История и культура Вологодского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Все лишь ускорено и механизировано.
Слово «Вологда» произносится, как глубокий выдох. Протяжные звуки «о», соединенные нежным «л», придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога», «влага», но последний твердый слог вдруг придает всему звучанию таинственность.

Оглавление

1. Введение.
2. Версии о возникновении Вологды
3.История Вологды.
4. Вологда современная.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Бюджетное образовательное учреждение.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

    Если город XII века не найден, то, наверно, нужно присоединиться к мнению историка-скептика о том, что Вологда существует с XIII века. Точнее сегодня сказать нельзя.

     Выше мы рассмотрели основные точки зрения и аргументы в давнем споре о времени возникновения Вологды. Возможно, новые открытия со временем внесут изменения в эти схемы. Кто знает, не удревнится ли тогда история города?

      Некоторую надежду подал нам авторитетный исследователь русского Средневековья В. А. Кучкин. В 1984 году в своей книге «Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв.» он вновь обратил внимание исследователей на текст Уставной грамоты Святослава Ольговича, составленной в 1137 году. В этом древнем документе перечисляются 27 «погостов» — становищ новгородских сборщиков дани на Европейском Севере. Расположение почти половины этих погостов до сих пор не удалось выяснить, так как их названия почти ничего не говорят нам сегодня. Кучкин обратил внимание на погост, названный в грамоте «у Тошьме», и предположил его связь с волостью Тошня на одноименной речке вблизи Вологды. Долгое время было принято отождествлять этот «затерявшийся» погост с Тотьмой, дата основания которой также неизвестна. И пусть сегодня это лишь еще одна гипотеза, также основанная лишь на простом созвучии названий.

     Позволим себе вообразить: вдруг археологическими исследованиями, например, на Лукьяновском городище, вблизи слияния рек Тошни и Вологды, находящемся всего в четырех километрах к западу от центра Вологды XV века, будет выявлено значительное поселение XII века - предшественник современного города? Случаи «перенесения» городов на новое местоположение в русской истории есть в избытке, и названия их иногда при этом также изменялись: Рюриково городище и Новгород, Рязань (ныне городище Старая Рязань) и Переяславль Рязанский (современная Рязань), Гледен и Устюг, Белоозеро и Белозерск... Почему бы не представить и пару Тошня - Вологда? Да и сама Вологда впоследствии, уже во времена Ивана Грозного, поменяла местоположение укреплений, и новый «город» в старинных преданиях тоже назывался по-новому — «Насон-городом».

 

3.История Вологды.

 

 

 

     В далекой древности необъятные просторы северо-восточного края были заселены финно-угорскими племенами. В XI—XII вв. сюда начали проникать предприимчивые новгородцы. Они пробирались в глубь труднопроходимых дремучих лесов по большим и малым рекам. Граждане «Господина Великого Новгорода» недаром были сильно заинтересованы в освоении новых земель - так богаты были эти места лесом, рыбой, ценной пушниной. Постепенно новгородцы продвигались все дальше и дальше к северу. На новых землях они создавали свои поселения, в них строили церковь на площади - «торгу», рядом - жилые дома. Деревянные стены окружали эти поселения, превращая их в крепости-остроги.

     Вероятно, так первоначально выглядел и небольшой городок, возникший в XII в. на правом берегу реки Вологды. В переводе с языка одного из финно-угорских племен слово «Вологда» означает «светлая, ясная». Нам не известна точная дата основания города. В первый раз это название встречается в «Житии Герасима» - первого вологодского святого. Из «Жития» ясно, что уже в 1147 г. город существовал, причем довольно значительный. У излучины реки на Ленивой площадке стояла деревянная церковь Воскресения, а вокруг располагалась торговая площадь с деревянными домами и складами. Археологические раскопки, производившиеся в 1950-х гг., подтвердили существование в XII в. славянского города, в котором, судя по находкам, были развиты плотницкие, столярные и гончарные ремесла. Таким образом, Вологда по письменным документам - ровесница Москвы.

      В XIII в. уже все земли Заволочья принадлежали новгородцам, а Вологда упоминается в новгородских грамотах 1265 и 1270 гг. как принадлежавшая Новгороду. Из-за чрезвычайно выгодного географического положения Вологда постепенно становилась торговым центром Севера. Здесь пересекались торговые пути Новгорода, Москвы, приволжских городов, через Вологду везли пушнину, рыбу, лен, соль и другие товары. Немаловажную роль играла в этом и река Вологда, на которой стоял город. Она впадала в Сухону, которая, в свою очередь, является притоком Северной Двины, - а именно водные пути служили важнейшими транспортными магистралями в то далекое время.

      Вследствие этих причин Вологда не могла не привлечь внимания соседних княжеств - Московского и Тверского, - которые на протяжении конца XIII-XIV вв. вели с Новгородом непрерывную борьбу за право обладать ею. Город подвергался неоднократному разорению, которое усугубляли пожары и засухи, мор (эпидемия чумы) и голод. Но несмотря на это, Вологда росла, увеличивалось и ее население. Труднопроходимые леса, обилие рек и озер препятствовали проникновению на север ордынских захватчиков, поэтому сюда устремлялись разоренные жители более южных земель. Походы тверских князей закончились в начале XIV в. рядом договорных грамоте Новгородом, хотя Вологда упоминается в них среди новгородских волостей. При великом князе Дмитрии Донском усилилось влияние Москвы; в 1386 г. вологжане даже участвовали в его походе на Новгород. Окончательно Вологда вошла в состав Московского государства только в XV в.

     В XIV столетии началась активная монастырская колонизация Севера. Многочисленные монастыри возникли и на Вологодчине: Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозсрский, Ферапонтов и другие.

    Сильно отразилась на судьбе города в середине XV в. борьба за московский престол между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой: не раз Вологда была разорена и выжжена. В 1446 г. Дмитрий Шемяка, заняв Москву, ослепил Василия II (прозванного из-за этого Темным) и сослал его в Вологду. Здесь Василий II получил поддержку и сумел собрать достаточно сил, чтобы вскоре вернуть себе великокняжеский стол. Когда Василий II Темный умер в 1462 г., Вологда при разделе наследства досталась его сыну Андрею Меньшому. И хотя она стала центром удельного княжества, фактически ее правитель полностью подчинялся воле своего старшего брата Ивана III и даже не осмелился называться вологодским князем. У Андрея Меньшого не было детей, и после его смерти в 1481 г. Вологда вошла в состав Московского государства.

    К этому времени город имел значительные укрепления, разрослись его посады, летописи отмечают постройку деревянной шатровой церкви Вознесения мастером Мишаком Володиным Гулынским в 1493 г. В Вологде хранились многие ценности и даже часть «государевой казны». Иван III ссылал сюда многих неугодных ему «именитых» пленников: казанского хана Али (Алегама), сыновей князя Андрея Васильевича Углицкого - Ивана и Дмитрия, литовского воеводу Константина Острожского. XVI в. - время наивысшего расцвета Вологды. Возросла роль города как торгово-промышленного центра. Английские корабли, груженные товарами, плыли по Северной Двине, далее по рекам Сухоне и Вологде. В городе находились многочисленные складские постройки. Отсюда уже направлялись обозы в Москву. Иноземцы считали Вологду одним из самых красивых городов на Русском Севере. Их поражало множество церквей, зажиточность жителей, разнообразие ремесел. Многие иностранные купцы имели здесь свои торговые конторы и дома. Интересно, что первым русским послом, который был направлен в Англию в 1556 г. для переговоров, был уроженец Вологды Осип Непея. Местные продукты - воск, сало, лен, пенька - порой продавались здесь дешевле, чем в Москве и Новгороде. На внутреннем рынке основным товаром была соль. Дальнейшее развитие торговли было связано с освоением Москвой Сибири. Таким образом, через Вологду прошел путь на Урал.

       Бурная, оживленная жизнь города не могла не привлечь внимания московского государя Ивана IV. В 1565 г. в Вологду прибыл царь с отрядом стрельцов, и город был взят в «опричный удел». В этом же году по велению Ивана Грозного были начаты работы по возведению каменной крепости (детинца). Приезд царя в Вологду по-своему истолковывался в народных песнях и легендах. Некоторые из них содержат весьма правдоподобный рассказ о том, как «грозный» царь задумал перенести свою резиденцию в далекий северный город, чтобы находиться вдали от враждебных ему бояр.

Что на славной реке Вологде,

Во Насоне было городе...

     В течение 1566-1571 гг. Иван Грозный неоднократно приезжал в Вологду, подолгу останавливаясь там, и сам присматривал за строительством. Новый центр города переместился от Ленивой площадки ниже по течению реки. Подготовительные работы для создания большого архитектурного комплекса были закончены к 1566 г. Одновременно с возведением крепости сооружался и первый каменный собор - Успенский (позднее переименованный в Софийский). Был построен деревянный царский дворец, просуществовавший до XVII в. Градостроительные работы проводились под руководством Размысла Петрова - одного из выдающихся инженеров того времени, отличившегося при взятии Казани.

       В 1571 г. на Русь обрушилось множество бед: разразился «великий мор», который дошел до Вологды, а Москва подверглась нападению крымского хана. Вследствие этих страшных событий царь незамедлительно покинул Вологду. Планы Ивана Грозного в отношении города изменились, и строительство было остановлено. Только одна стена крепости была сооружена в камне, да и та не достроена до нужной высоты, поэтому детинец обнесли уже деревянными стенами. Семнадцать лет простоял в забвении возведенный собор, прежде чем получил окончательную отделку.

       В XVI в. усиливается значение Вологды как церковно-просветительского центра. В 1571 г. сюда была перенесена кафедра Вологодско-Пермской епархии, расширенная при Иване Грозном. При епископе Филофее здесь написана Вологодско-Пермская летопись, содержание которой характеризуется ярко выраженным интересом к северным городам. В нее вошли также известные «Сказание о Мамаевом побоище» и «Повесть о стоянии на Угре».

