История и культура Вологодского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Все лишь ускорено и механизировано.
Слово «Вологда» произносится, как глубокий выдох. Протяжные звуки «о», соединенные нежным «л», придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога», «влага», но последний твердый слог вдруг придает всему звучанию таинственность.

Оглавление

1. Введение.
2. Версии о возникновении Вологды
3.История Вологды.
4. Вологда современная.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Бюджетное образовательное учреждение.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Сокольский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

История и  культура Вологодского края.

 

 

 

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

(повышенный  уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила:

студентка  4 курса, группы А

                                                                заочного отделения

Лебедева  Светлана Юрьевна

 

Проверил:_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сокол

2013

 

План:

 

 

1. Введение.

2. Версии о возникновении Вологды

     3.История Вологды.

    4. Вологда современная.

     Список использованной литературы. 

1. Введение

 

 

      Нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Все лишь ускорено и механизировано.

        Слово «Вологда» произносится, как глубокий выдох. Протяжные звуки «о», соединенные нежным «л», придают ему запевное очарование. Так и слышатся поначалу понятные сердцу «волога», «влага», но последний твердый слог вдруг придает всему звучанию таинственность.

      «Вологда» — что же все-таки значит? Говорят, на языке одного угро-финского племени это — «светлая река». А вот поэт Александр Яшин написал свое знаменитое:

Ты проедешь волок, еще

волок, да

Еще волок  —

будет город

Вологда.

      И по-русски тоже красиво! И рифмуется «Вологда» всегда со словами «холодно», «золото», «молодо» — опять-таки в этом добрый и значительный смысл.

     Выдыхаешь «Во-ло-гда», и грудь облегчается полностью. Будто признался в любви. И надо вновь набрать воздуха широко и вольно, чтобы это слово жило и пело в твоей душе.

    Стоишь, скажем, на высоком берегу у Петровского домика, и кружит тебе голову тонкий аромат цветущих розовых яблонь, приятный дух клейких тополей, а откуда-то издалека наплывает еще свежая сладость белых черемух. Дыши — радуйся. Смотри—думай. Как само слово, весь город наполнен звучанием русской истории.

      Взглянешь на решетчатые окна этого домика, в которых отражается река с белыми теплоходами и летящими моторными лодками, и вдруг представишь в их смутной глубине мужицкий облик Петра Великого. Его суровый, властный взгляд направлен поверх реки с качающимися судами, поверх заречной Фрязиновской слободы со складами, поверх дальнего синего леса к самому северу, к самому морю-океану. Представишь это и въявь почувствуешь, как тверда, как утоптана за века глинистая земля под твоими ногами, как звучен обрывистый берег с песчаными проплешинами.

      Пойдешь выше по реке, в зеленом разливе берез, и увидишь, как то тут, то там всплывают над крышами домов седые купола церквей. Над ними — только столетия и синева. Да еще реактивный самолет прочертит белый след, словно гигантской нитью прошьет минувшие столетия. И опять подумаешь сопоставимо: как прекрасен и одухотворен древний камень и как поразительно могущество стальных крыльев современности! Не прерывается время, оно живет и овеществляется только в труде: от предков — к нам, от нас — к потомкам...

      А когда окажешься перед Софийским собором, от изумления замрешь и высветлишься лицом и сердцем. Ослепительно строги его линии и грани. Они плывут в высоту, увлекаемые шарами куполов, и связывают воедино землю и небо. Это белое чудо собора, как былина, высказанная в камне, как сама летопись, оставленная потомкам для восхищения и изучения народной жизни.

    Прислушайся — и услышишь на стертых плитах холодящий душу звук посоха Ивана Грозного. Его властный голос, похожий на орлиный клекот. И отзывный, широкий гул мастерового народа. И звон обожженного, каленого до синевы кирпича. В вековых камнях — всюду людские тени...

    А бросишь взгляд дальше, в голубую излучину реки, где женщины на плоте по-домашнему уютно полощут белье, увидишь на высоком берегу мерцающий строгий обелиск. Здесь, на этой малой площадке, началась когда-то с одной бревенчатой избы и пошла-почала расти окрест Вологда. Сердце переполнится дивом, когда на миг представишь себе эту одинокую избушку, с дымком над крышей, с челном под берегом...

       Вологда — не просто древний город. Вологда — понятие историческое в судьбе России. Отсюда уходили ратники на лед Чудского озера, на поле Куликово. Отсюда устремлялись через Урал и Сибирь к далеким берегам Аляски великие землепроходцы и собиратели российских земель. Отсюда на всю Русь плыла слава мужицкого топора, умевшего из дерева — без единого гвоздя! — вознести к небу красоту и святыню.

