Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:42, реферат
Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег -- вот главнейшие факты, царствование Ивана Грозного.
В 1551 г. по инициативе царя и митрополита Макария состоялся стоглавый собор, принявший важнейшие решения по устроению церковной жизни: была закреплена «церковная старина» - своеобразные черты русской церкви в области церковной обрядности и догматики, сложившиеся на протяжении XI – первой половины XVI вв.
Зримым следствие «Избранной рады» стала великая Казанская победа – завоевание Казанского царства в 1552 году. Сам смысл Казанского похода 1552 года виделся и государю, и всему его окружению не только в его политическом значении, но и в значении религиозном – это был поход православного народв против «агарян». Позднее Иван грозный напишет: «Мы с божьей волей и крестоносной хоругвью всего православного христианского воинства ради защиты православных христиан двинулись на безбожный народ казанский».
И здесь следует помнить, что завоевание и покорение казанского царства было не только делом жизни Ивана IV, но делом всех его предков, московских государей. Более того, взятие Казани не только ознаменовало собой исполнение трёхвекового чаяния русского народа, но и стало началом нового этапа в жизни России. Поэтому многим людям того времени и самому Ивану Васильевичу виделся в этом событии глубочайший мистический смысл – это был знак божий, свидетельствующий об особом расположении Господа к своему Помазаннику.
После взятие Казани, в 1556 году. Последовало завоевание Астраханского царства, а в 1558 году, не обращая внимания на все протесты ближайших советников, начал войну в Ливонии. В те же годы затея он войну с Крымским ханством. Причём во всех случаях на первый план выдвигались мотивы не политического, а религиозного характера. Так, в 1560 году в послании императору Фердинанду I русский царь заявлял, что Ливонская война ведётся против тех, кто «переступил заповедь Божию», «впал в Люторову ересь» и поэтому справедливой целью войны является борьба за восстановление «старого закона» – православия.
Но именно после взятия Казани Иван Васильевич впервые по – настоящему ощутил собственную богоизбранность и пришёл к убеждению – обязанности Помазанника Божия он должен нести один, не доверяя никому эту Божественную миссию. И тогда же убедился он, что ему не нужны никакие советники. Недаром Андрей Курбский вспоминал, что уже на третий день после битвы Иван Васильевич разгневался на всех и заявил: «Ныне, рече, обронил мя Бог от вас!». А позднее, когда царю пытались говорить о роли военачальников и простых воинах в Казанской победе, это всегда вызывало его бешеное раздражение, ибо в таких рассуждениях Иван Грозный видел только покушение на свою решающую роль, определившую исход сражения.
Итак, взятие Казани значительно повлияло на религиозное и политическое самосознание царя, чего или не поняли его советники, или, увидев наступившие перемены, испугались их. Может быть, этим испугом объясняется поведение Сильвестра и других бояр во время болезни Ивана Грозного в марте 1553 года. Царь заболел столь тяжело, что, ожидая смерти, велел своим приближенным присягнуть на верность малолетнему царевичу Димитрию. Но многие, в том числе и Сильвестр, проявили серьезные колебания. Впоследствии Иван Грозный будет рассматривать эти колебания как измену, а в летописных источниках появится версия о том, что Сильвестр, предав царя, присягнул Владимиру Старицкому.
Наверное, сомнения Сильвестра и многих других объясняются не только политическими расчетами, но и их религиозно-философскими взглядами. Ведь для мыслителей «нестяжательского» направления духовная роль царского наставника виделась как высшая по отношению к светской власти государя. Кроме того, идея «благочестивого царя» не обязательно должна была связываться с конкретным человеком, в данном случае с Иваном IV. Иначе говоря, оказывалось, что Сильвестр почел православную истину выше и отдельно от персоны Ивана Грозного. Для самого Ивана Васильевича это могло означать лишь одно — не только политическую, но и религиозную измену.
И в конце пятидесятых годов XVI века между царем и его «Избранной радой» наступает явное охлаждение. В конце концов в 1560 году и Сильвестр, и Адашев были удалены из Москвы, а после смерти царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, обвиненные в ее отравлении, заочно осуждены и отправлены в ссылку.
Тогда же начались и первые гонения Ивана Васильевича на «бояр и вельмож», многие из которых пытались скрыться от царского гнева за границей. Бежал за границу и бывший царский воевода A.M. Курбский. В 1564 году, уже из Литвы, он написал свое первое послание царю, в котором публично обвинил его во всех грехах. В ответ Иван IV пишет свое послание. И именно в нем царь формулирует уже совершенно устойчивую религиозно-мистическую концепцию царя-Помазанника Божиего, облеченного Высшей Благодатью на труды свои. Причем важно отметить, что эта концепция появилась, во-первых, еще до введения опричнины и, во-вторых, стала религиозно-мистическим обоснованием ее введения.
