудрявцев, Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин, М. Н. Катков, П. А. Анненков, В. П. Боткин, а также писатели - Иван Сергеевич Typгенев, Иван Александрович Гончаров, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Алексеевич Некрасов. Взгляды западничества разделяли также А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, а также Петр Яковлевич Чаадаев. Кроме дворянской интеллигенции, круг западников включал и выходцев из буржуазной среды.

В отличие от славянофилов западники  не противопоставляли исторические пути развития России и Запада. Они отстаивали общие закономерности в судьбах всех европейских народов. Западники ориентировались на европейскую модель государства, считали, что европейское влияние было благотворным для России, положительно оценивали парламентаризм, считая его хорошим примером для реформирования российского самодержавия. Они отстаивали основные ценности либерального общества: свободу слова и печати, независимость личности, справедливое гражданское судопроизводство. Как и славянофилы, они выступали за отмену крепостного права и создание в России гражданского общества. В противоположность славянофилам западники возвеличивали Петра I. Петровские реформы они рассматривали как начало обновления страны.

Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

- отрицательное отношение к  крепостному праву, всесилию чиновничества,  подавлению прав и свобод личности;

- убежденность в необходимости  коренных преобразований;

- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

- расчет на то, что реформы  будут носить постепенный и  осторожный характер;

- уверенность в возможности  мирного осуществления реформ;

- вера в Россию, в возможности  её стремительного движения к процветанию.

 

2.5 Радикально-демократическое  общественное движение 40-50-х гг. Петрашевцы

С зимы 1845 года в Петербурге начинаются собрания на квартире Михаила Васильевича  Буташевича-Петрашевского, воспитанника Царскосельского лицея, выпускника Санкт-петербургского университета, чиновника Министерства иностранных дел. «Пятницы» Петрашевского имели огромную популярность в Петербурге; на них побывало несколько сотен человек (учителя, литераторы, мелкие чиновники, военная молодежь, будущие видные писатели, ученые, деятели искусства: М.Е. Салтыков-Щедрин, Федор Михайлович Достоевский, Алексей Николаевич Плещеев,

Буташевич-Петрашевский Аполлон Николаевич Майков, художник Павел Андреевич  Федотов, географ Петр Петрович Семенов (Тяншанский), композиторы: Михаил Иванович Глинка и Антон Григорьевич Рубинштейн, Николай Гаврилович Чернышевский и даже Лев Николаевич Толстой.). Всего состоялось четыре «сезона» «пятниц» - с зимы 1844-1845 г. до весны 1849 г.

Кружок Петрашевского не был  оформленной организацией. Он начал свою деятельность как литературный кружок и до начала 1848 г. носил полулегальный, просветительский характер. Взгляды петрашевцев сформировались под влиянием идей французского утопического социализма, преимущественно Ш. Фурье. Члены кружка обсуждали литературные, социально-экономические и философские вопросы.

На паях с товарищами Петрашевский составил библиотеку запрещенной литературы - первую коллективную библиотеку в  России. В 1845 г. был издан первый выпуск «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», как средство пропаганды социалистических и революционных идей (в словаре излагались социалистические идеи, статьи конституции революционной Франции и т.п.). Второй выпуск (до буквы «Р») был запрещен цензурой.

Под влиянием передовых идей, а  также революционной обстановки в Европе зимой 1846-1847 гг. происходит радикализация кружка, наиболее умеренные  отходят от него, образуется левое  революционное крыло, в которое  входили Николай Александрович  Спешнев, Николай Петрович Григорьев, Павел Николаевич Филиппов и др.

Наиболее радикальные петрашевцы были сторонниками демократической  республики: равенство всех перед  законом, всеобщее избирательное право, полная свобода слова, выборность всех государственных органов. Петрашевцы очень подробно разработали демократические преобразования в российском судопроизводстве. Предусматривалось, что суд должен быть равным для всех, независимым от других властей; судьи - независимыми от администрации; судопроизводство должно проходить открыто, гласно с участием присяжных заседателей и адвокатов защиты.

Петрашевский занимал более  умеренную позицию: конституционная  монархия, освобождение крестьян сверху, с наделением их той землей, которой  они владели, но без всякого выкупа.

Информация о работе История России