Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 02:39, реферат

Краткое описание

В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 34.76 Кб (Скачать)

      В силу неблагоприятных для БНР  внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой  изолированности ее деятелей от широких  народных масс, увлеченных идеей советской  государственности, БНР так и  не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-й Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в  Берлине. В ее работе участвовали  представители различных течений  белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск - столицу БССР "единым центром  политического и культурного  возрождения Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства  БНР.

      Создание  белорусской национальной государственности  проходило в обстановке острейших  социальных столкновений и потрясений, вызванных российской революцией. Поэтому  события, связанные с рождением  белорусской государственности, сегодня  никак не вписываются в однобокие  надуманные схемы. Они развивались  так, а не иначе, в силу многих объективных  и субъективных обстоятельств, среди  которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика  национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражение  тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской Народной Республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность  на советской основе.

      1 января 1919 года, как известно, была  провозглашена Белорусская Советская  Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен  прецедент создания политико-территориальной  единицы с атрибутами белорусской  государственности в рамках советского  строя.

      По  мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней ситуации для  лидеров большевиков все более  насущной становилась проблема изменения  стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как  прообраз будущей мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась образованному в декабре 1922 года СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусь создавалась как  плацдарм для наступления советских  войск для поддержки мировой  пролетарской революции.

      Второе  провозглашение БССР произошло в  июле 1920 года. О возрождении белорусской  советской государственности было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии", которая  была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных  органов, общественно-политических организаций  и профсоюзов. Появление этого  документа было связано с июльским (1920) наступлением на Западном фронте Красной  Армии, которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны было очень  трудно определить административно-территориальную  границу возрождавшейся республики. И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций "полного суверенитета ставился вопрос о государственных  связях между советскими республиками". Заявлялось, что отношения между СС РБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и СС РБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость и суверенитет "каждой из договаривающихся сторон". В Декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось "полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского) в сношениях с государственными учреждениями и в организациях и учреждениях народного просвещения и социалистической культуры". Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

      Договор 1922 года о создании СССР основывался  на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного  государства, которое должно было стать  средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось "безнациональным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

      Принцип ограничения суверенитета союзных  республик вошел в Союзный  договор, а затем в Конституцию  СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции  СССР 1977 года теория ограниченного  суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение  о том, что "союзная республика - суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном  суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом  о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала  собственный путь развития, в ней  не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости  БССР было началом нового этапа самоопределения  белорусского народа.

      Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собой  целую эпоху в истории становления  новой белорусской государственности. Безусловно, она стала первым реальным национальным белорусским государством. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР отнюдь не была фикцией. Первый опыт белорусской  государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего XX столетия. За 70 лет  своего существования в составе  Советского Союза Белорусская ССР  постепенно собрала основную часть  этнической территории белорусов ("укрепление" БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение  Западной Беларуси с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской  нации. Впервые в истории был  создан реально действующий аппарат  государственной власти, национальная система просвещения и науки, государственная институционированная система профессионального искусства и культуры, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

      На  основе БССР в 1991 году была провозглашена  суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.

      Становление идеологии белорусского государства  на современном этапе

      Третий  период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться  периодом становления идеологии  белорусского государства на современном  этапе. В этот период были приняты  законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы  государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь  власти с первых же шагов своей  деятельности начали применять решительные  меры по повышению уровня управляемости  в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.

      К концу 1995 года в стране была создана  президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных  и районных Советов непосредственно  президенту. В результате такого шага Верховный Совет Республики Беларусь лишился поддержки на местах. С  этого момента реальная власть в  стране начала концентрироваться вокруг Президента.

      Результаты  исследования показывали, что в период острого политического кризиса  в общественном мнении в то время  сформировались и занимали доминирующие позиции представления о том, что Верховный Совет Республики Беларусь в своей работе отстаивал, в первую очередь, интересы партий правой ориентации (БНФ и др.), партий левой  ориентации - ПКБ и др. Интересы же большинства населения у высшего  законодательного органа республики, по мнению респондентов, были на последнем месте.

      Еще более критическим было отношение  граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских  и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем  месте - интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них  стояли на шестом, последнем месте.

      Таким образом, в общественном мнении в  Беларуси сформировалось как бы два  полюса, характеризующих уровень  отношения и доверия населения  к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки  граждан находится Президент, на другом - властные структуры различных  ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем  поддержки населения.

      На  третьем этапе социально-политических преобразований в нашей стране был  принят целый ряд законов, направленных на коренное реформирование существующей системы власти и управления. Стремление Президента навести порядок в  обществе, а именно так расценивалась  конфликтная ситуация гражданами республики во время конституционного кризиса  в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе. На референдумах 1995 и 1996 годов большинство граждан высказалось  за доверие Президенту. Этот этап преобразований затронул в большей мере политическую сферу и может характеризоваться  как период коренного реформирования всей системы власти и управления в стране.

      С референдума 1996 года, по результатам  которого были внесены изменения  и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этап преобразований. Возникают и требуют  своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это  относится, прежде всего, к полномочиям  президента, парламента и правительства  в сфере законотворчества и нормотворчества. Понятно, что и впредь будут постоянно  возникать новые проблемы на пути государственного строительства в  Беларуси.

      Накануне  выборов в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был  все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась  другая, не менее острая, проблема участия  в выборах оппозиционных партий. Представляется, что исходя из здравого смысла активисты оппозиционных  политических партий пусть лучше "воевали" бы на заседаниях представительных органов  власти, чем на улицах, митингах и  т.п. Кроме того, практическая деятельность в представительных органах власти, работа с людьми объективно уменьшит энтузиазм и снимет налет экстремизма  у таких активистов. Наконец, стране нужны активные и подготовленные кадры, и работа в представительных органах власти в этом плане является хорошей школой.

      В результате экономических кризисов и революционных потрясений, многочисленных разрушительных, кровопролитных войн и межнациональных конфликтов, распада  старых и образования новых государств человеческое сообщество оказалось перед ответственным выбором: либо продолжать бессмысленное наращивание средств решения международных проблем с позиции силы, либо вести настойчивый поиск разумных решений и норм сосуществования государств во имя благополучия нынешнего и будущих поколений.

      Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция - тенденция  к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе "обречены" на добрые отношения, ибо только в  этом случае могут быть созданы благоприятные  условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа. Яркий пример тому - нынешняя Европа, где воевавшие  между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагают  максимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальные интересы, они в то же время активно  сотрудничают в рамках образованного  ими союза современного типа во имя  процветания и обеспечения мирной, достойной жизни своих граждан.

      Стремление  государств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметно проявилось после  распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая геополитическая  катастрофа прошедшего столетия, от которой  пострадали, прежде всего, народы, некогда  жившие в единой, дружной многонациональной  семье, веками создававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народов планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишком ощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось бы верить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок.

      Обретя  в результате развала СССР государственный  суверенитет, Республика Беларусь оказалась  наедине с многочисленными сложнейшими  проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать  главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе  с А. Г. Лукашенко сразу же взяла  курс на самое тесное сближение и  развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

      Наше  межгосударственное объединение - не замкнутая  система. Союзное государство открыто  для других стран и, в первую очередь, братских народов СНГ, которые имеют  схожий с нами исторический опыт, где  примерно такой же уровень социально-экономического развития, перед которыми стоят те же проблемы.

Информация о работе Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства