Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:39, реферат
В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.
В
силу неблагоприятных для БНР
внешнеполитических и внутренних обстоятельств,
вдобавок к тому из-за непреодолимой
изолированности ее деятелей от широких
народных масс, увлеченных идеей советской
государственности, БНР так и
не смогла стать независимым, суверенным
белорусским государством. Это было
признано на 2-й Всебелорусской конференции,
проходившей в октябре 1925 года в
Берлине. В ее работе участвовали
представители различных
Создание
белорусской национальной государственности
проходило в обстановке острейших
социальных столкновений и потрясений,
вызванных российской революцией. Поэтому
события, связанные с рождением
белорусской государственности, сегодня
никак не вписываются в однобокие
надуманные схемы. Они развивались
так, а не иначе, в силу многих объективных
и субъективных обстоятельств, среди
которых особую роль играли внутренние
и внешние факторы, специфика
национального движения в Беларуси,
действия классовых и социальных
сил, логика политической борьбы. Именно
это и предопределило поражение
тех политических сил, которые пытались
реализовать идею Белорусской Народной
Республики. В этом противостоянии
и рождалась белорусская
1
января 1919 года, как известно, была
провозглашена Белорусская
По
мере развития и усложнения как внутренней,
так и внешней ситуации для
лидеров большевиков все более
насущной становилась проблема изменения
стратегии и тактики в
Второе
провозглашение БССР произошло в
июле 1920 года. О возрождении белорусской
советской государственности
Договор
1922 года о создании СССР основывался
на компромиссе между национальной
автономией и сохранением
Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что "союзная республика - суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.
Провозглашенная
1 января 1919 года БССР представляла собой
целую эпоху в истории
На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.
Становление идеологии белорусского государства на современном этапе
Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышению уровня управляемости в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.
К концу 1995 года в стране была создана президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных и районных Советов непосредственно президенту. В результате такого шага Верховный Совет Республики Беларусь лишился поддержки на местах. С этого момента реальная власть в стране начала концентрироваться вокруг Президента.
Результаты
исследования показывали, что в период
острого политического кризиса
в общественном мнении в то время
сформировались и занимали доминирующие
позиции представления о том,
что Верховный Совет Республики
Беларусь в своей работе отстаивал,
в первую очередь, интересы партий правой
ориентации (БНФ и др.), партий левой
ориентации - ПКБ и др. Интересы же
большинства населения у
Еще более критическим было отношение граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем месте - интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них стояли на шестом, последнем месте.
Таким образом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как бы два полюса, характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом - властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем поддержки населения.
На
третьем этапе социально-
С референдума 1996 года, по результатам которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этап преобразований. Возникают и требуют своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это относится, прежде всего, к полномочиям президента, парламента и правительства в сфере законотворчества и нормотворчества. Понятно, что и впредь будут постоянно возникать новые проблемы на пути государственного строительства в Беларуси.
Накануне
выборов в местные органы власти
в 1999 году избирательный ценз был
все-таки снижен, что вывело республику
из периодически повторяющегося избирательного
марафона. Одновременно практика проведения
указанных выборов со всей очевидностью
показала, что актуализировалась
другая, не менее острая, проблема участия
в выборах оппозиционных
В результате экономических кризисов и революционных потрясений, многочисленных разрушительных, кровопролитных войн и межнациональных конфликтов, распада старых и образования новых государств человеческое сообщество оказалось перед ответственным выбором: либо продолжать бессмысленное наращивание средств решения международных проблем с позиции силы, либо вести настойчивый поиск разумных решений и норм сосуществования государств во имя благополучия нынешнего и будущих поколений.
Сегодня
со всей очевидностью можно утверждать:
побеждает исторически
Стремление государств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметно проявилось после распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая геополитическая катастрофа прошедшего столетия, от которой пострадали, прежде всего, народы, некогда жившие в единой, дружной многонациональной семье, веками создававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народов планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишком ощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось бы верить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок.
Обретя
в результате развала СССР государственный
суверенитет, Республика Беларусь оказалась
наедине с многочисленными
Наше
межгосударственное объединение - не замкнутая
система. Союзное государство открыто
для других стран и, в первую очередь,
братских народов СНГ, которые имеют
схожий с нами исторический опыт, где
примерно такой же уровень социально-
Информация о работе Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства