История происхождения современных индоевропейцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить происхождение индоевропейцев и выявить основные вехи развития индоевропейской семьи.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать гипотезы происхождения современных представителей индоевропейцев;
- изучить предполагаемые прародины индоевропейцев в регионах Европы и Азии;
- выявить основные миграционные потоки индоевропейцев.

Оглавление

Введение
1. Развитие индоевропейского мира
1.1. Индоевропейская история Евразии
1.2. Представители индоевропейцев
2. Расселение индоевропейцев
2.1. Предполагаемые прародины в регионах Европы и Азии
2.2. Миграционные потоки индоевропейцев
2.3. Роль индоевропейцев в истории
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая на сдачу.docx

— 85.86 Кб (Скачать)

3. Согдиана и бассейны  Яксарта и Оксуса (Центральная  Азия) указывались в ряде работ при локализации индоевропейской прародины на основании сомнительных данных исторической географии, мнимого соседства с прародиной семитов, об обмелении моря, находящихся в непосредственной связи с индоевропейской прародиной, а также возможности ознакомления индоевропейцев с домашней лошадью в указанных районах. Этот сомнительный набор отдельных признаков не выдерживает критики, а локализация прародины в этом районе исключается на основании отсутствия здесь основных представителей ее флоры (осина, береза, тисе, бук, вереск) и фауны (бобр, тетерев). Одомашнивание лошади произошло в Европе в IV тыс. до н. э.

4. Месопотамия, предложенная  Момзеном в качестве прародины  индоевропейцев дань панвавилонизму, и в настоящее время не может рассматриваться всерьез из-за отсутствия соответствующей флоры (береза, осина, тисе, граб, бук, вереск) и фауны (бобер, тетерев, ворон).

5. Ближний и Средний  Восток был предложен Паули  на основании того, что "лев" - исконное индоевропейское слово.  Однако нет причин исключать  из зоны поиска прародины по  этому признаку балкано-дунайский  регион, где водился лев еще в исторические времена и примыкающие к этому региону соседние области.

6. Смежные с хеттами  территории включил в зону  поиска индоевропейской прародины Сейс на основании общих слов в хеттском и индоевропейских языках. В настоящее время уже доказано, что хеттский язык является индоевропейским языком, поэтому заключение Сейса можно рассматривать, как выражение одного неизвестного через другое и как курьез.

7. Области, соседние с  Грузией, Арменией (Армянское нагорье)  впервые включил в зону поиска  индоевропейской прародины в  1822 году Линк, указавший на то, что прародина индоевропейцев должна находиться в горной стране, в зоне одомашнивания растений и животных.

В качестве прародины индоевропейцев исследователями и учеными предлагались, также, и разные европейские регионы:

1. Территория от Западной  Франции до Урала между 60° и 45°северной широты была выдвинута в качестве индоевропейской прародины Куно. Он отрицал существование единого праязыка к моменту распада, указывая на то, что индоевропейцы должны быть многочисленны (около 1 млн. человек) и иметь контакты с финноязычным населением.

Территория от Рейна до Дона, предложенная вновь Куном, хотя и была меньше вышеназванной зоны поиска, однако также не может быть принята в качестве прародины  индоевропейцев из-за огромных размеров.

2. Локализация индоевропейской  прародины на территории Восточной  Европы между 45° и 69° градусами северной широты была предложена Шпигелем, впервые указавшим на непременность горного ландшафта на индоевропейской прародине.

3. Восточная Европа в  качестве прародины индоевропейцев  была вновь предложена Шерером  в середине 20-го столетия. Он указывал, что в индоевропейских и финно-угорских языках есть корни, восходящие, возможно, к праязыковой эпохе. Таким образом, прародина должна была граничить с финно-угорскими племенами, хотя бы в какой-то части.

4. Волга - восточная граница  индоевропейской прародины на  основании данных Ригведы (Rasa), Авесты (Ranha), Птоломея (Ra). Такой вывод  сделал Кнауэр. Предположение подтверждается  идентификацией приведенных выше  названий с мордовским названием  для Волги Ravo и дает основание  считать, что в степном Поволжье  находились не носители индоевропейского  праязыка, а уже отделившиеся  от индоевропейского ядра индоиранцы.

5. Первых индоевропейцев  в Греции Чайлд связывал с  мигрантами, принесшими в эти районы и Западную Анатолию (Троя IV-V) "минийскую керамику", организовавшими в Македонии колонию Халкидику.

6. Протоиндоевропейцами  Гимбутас считала носителей ямной  культуры, "которые продвигались  на запад и юг в V-IV тыс.  до н. э. из областей Нижнего  Дона и Нижней Волги. 

7. Локализация индоевропейской  прародины в Западной Европе  слишком расплывчата и не могла  удовлетворить современников. 

8. Северная Европа в  качестве прародины выдвигалась  Пенкой, указавшим, что лишь Скандинавия является областью непрерывного развития антропологического типа, и поскольку исторические скандинавы - индоевропейцы, то и древние скандинавы были древнейшими индоевропейцами. Дополнительным доказательством, приводимым Пенкой, являлось то, что скандинавы и исторические арии были белокуры и голубоглазы.

9. Северная или Северо-Восточная  Европа, к которой обратился в  качестве возможной прародины индоевропейцев Манн, указавший на то, что на индоевропейской прародине были лето, осень, и зима (на основании легенд, сказок, игр у индоевропейских народов).

10. Северо-Западная Европа - от Западной Балтики до Одера и до предгорий Карпат и Германии предложенная на основании данных археологии, восходит еще к гипотезе И. Гейгера, который в 1871 году на основании данных о растениях, аргументов угря, трех времен года предложил Германию как прародину индоевропейцев.

11. Северная и Центральная  Европа в качестве индоевропейской  прародины была предложена Мейером на основании индоевропейской топонимики этого региона, его экологических характеристик.

12. Территория к северу  от Балкан, Альп и Пиренеев  была обозначена Крае.

13. Центральная Европа, по  мнению Бош-Гимпера, является  той территорией, на которой в неолите (предположительно в V тыс. до н.э.) сложилось ядро этнических групп, из которых в III тыс. до н.э. (время начала древнейших индоевропейских миграций) вышли отдельные индоевропейские народы, развитие культуры которых определяет бронзовый (II тыс. до н. э.) и железный (I тыс. до н.э.) век Европы.

14. Районы Европы, соседние  с Анатолией, с восточноевропейскими  степями и финно-угорским массивом, а также с районами индоевропейской гидронимии в Северной и Центральной Европе - зона поиска индоевропейской прародины, по Гудено.

15. Территории Армянского  нагорья и прилегающих к нему  регионах и вторичной прародине  древнеевропейских индоевропейцев  в черноморо-каспийских степях  Гамкрелидзе, Иванова. 

Гипотеза о двух прародинах для индоевропейцев на территории Армянского нагорья и в степях Восточной Европы была сформулирована Миллером еще в 1873 г. на основании близости индоевропейского праязыка с семито-хамитскими и кавказскими языками.

Данная глава вызывает множество гипотез относительно прародины индоевропейцев. На протяжении нескольких столетий ученые и исследователи вели целенаправленный поиск прародины индоевропейцев. Этапы этого поиска характеризовались различными выводами, гипотезами (не редко ошибочными) и открытиями, с помощью которых конкретизировалась локализация индоевропейской прародины.

 

2.2. Миграционные потоки индоевропейцев

 

 

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. Земля обрабатывалась с помощью упряжных пахотных орудий (орала, сохи). В то же время им, видимо, было известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы. Животноводство обеспечивало индоевропейцев продуктами - молоком, мясом, а также сырьем - кожами, шкурами, шерстью и т.д.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь  индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались с более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.

С начала III тыс. до н.э. началось открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением), стали нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы, миграция племен прежде составляющих праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

Итак, приспособление к изменившимся природно-климатическим условиям заставило протогреков, лувийцев, хеттов, индоиранцев, индоариев и другие племенные объединения, сформировавшиеся в рамках праиндоевропейских племен, отправиться на поиски новых, более подходящих в хозяйственном отношении территорий. А продолжавшееся дробление этнических объединений вело к колонизации новых земель. Эти процессы заняли все III тыс. до н.э. Начнем с рассмотрения редкого населения донеолитических охотников, распространенного по всей степи. Для юга России мы можем, по крайней мере, сказать, что условия были благоприятными для их инициирования в те рудименты неолитической культуры, которые характеризуют индоевропейцев. К востоку от них, в Анау, жили носители культуры расписной керамики. Плодородные черноземные земли на западе очень рано были заняты другими земледельческими культурами. От любой из этих групп кочевники могли усвоить основы производящей экономики.

К югу от Кавказа и Черного  моря лежала Месопотамия, где великая  цивилизация процветала с конца 5-го тысячелетия до н. э. Нет никаких сомнений в том, что эта цивилизация оказала влияние на население европейских степей. Бросали ли издалека северяне, проникавшие в горные проходы Кавказа, взгляды на сады Эдема и, соблазненные его богатствами, стали ли совершать набеги на юг? Проникали ли шумерские торговцы и авантюристы в поисках металла, древесины, камня и драгоценных камней, на которые их собственная земля, состоящая из аллювиальных наносов, так бедна, на территорию Армении и даже дальше? Садились ли семиты, спускаясь по реке из своей колонии в Каппадокии в сторону Черного моря, на суда и бороздили ли его воды? Все эти типы контактов между Европой и Месопотамией, вероятно, существовали на самом деле. Несколько позднее другие гости, прибывшие на сей раз морским путем с юго-запада, принесли новые достижения на берега Южной России.

Все также соглашаются с тем, что месопотамское влияние сильнее  всего ощущалось на северных склонах Кавказа и в долинах Кубани, и Терека. Здесь возвышаются царские курганы, заметно отличающиеся по своим размерам и богатству от простых курганов в степи. Они содержат погребения вождей, которые возглавляли грабительские походы в Армению, Каппадокию и даже в Месопотамию. Огромное количество золотых и серебряных украшений, захороненных в этих холмах, было частично награблено в богатых государствах к югу от Кавказского хребта. Это, например, пластины с изображением золотых и серебряных львов и быков, которые украшали навес, под которым правитель ложился отдохнуть, в известном кургане вблизи Майкопа. Эти находки из южных областей на северных склонах Кавказа являются копиями кавказских вещей. Набеги, в результате которых они попали на север, были прелюдией к более масштабным вторжениям. Мы можем предполагать, что предки индийцев и иранцев таким образом разведали дороги, которые в конечном итоге привели их на трон Митанни и в долину Инда.

В то время как некоторые кочевники  селились в долинах, а другие основывали государства на склонах Кавказа, оставшаяся в степи часть населения вынуждена была в поисках решения демографической проблемы и в поисках свежих пастбищ для своих стад перекочевывать на новые земли, точно так же как в свое время земледельцы дунайской культуры распространились по Центральной Европе. Но скотоводы не распространяются медленно и постепенно, как земледельцы, а передвигаются гораздо быстрее. Переселению предшествуют разведывательные экспедиции летом, и такие экспедиции открывают перед кочевниками более соблазнительные цели, чем пастбища, - центры сосредоточения богатств, которое надлежит разграбить и обложить выкупом. Предполагаемая экспансия из степи, кажется, преследовала именно такие цели.

Теперь рассмотрим движения народов  в западном направлении. Исходя из этой главы скандинавы, продвигавшиеся в  долину Дуная, должны были пересечь пояс чернозема, населенный носителями культуры расписной керамики около 1600 года до н. э. или чуть позже. Мы знаем, что культура с расписной керамикой на территории Украины и Румынии делится на два этапа. Поселения раннего периода погибли в огне и не всегда отстраивались заново, в то время как Ерошд, культурная столица целой области, была полностью разрушена. Следы пожарищ и разрушений могут служить свидетельством первого натиска кочевников из степей; их главной целью могли быть золотые прииски Трансильвании. Немыми свидетелями их продвижения можно считать медные тесла-топоры, которые были найдены при раскопках поселений более раннего периода или в непосредственной близости от них, а также на руинах Ерошда. Более поздние венгерские тесла-топоры, которые получили широкое распространение в Центральной Европе, тогда могли бы быть продукцией местных металлургов, использовавших имевшиеся у них запасы руды и работавших по заказу своих новых скандинавских повелителей.

Такое нападение с востока вполне могло бы объяснить те явления, с  которыми мы столкнулись при обсуждении второй стадии существования цивилизации в долине Дуная. Если мы предположим, что некоторые пришельцы из степи проникли через Альт в Венгрию, пригнав с собой некоторое количество плененных жителей Трансильвании, то мы могли бы понять, откуда взялись скандинавские черепа, кости лошади, медные тесла-топоры и огрубевшая расписная керамика в могильниках Ленгиеля, Бессени и Лускай. За этой волной вторжения последовали другие. Именно так туда могла попасть керамика со шнуровым орнаментом, которая, как мы видели в последней главе, проникла в Венгрию с востока и центр которой, согласно существующим представлениям, мог бы быть расположен между Днепром и Доном. И различные типы медных топоров, которые сконцентрированы в восточной части Венгрии и в Румынии, но которые встречаются также в Боснии, Далмации и Хорватии, по мнению доктора Наги, попали туда вместе с пришельцами из степи.

Информация о работе История происхождения современных индоевропейцев