Послания Ивана Грозного Курбскому — это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал, исторически и религиозно-философски обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов — полнота самодержавной власти. Не случайно в Первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели. Анализируя события давнего и недавнего прошлого, государь стремится показать, что <<многоначалие>> или же подчиненность правителя церковной власти во все времена приводили к кризису и распаду великих держав. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. Иван Васильевич с недоумением вопрошает: «И неужели это тьма — когда парь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?» В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с «Избранной радой», и с «нестяжательской» традицией.
Но главное место в рассуждениях Ивана Васильевича занимает осмысление собственной роли в борьбе за спасение мира. И здесь государь формулирует второй принцип — божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самою государя.2
III. Внешняя политика Ивана Грозного
В конце 40-х гг. XVI века, как упоминалось выше, основным направлением внешней политики Русского государства стало восточное. Дело в том, что ханства, возникшие на развалинах Золотой орды, совершали постоянные набеги на русские земли, разрушая материальные ценности, убивая или угоняя жителей в рабство. Особую опасность представляло Казанское ханство, находившееся в непосредственной близи от центральных районов России. Первоначально русское правительство стремилось добиться усиления своего влияния в ханстве с помощью самих татар, добиваясь того, чтобы ханами становились русские ставленники. Однако подобная политика не всегда приносила успех. Часть казанской знати ориентировалась на Крым и стоящую за его спиной Турцию, что не могло не беспокоить русских политиков. В конечном итоге было решено начать войну с Казанью, взять город и присоединить территорию ханства к Русскому государству.
С конца 40-х гг. совершаются походы на Казань. Первые два закончились неудачей - город взять не удалось. В 1552 г. состоялся третий поход. Была собрана огромная армия, которая летом окружила Казань. С войском находился и сам царь. Осада была очень тяжелой, казанцы отчаянно защищались. Однако русским удалось сделать подкоп под стены крепости и разрушить часть укреплений. В брешь устремились войска, и после ожесточенного сражения город был взят (2 октября 1552 г.). Последний казанский хан Едигер попал в плен, а территория ханства была присоединена к Русскому государству. Однако война продолжалась еще несколько лет и закончилась только к 1556 г., когда была разгромлена последняя база татарского сопротивления. Русское правительство стремилось привлечь местное население на свою сторону, не допускало насильственного обращения в христианство, первое время не повышало налогов. Одновременно беспощадная борьба велась со всеми, кто пытался выступать против новой власти. Присоединение Казани было первым крупным успехом России в борьбе с мусульманским миром. В 1556 г. была занята русскими войсками и Астрахань, все течение реки Волги стало подконтрольным России. К 1557 г. власть русского правительства признали и башкиры.
В конце 50-х гг. резко меняется направление внешней политики России - главным становится западное. В 1558 г. вспыхнула Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет. Война велась за территории Прибалтики, которые к тому времени находились под властью Ливонского ордена. Предлогом для войны послужило следующее: Орден контролировал город Дерпт (Юрьев), основанный еще Ярославом Мудрым. По условиям одного из соглашений Русского государства с Ливонией, власти Ордена обязались выплачивать России небольшую дань за обладание городом. В действительности эта дань ливонцами не выплачивалась, а в середине 50-х гг. Россия потребовала выплаты дани и компенсации за просроченные годы. Переговоры ни к чему не привели, и в январе 1558 года русские войска перешли границу.
Иван Грозный рассчитывал, что война с Ливонским орденом будет сравнительно легким делом, но в действительности все оказалось иначе. После первых успехов (взятие Нарвы и Дерпта) в события вмешались Швеция и Великое княжество Литовское, находящееся в унии с Польшей. Орденское государство перестало существовать уже в 1560 г., распавшись под ударами русских войск. Последний магистр Ордена подписал соглашение с правителем Литвы о переходе владений под покровительство Польско-Литовского государства. Северную Эстонию с Ревелем (Таллинном) заняли шведы, а острова оказались под властью Дании. Таким образом, вместо одного слабого противника перед Россией оказались несколько сильных. Но царь не собирался отступать от намеченных целей. В 1563 г. русские войска взяли Полоцк, входивший в состав Литвы. После этого завязались переговоры, на которых литовское правительство предлагало заключить перемирие на условиях статус-кво (каждая из сторон сохраняет за собой реально контролируемые территории). Для решения вопроса о мире был собран Земский собор 1566 г. На нем все участники высказались за продолжение войны.
После этого боевые действия продолжались с переменным успехом. Положение России осложнялось внутренней нестабильностью (в стране был установлен опричный режим) и набегами крымских татар, которым удалось в 1571 г. дойти до Москвы и сжечь ее. Этот набег имел очень тяжелые последствия для страны. На следующий год набег повторился, но в этот раз русским войскам под командованием известного полководца князя Михаила Воротынского удалось в ходе кровопролитного сражения разгромить татар (битва у села Молоди - лето 1572 г.). Таким образом, русским приходилось постоянно держать часть войск на южных границах страны, чтобы отражать возможные нападения Крымского хана. К тому же, в 1569 г. произошло объединение Польши и Литвы в единое государство - Речь Посполитую, что также увеличило силы противников России.
В 1577 г. состоялся последний
крупный русский поход в
Королем Речи Посполитой стал талантливый полководец Стефан Баторий. Первоначально ему удалось вернуть Полоцк (1579 г.), затем взять Великие Луки, а в 1581 г. осадить Псков - крупнейшую русскую крепость на северо-западе России. Одновременно с этим Швеция захватила Нарву. Россия явно терпела поражение. Многое зависело от того, сможет ли Стефан Баторий взять Псков. Героической обороной города командовал князь Иван Петрович Шуйский. В отражении приступов участвовали жители - не только мужчины, но и женщины. В таких условиях, при посредничестве Ватикана, стороны приступили к переговорам. Перемирие с Речью Посполитой было подписано в 1582 г. в Яме-Запольском, а в 1583 г. в Плюссе - со Швецией. По условиям соглашений, Россия теряла все свои завоевания в Прибалтике и Белоруссии (в пользу Речи Посполитой), а большая часть побережья Финского залива переходила Швеции. Продолжавшаяся 25 лет Ливонская война закончилась поражением России. Условия договоров могли бы быть еще более тяжелыми, если бы не героическая оборона Пскова, который Стефану Баторию так и не удалось взять.
На восточных рубежах России в начале 80-х гг. начинается освоение Сибири. За Уралом существовало Сибирское ханство, во главе которого находился Кучум. Его отряды совершали набеги на русские земли, убивая и угоняя в плен жителей. Подобное положение не устраивало русское правительство и фактических хозяев Приуралья солепромышленников Строгановых. С их помощью был снаряжен сравнительно немногочисленный отряд (около 600 человек), во главе которого находился казачий атаман Ермак. В 1581 или 1582 гг. начался поход Ермака в Сибирь. Ему удалось разгромить отряды хана Кучума и взять столицу ханства город Кашлык. Население обязалось платить дань русским. Но и Кучум не собирался складывать оружие: в 1584 или 1585 гг. отряд Ермака попал в засаду и был почти полностью уничтожен. Погиб и сам атаман. Однако начало присоединению Сибири было положено, а в конце 90-х гг. Западная Сибирь окончательно вошла в состав России.
IV. Политика опричнины и её влияние на российское государство.
В начале зимы 1564 Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и приказных людей “выбором изо всех городов” с женами и детьми. “Третьего декабря рано явилось на Кремлевской площади множество саней, — рассказывает Карамзин. — В них сносили из дворца золото и серебро, святые иконы, кресты... Духовенство, бояре ждали государя в церкви Успения, он пришел и велел митрополиту служить обедню, молился с усердием, принял благословение... милостиво дал целовать руку свою боярам, чиновникам, купцам: сел в сани с царицею, с двумя сыновьями” — и уехал из Москвы.
Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы. Народ ждал, чтобы Иоанн объяснил свое странное поведение. Царь не заставил себя ждать долго.
Третьего января 1565 в Москву прискакал гонец Константин Поливанов. Он вез две царские грамоты. В одной из них, врученной послом митрополиту Афанасию, Грозный описывал все измены, мятежи и неустройства боярского правления, сетовал на невозможность в таких условиях нести служение царя и заключал, что “не хотя многих изменных дел терпети, мы от великой жалости сердца оставили государство и поехали, куда Бог укажет нам путь”. В другой грамоте, адресованной московскому простонародью, купцам, всем тяглым людям и всенародно читанной на площади, Иоанн объявлял, чтобы русские люди сомнения не держали — царской опалы и гнева на них нет.
Царь не отрекался от престола, сознавая ответственность за народ и за страну. Он как бы спрашивал: “Желаете ли над собой меня, Русского Православного Царя, Помазанника Бoжия, как символ и знак своего избранничества и своего служения? Готовы подклониться под “иго и бремя” Богоустановленной власти, сослужить со мною, отринув личное честолюбие, жажду обогащения, междоусобицы и старые счеты?” Воистину это был один из наиболее драматических моментов русской истории. “Все замерло, — говорит Ключевский, — столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли”. Странное на первый взгляд поведение царя на самом деле было глубоко русским, обращалось к издавна сложившимся отношениям народа и власти.