       Если эту историческую нить протянуть через века к прошлому столетию, а потом и к нашим дням, то мы найдем здесь немало замечательных имен, оставивших в русской культуре свой заметный след. Возле стен позеленевшего от времени кремля бродил когда-то Константин Батюшков, произнесший для веков свое гениальное двустишье: «О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной...» О поэте с уважением и тревогой думал в ту пору — в 1825 году — Пушкин в далеком отсюда Михайловском... По берегу Вологды, мимо городского сада, не раз проходил Павел Засодимский, обдумывающий главы своих новых книг... Широкой походкой вливался в уличную разноголосую толпу Владимир Гиляровский, чтобы потом в Москве красочно, любовно рассказать своим друзьям Чехову и Толстому о том, какой это удивительный край — Север...

      Здесь еще совсем недавно мы видели, как неторопливо, наслаждаясь родиной, проходил Александр Яшин, как с шутками-прибаутками встречался на шумных улицах с земляками Константин Коничев и дарил им свои новые повести, как бродил под березами и тополями, обдумывая подступившие к сердцу стихи, одинокий Николай Рубцов. Да разве перечислишь всех известных уроженцев здешних мест, которые древнее слово Вологда заставили светиться новыми красками уже в наши дни!

Не зря  сказано: «Что ни город — то норов». Мало ли городов в России! Старых и новых, больших и малых! И каждый из них достоин уважения, ибо не будь хоть одного из них, и Россия уже что-то теряла бы в своем великом облике. И всякому истинному горожанину приятно, когда незнакомые люди хорошо отзовутся о твоем городе. Это чувство не мелкого местничества, а глубокой и естественной привязанности к родным местам.

    У Вологды «норов» свой, выделяющий ее из многих городов России. Она узорная, светлая и приветливая. Деревянные кружева ткутся над окнами и крыльцами, каменная белая вязь тянется по зеленым берегам, а над всем городом свежо плывет березовый и тополиный лепет. И ритм на улицах особый —без нервной сутолоки, и разговор добрый — от сердца, от полноты жизни, от широты характера. Что-то лебединое, трогательное есть в Вологде, будто она, как большая белая птица, летит сквозь века в прохладной синеве Русского Севера, не отставая от своей ровесницы — Москвы.

 

     Вологда — один из древнейших городов России. Благословленная святыми и основателями монастырей, украшенная разных стилей храмами, деревянной архитектуры застройками и зелеными древонасаждениями.

     Вологда — с признательностью вспоминаемая сотнями тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда и сотнями тысяч солдат четырех фронтов, лечившихся здесь в годы Великой Отечественной войны.

    Вологда — славная именами поэтов и прозаиков, иконописцев и художников, героев многих войн и ученых, прославивших своими трудами Россию.

 

2. Версии о возникновении Вологды.

 

Когда была основана Вологда?

    Если сегодня провести «расследование», то окажется, что никто не знает, когда появился город Вологда. Зададим этот вопрос нескольким людям - жителю города, историку-скептику и историку-оптимисту, археологу — и получим разные ответы, сводящиеся к трем версиям. И, что самое интересное, все эти три версии будут по-своему обоснованными.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ.

     Вологжанин скажет: «В 1997 году мы праздновали 850-летие города. Вологда была основана в 1147 году монахом Герасимом. Об этом можно прочитать в любой книге! Спросите лучше у историка, если хотите узнать об этом больше».

    Историк-скептик уточнит: да, большинство вологжан считает, что город основан примерно 850 лет назад, в середине XII века. Это мнение опирается на ставшее широко известным краткое сообщение в тексте «Повести о чудесах Герасима Вологодского». Однако уже сам составитель «Повести» Фома признается, что не нашел точных известий о святом Герасиме, поскольку прошло очень много лет и Вологда претерпела в 1612 году «разорение» поляками.  Эти строки «Повести» пересказал в первом опубликованном труде по истории Вологды вологодский историк Александр Александрович Засецкий еще в 1777 году. В прошедшие два века эта версия повторена во множестве книг. Почти все признали 1147 год датой основания города. Даже Устав города Вологды, принятый 25 июля 1996 года, начинается со слов: «Город Вологда, основанный в 1147 году, входит в состав Вологодской области...».

       Среди специалистов-историков сегодня многие не признают сообщение из «Повести о чудесах Герасима» безусловно истинным. Они задают вопрос: «Если "Повесть" была составлена неким Фомой приблизительно в 1666 году, то откуда мог ее автор узнать о том, что происходило пятьсот лет назад?» Действительно, до наших дней не сохранилось ни одной столь ранней записи о Вологде, которой мог воспользоваться и живший в городе автор «Повести». Да и была ли такая запись (или целый «старый вологодский летописец») известна в свое время Фоме? Может быть, Фома воспользовался широко известной датой основания Москвы и захотел поместить основание монастыря также в 1147 год. Еще более сомнительна достоверность второй приведенной Фомой даты — смерти Герасима Вологодского: ее день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днем памяти другого, более известного святого Герасима — Герасима Иорданского, скончавшегося 4 марта 475 года. Наконец, уже в XVII веке (причем после составления «Повести»!) официальные представители Церкви в патриаршей грамоте 1691 года признали, что относительно «Герасима каково чина в мире быша и како пожиша и в кие лета, известия совершенного несть».

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ.

     Говорит историк-скептик: спор о степени достоверности записи о приходе Герасима продолжается. Правы оптимисты или скептики — рассудит время. Но не будем забывать о главном: в «Повести» идет речь об основании Троицкого монастыря, а не города Вологды. 
      Сегодня мы можем утверждать, что первое достоверное упоминание о существовании Вологды содержится в договорной грамоте, датированной 1264 годом. В этом документе, содержащем условия договора между тверским великим князем Ярославом Ярославовичем и Новгородом, Вологда упомянута в перечне подвластных Новгороду волостей. Немногословны и летописи: первое упоминание в них волости Вологда мы встречаем лишь в 1273 году. Заметим, что в обоих случаях упомянута волость, а не город, но без административного и военного центра волость, естественно, не могла существовать. Поскольку о времени основания города специальных записей не найдено, значит, по давней традиции, отсчет истории города нужно вести от даты первого его упоминания, от 1264 года. Итак, возраст Вологды к концу тысячелетия составил примерно 740 лет.

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ.

     Говорит археолог: если между историками нет согласия, то можно попробовать решить вопрос с помощью результатов археологических исследований. Идея найти в вологодской земле что-то древнее возникла, конечно, не сегодня. Люди воочию видели следы укрепленых сооружений Средневековья: вал городища в Лукьянове, рвы и руины крепости Ивана Грозного в Вологде. Рассказывали и о тайных подземных ходах, о каменных погребах с железными дверьми (конечно, хранящих сокровища), скрытых, например, в Соборной горке. Здесь в 1809 году генерал Бороздин провел первые, по всей видимости, в Вологде раскопки, носившие кладоискательский характер. Искали клады и позже (в 1866 году, например, некий штабс-капитан 3.), но не находили ничего, кроме «следов какого-то каменного здания». Настоящие, научные, сокровища вологодской земли не привлекали этих искателей драгоценных древностей... Вниманием специалистов Вологда была обделена до 1947 года, когда вологодский археолог-исследователь П. И. Засурцев заложил первые разведочные раскопы у Ленивой площадки.

       В 1948 и 1955—1957 годах московский археолог А. В. Никитин развернул действительно интересные исследования на небольшой, но достаточно значительной площади. Впервые было получено представление о раннем периоде существования Вологды: на пространстве от Софийского собора до кварталов вблизи памятника 800-летию города были найдены сотни древних вещей, исследованы остатки нескольких деревянных построек и бревенчатых мостовых, сохранившихся в переувлажненном грунте. Стало ясно, что исследованный раскопками участок характеризует Вологду как типичный древнерусский город. Не удалось, правда, обнаружить главного — следов укреплений, важнейшей составляющей средневекового города. Никитин полагал, что город возник в XII веке, но самые древние вещи из его раскопок сегодня специалисты все-таки относят только лишь к ХIII веку...Характерные для города вещи, а также остатки деревянных жилых построек и мостовой второй половины XIII века обнаружены и в 1992 году в ходе раскопок вологодского археолога И. П. Кукушкина вблизи Ленивой площадки.

        К сожалению, из-за недостатка средств археологи изучили еще лишь ничтожно малую часть старой Вологды. Но уже сейчас можно сказать, что на территории около Ленивой площадки, которая по традиции считается местом расположения древнейшей части города, жизнь началась не ранее XIII века. Остатки такого значительного объекта, как городок (тем более город) XII века, расположенный в исторической части Вологды, вряд ли могли, образно выражаясь, незаметно «соскочить с лопаты» археологов. Пока не найдены остатки построек и вещи более раннего времени и в других частях города. Конечно, раскопки в Вологде нужно продолжать, поскольку только они могут дать новые материалы по проблеме возникновения Вологды. Закон требует, чтобы раскопки проводились перед любым строительством. Увы, он далеко не всегда исполняется.

Информация о работе История и культура Вологодского края