История Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:07, реферат

Краткое описание

Франция принадлежит к числу тех стран, которые внесли особенно большой вклад в историю человечества и развитие мировой культуры. Заселенная людьми со времен палеолита, часть Римской империи в эпоху античности, средоточие феодализма в средние века, позднее — великая европейская держава, Франция всегда была и до сих пор остается крупным центром европейской цивилизации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Последствия Второй Мировой Войны………………………………………3-4
2. Сопротивление генерала де Голля……………………………………………5
3. Особенности экономического развития Франции в послевоенный
период……………………………………………………………………………...74. Экономические потери во Франции…………………………………………10
5. Подъем в экономике Франции……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………..15.

Файлы: 1 файл

Последствия Второй Мировой Войны.docx

— 28.92 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Последствия Второй Мировой Войны………………………………………3-4

2. Сопротивление генерала  де Голля……………………………………………5

3. Особенности экономического развития Франции в послевоенный

период……………………………………………………………………………...74. Экономические потери во Франции…………………………………………10

5. Подъем в экономике Франции……………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы……………………………………………..15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Франция  принадлежит к числу тех стран,  которые внесли особенно большой  вклад в историю человечества  и развитие мировой культуры. Заселенная людьми со времен  палеолита, часть Римской империи  в эпоху античности, средоточие  феодализма в средние века, позднее  — великая европейская держава,  Франция всегда была и до  сих пор остается крупным центром  европейской цивилизации.

      Особенность  исторического развития Франции  состоит в том, что свойственные  многим странам исторические  процессы происходили в ней  в особенно ясной, отчетливой, «классической» форме. Во Франции в наиболее чистом виде сформировался европейский тип феодализма, она являлась образцовой страной Просвещения, в ней произошли крупнейшие европейские революции, в том числе самая грандиозная из них — Великая французская революция конца XVIII в. Во Франции раньше, чем в других европейских странах, были признаны права человека и гражданина, возникла республика, сложилась многопартийная система. По богатству и разнообразию форм государственного устройства Франция не имеет себе равных. Сословная монархия, абсолютная монархия и три конституционные монархии, консулат, две империи и пять республик, однопалатный, двухпалатный и даже трех- и четырехпалатный парламент (при Наполеоне I и Наполеоне III) — в общей сложности 17 конституций. Такого не знала ни одна другая страна.

      В течение  нескольких веков Франция находилась  в авангарде исторического развития: в ней рождались такие идеи  и начинались такие общественные  преобразования, которые потом распространялись  и в других странах.

 

1. Последствия Второй Мировой Войны

     

После Второй мировой войны в тяжёлом экономическом положении оказались почти все страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Послевоенная западноевропейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой производства. Произошёл разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовло-жений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, вели, несмотря на повышенный спрос на его товары, к вынужденному сужению аграрного сектора.

      Одновременно, в условиях обострения послевоенной  международной обстановки, в 1951г.  план Маршалла стал превращаться  в программу оказания странам-участницам  американской военной помощи, способствовать  послевоенному расколу Европы, формированию  военно-политического блока Западных  государств, усилению «холодной  войны» против социалистических  стран, зависимости западноевропейских  государств от США. В связи  с этим был принят в 1951 г.  закон о взаимном обеспечении  безопасности. На основе двусторонних  соглашений он содействовал внешней  политике через безвозмездные  субсидии и поставки американских  товаров и материалов. Однако  страны-получатели, со своей стороны,  вынуждены были предоставлять  свою территорию для американских  военных баз и прекратить торговлю  стратегическими товарами с социалистическими  странами.

   

  2. Сопротивление  генерала де Голля

   

  Во Франции экономическая  политика также колебалась в  зависимости от того, какие партии  находились у власти, социалистические  или буржуазные. После национализации 1945-1947 годов здесь существовал  большой государственный сектор  экономики и правительство даже утверждало государственные планы экономического развития. В президентство генерала де Голля (1958-1969) социальные программы были заморожены, заработная плата росла медленно, предприниматели получали хорошие прибыли и вывоз капиталов из страны почти прекратился. Однако социальное напряжение росло, в 1968 году оно вылилось в баррикадные бои и огромные демонстрации в Париже. Правительство срочно повысило заработную плату; через год де Голль был вынужден уйти в отставку.

      В 1939 Англия  приступила к перевооружению  армии, однако, когда Чемберлен  выступил против германского  вторжения в Польшу и объявил  войну агрессору (3 сентября 1939), Даладье последовал его примеру. В период с сентября 1939 до германской оккупации Норвегии в апреле 1940 Франция бездействовала, поэтому противостояние с Германией приобрело характер т.н. "странной войны". В моральном и военном отношениях Франция была совершенно не подготовлена к отражению германского нападения в мае 1940г. В течение шести роковых недель Нидерланды, Бельгия и Франция были разгромлены, а британские войска изгнаны из материковой Европы. Несмотря на военную слабость Франции, поражение этой страны было настолько внезапным и полным, что не поддавалось никакому рациональному объяснению.

      Соглашение  о перемирии, заключенное 22 июня 1940, положило конец боям во  Франции. Одновременно с этим  французский генерал Шарль де  Голль выступил по радио из  Лондона и призвал всех французов  объединиться для борьбы с  захватчиками. Во Франции подобие  прежнего парламента собралось  в Виши и передало "законную  власть" маршалу Филиппу Петену. Правительство Виши удерживало контроль над 2/5 территории страны (центральными и южными районами), тогда как германские войска оккупировали весь север и атлантическое побережье. Правительство Виши просуществовало вплоть до вторжения англо-американских войск в Северную Африку в ноябре 1942. После этого немцы полностью оккупировали Францию.

      Немцы проводили  жестокую политику на оккупированной  территории. Движение Сопротивления,  вначале слабое, значительно усилилось,  когда немцы стали вывозить  французов на принудительные  работы в Германию. Хотя Сопротивление  внесло свой вклад в освобождение  Франции, основную роль сыграли  боевые операции союзников, высадившихся  в Нормандии в июне 1944 и на  Ривьере в августе 1944 и к  концу лета достигших Рейна.  Началось восстановление страны, проходившее под руководством  генерала де Голля и руководителей  Сопротивления, особенно Жоржа  Бидо и Ги Молле, которые представляли соответственно либерально-католическую и социалистическую организации.

      Лидеры  Сопротивления призвали к созданию  нового общества, основанного на  братстве и общем экономическом  равноправии при гарантии подлинной  свободы личности. Временное правительство  приступило к выполнению программы  социального развития, основанной  на значительном расширении государственной  собственности. Реализация всех  этих принципов сильно осложняла  неустойчивую финансовую систему  страны. Для ее поддержки было необходимо осуществить восстановление, систематическое развитие и расширение промышленной базы экономики. Соответствующие планы были разработаны группой экспертов под руководством Жана Монне.

 

3. Особенности экономического развития Франции в послевоенный период

   

 В ходе освобождения  Франции от фашистских оккупантов  летом 1944г. в результате совместных  действий сил Сопротивления и  англо-американских войск, власть  перешла к возглавляемому генералом  де Голлем Временному правительству,  в котором участвовали все  основные группировки Сопротивления,  включая коммунистов. Во Франции  установился Временный режим,  существовавший вплоть до принятия  в 1946 г. конституции Четвертой  республики.

      Война и  фашистская оккупация нанесли  тяжелый ущерб французской экономике.  В 1944г. объем ее промышленного  производства упал до 38%, а сельскохозяйственного  – до 60% от довоенного уровня. Население Франции сократилось  на 3 млн. человек. В стране ощущался  острый недостаток топлива, сырья,  продовольствия. Цены почти в  6 раз превышали довоенный уровень.  Еще более усугубляло положение  то, что во французской колониальной  империи быстро росло национально-освободительное  движение.

Исключительным авторитетом  пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал  Шарль де Голль. Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при  помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и  независимой внешней политики. К  числу необходимых реформ де Голль  относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный  контроль над экономикой, развитие системы социального страхования.

      Распространение  влияния голлистов показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ.

      В 1944-1946 гг. были проведены социально-экономические  реформы: национализация ряда  отраслей промышленности, транспорта, шахт, газо- и электроснабжения: введено страхование, трудовое законодательство, оплачиваемые отпуска. В начале 1946 г. был создан Государственный комиссариат по планированию, который занялся разработкой плана оснащения и модернизации французской промышленности.