       Суровые испытания выпали на долю города в начале XVII в. во время польско-литовской интервенции. В 1608 г. Вологда и некоторые другие северные города принесли присягу Лжедмитрию. Однако вскоре, испытав на себе все тяготы произвола, чинившегося при новом порядке, население встало на сторону Москвы. Более того, жители Вологды и Устюга стояли во главе воинских сил Севера, которые пополнили отряды Минина и Пожарского. Но Вологде не удалось избежать горькой участи многих русских городов. В сентябре 1612 г. почти все ополчение покинуло город. Воеводы были слишком успокоены победами русских воинов и не относились серьезно к отдельным отрядам интервентов, бродившим в окрестностях. Некому было отразить неожиданное нападение врага на Вологду - стрельцы пировали. Как было доложено князю Пожарскому«пропили город Вологду воеводы». Город был разграблен и выжжен, многие жители убиты, а оставшиеся, в живых ушли в поисках безопасных мест.

       В последующие годы Вологда постепенно восстанавливалась. В 1631 г. были возведены новые деревянные и каменные укрепления. К этому времени здесь уже было 4000 жителей и 765 дворов. Однако так быстро отстроившийся город неоднократно горел на протяжении XVII в. В 1654 г. из-за свирепствовавшей моровой язвы погибло много народу. В 1670-1671 гг. население пострадало от сильного неурожая. Во второй половине XVII в. Mосква уже не нуждалась в оборонительных сооружениях Вологды и часть стен крепости была разобрана.

 

      Облик города этого времени запечатлен на гравюре, которая изображает въезд в Вологду: в 1675 г. голландского посла Конрада ван Кленка, который проезжал через нее в столицу к царю Алексею Михайловичу. Город расположен за стенами с внушительными башнями с островерхими шатрами. Большая роль в панораме отведена вертикалям церквей и стройных колоколен, царивших над неприметными деревянными застройками. Удачно дополняют общую картину высокие темные ели - характерная черта северного пейзажа.

      Укрепленная часть Вологды называлась Городом. Здесь находились различные административные учреждения и Гостиный двор-средоточие торговой жизни. Разнообразные товары лежали на прилавках торговых рядов - соленые и рыбные, сапожные, москательные и свечные, В Городе проживала часть населения, а кроме того, были дворы, принадлежавшие крупным монастырям - Кирилло-Белозерскому, Троице-Сергиеву, Соловецкому и др. К Городу примыкали посады: Верхний - с запада и Нижний - с юга, за рекой Золотухой; в XVII в. стало застраиваться Заречье - за рекой Вологдой.

     В городе процветали ремесла: кузнечное, обувное, кожевенное, мыловаренное; существовала даже канатная фабрика, изготавливали седла для лошадей. Ремесленники селились слободами. Иностранные купцы, владевшие многими дворами, имели собственную - Фрязинову (фрязями называли иностранцев) слободу. Улицы Вологды, расположенные на этом месте, до сих пор называются Фрязиновскими. В числе приезжих купцов было много голландцев, оттеснивших в XVII в. англичан.

    Среди зажиточного купечества того времени привлекает внимание крупный вологодский «гость» (купец) Г.М.Фетиев. Он был знаком и вел дела со многими государственными деятелями того времени, торговал с купцами из многих городов страны и Западной Европы. Благодаря своему умению разбираться в различных торговых операциях, необыкновенной энергичности и предприимчивости Фетиев владел огромным состоянием, в которое входили деревни с пустошами и сенными покосами, многочисленные дворы и амбары в городе.

    В конце XVII - начале XVIII в. Вологда привлекает пристальное внимание Петра I, который неоднократно приезжал в город. В 1692 г. молодой царь в сопровождении многочисленной свиты предпринял путешествие на Кубенское озеро, очевидно, в поисках подходящего места для учебных плаваний. Во время Северной войны, в 1702 г., по его приказу в Вологде было изготовлено множество судов - дощаников и барок разного водоизмещения «для сплавления в Архангельск», туда же послано более тысячи пудов меди на отливку пушек.

      В 1714 году Петр I ввел в городах «цифирные школы» для обучения «цифири» и геометрии детей дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих. Была открыта такая школа и в Вологде. Она просуществовала 30 лет. Духовным регламентом 1721 года вменялось в обязанность каждому архиерею открыть при своем доме епархиальную школу для образования детей церковнослужителей. В Вологде в 1724 году была открыта епархиальная школа, в ней начали обучать букварю и арифметике. Но уже через год после смерти вологодского епископа Павла ученики были распущены по домам и школа перестала существовать.

     Епископ Афанасий Кондоиди, ученый грек, лично известный Петру I, открыл в 1730 году Вологодскую семинарию в помещении каменных палат, примыкающих к южной стене кремля. В 1739 году семинария имела 29 учеников и двух учителей.

Информация о работе История и культура Вологодского края