Коммунисты считали, что  проведенные правительством реформы  должны стать началом более глубоких общественных преобразований. Напротив, буржуазные деятели видели в них  средство для предотвращения революционных  взрывов, а также для повышения  эффективности экономики. Сохранив власть, буржуазия использовала национализацию в своих интересах. Как и в  других капиталистических странах, национализация во Франции охватила лишь часть отраслей промышленности. Управление национализированными предприятиями  находилось в руках буржуазного  государства.

      По существу, национализация означала переход  некоторых предприятий и банков  из частной в государственно-капиталистическую собственность, т. е. шаг в развитии государственно-монополитического капитализма. Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В обстановке обострения международной напряженности и «холодной войны» не без поддержки правящих кругов США, развернулась широкая антисоветская и антикоммунистическая кампания.

      В 1947 г.  во Франции, как и в некоторых  других западноевропейских странах,  произошел поворот вправо, коммунистов  начали изгонять из государственного  аппарата и армии. В ноябре 1947 г. началась всеобщая стачка, в которой приняли участие  около 3 млн. человек. Частично  была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление топлива,  остановились поезда. Нередко бастующие  рабочие занимали шахты и заводы, вступали в столкновения с  полицией и войсками. Хотя основным  требованием бастующих было повышение  заработной платы, буржуазная  печать запугивала население  угрозой «повстанческой забастовки»,  гражданской войны и «коммунистической  диктатуры». Правительство мобилизовало  резервистов и направило против  бастующих войска. В результате стачка закончилась лишь частичным удовлетворением требований трудящихся.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось  за укрепление связей со всеми участниками  антигитлеровской коалиции. 10 декабря 1944 г. оно заключило с СССР Договор  о союзе и взаимной помощи –  первый договор освобожденной Франции  с нашей страной. В то же время  Франция поддерживала тесные связи  с Англией и США. После устранения коммунистов из правительства Франция  полностью присоединилась к англо-американскому  блоку.

      В 1947 г.  Франция подписала Дюнкеркский договор о взаимопомощи с Англией, а в 1948 г. стала членом Западного союза. Она приняла американскую помощь по плану Маршалла, в 1949 г. вступила в Организацию Североатлантического договора, а в 1954 г. – в СЕАТО.

Французское правительство  поддержало американское вмешательство  в гражданскую войну в Корее  и приняло активное участие в  гонке вооружений.

Военные расходы Четвертой  республики от времени ее вступления в НАТО до 1957 г. возросли более чем  в три раза. На французской территории разместились штаб-квартира и военные  базы НАТО, появились американские военно-воздушные, а затем и ракетные войска. «Атлантизм», участие в «холодной войне» стали главным направлением внешней политики Четвертой республики. Европейская политика Франции после ее присоединения к англо - американскому блоку также изменилась. Видя в Западной Германии союзника против СССР, Франция, вопреки своим прежним требованиям, отказалась от получения немецких репараций и согласилась на участие Западной Германии в плане Маршалла. Французское правительство поддержало англо-американские планы раскола Германии и создания ФРГ. Оно приняло активное участие в разработке проектов интеграции Западной Европы с участием ФРГ. В 1950 г. в соответствии с планом Шумана Франция вошла в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. она подписала Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»). Французские коммунисты резко критиковали план Маршалла и Североатлантический пакт, выступали против европейской интеграции и перевооружения Западной Германии, боролись за дружбу с Советским Союзом. Несмотря на это, французское правительство вскоре подписало Парижские соглашения 1954 г., предусматривавшие создание Западноевропейского союза, вооружение ФРГ и ее вступление в Североатлантический блок. Советский Союз, неоднократно предупреждавший французское правительство, что подписание

Парижских соглашений несовместимо с франко-советским Договором  о союзе и взаимопомощи, 7 мая 1955г. аннулировал этот договор.

Колониальная политика Временного правительства предусматривала  ряд уступок местному населению  с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить  коренное население колоний к  некоторым административным постам и дать ему представительство  во французском парламенте.

Информация о работе История Франции