Иностранцы о государственном управлении в России 16-17 ввеках

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Но не только о городах писали иностранцы. Они писали и о государственном устройстве страны, о власти в России и о масштабах этой власти. Эти сведения можно почерпнуть у О. В. Ключевского в его «Сказаниях иностранцев о Московском государстве», где множество иностранных послов высказывают свои точки зрения на вопросы государственности и излагают свое понимание происходящего. Эта тема встречается и в памфлетах А. де Кюстина.

Оглавление

Введение 4
1. Территория государства Российского 5
2. Государственная власть в России 6
3. Русское войско 8
4. Управление государства российского 12
5. Положение и климатические условия России 15
6. Природные богатства России 16
7. Население страны 18
8. Москва и другие города России 20
9. Торговля в России 28
10. Культура и религия 31
Заключение 36
Список литератур

Файлы: 1 файл

история России.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Красноярск отмечается автором как центр торговли с  Китаем: «Российские товары в Красноярске  обыкновенно дороже продаются, нежели в Иркутске, а китайские – посредственною ценою».

Поражает иностранца и низкий уровень жизни как  в Красноярске, так и в России: «Вокруг Красноярска чем более  урожая, тем жизнь дешевле, … хотя в благополучной сей империи  нет ни одного уезда, где б на дороговизну жаловаться можно было, однако ни в которой части сего государства земные продукты так дешевле не находятся, как здесь». 

По сравнению с  иностранными государствами, в России, в частности в Сибири, в XVIII веке не существовало земельных ограничений, что, конечно, удивляло иностранцев: «Но если урожай уменьшится, то довольно для мужика по степи и по нагорью для заведения новой пашни места найдется».

О нераскрытых возможностях, о перспективах Сибири автор статьи «Путешествие по разным провинциям Российского государства» пишет следующее: «Да и не неудобно то учинить, чтоб в немногие столетия желанного конца достигнуть в такой стране, где, сверх изобилия, во всех потребностях для простого мужика здоровый и беспрестанными ветрами расчищенный горный воздух, чистая, по камню текущая вода и прибыльнейшие берега имеются».

Восхищен П.С. Паллас и лесом сибирским, и наличием дичи в лесах: «Во всяком лесе Красноярск, как и большая часть Сибири, имеет великое изобилие. Зимою  Красноярск дичиной и разными  звериными шкурами весьма доволен». А рыбой Красноярск небогат.

Путешествуя вдоль  реки Ангары, автор отмечает и особенности  здешней природы, которые необычны для него: «Но оголившиеся морские  берега удовольствовали меня неожиданною  новостию, которая состояла в одной сомнительной в море растущей бодяге, которая от всех нынче известных бодяг отлична и нарочистой величины бывает. Ее здесь случаем собирают под именем морской губы, и в Иркутске у серебряников для очищения и глажения простых резных медных томпаковых и серебряных сосудов в употреблении».

Необычна для иностранца и продолжительность зимы русской: «Обыкновенно на Байкале лед бывает с сентября, но в этом месяце он весьма редко замерзает, а в январе наибольше  держится даже до последних чисел апреля».

Ловля рыбы здесь также нова для иностранца: существует «особый род рыбных заводей, коими подымающуюся к камышам рыбу весною ловят… Таким образом, рыба, пришед к плетню, пробирается по нем в глубину и, дошед до сих углов, входит в отверстие, надеясь пройти насквозь, однако и назад не может, потому что проход так, как у верши, внутрь сужен и опущен».

Что касается вообще до характера городов в Московском государстве, то иностранцы замечали, что количество населения в них  гораздо меньше, нежели можно было бы предполагать, судя по количеству зданий. В Московском государстве, как стране преимущественно землевладельческой, где в такой степени преобладала первоначальная промышленность и так слабо развито ремесло, очень немногие города подходили под понятие города в европейском смысле; остальные вообще только тем отличались от окрестных селений, что были огорожены и имели большие размеры; но большинство населения их промышляло теми же занятиями, как и окрестные сельские жители. Иностранцы говорят, что только в Москве можно было найти несколько опытных мастеров по разным ремеслам, да и те были большей частью немцы. Гваньини говорит, что когда жизненные припасы дорожали, труд мастеров еще более падал в цене, так что усиленной работою они едва могли зарабатывать себе хлеба на день./3, с. 184/ 

Большая часть новых  городов и городков Московского  государства возникала не вследствие экономических потребностей страны, но вследствие государственных соображений, по распоряжениям правительства. 

ТОРГОВЛЯ В РОССИИ 

Страна поставляла на рынок продукты земледелия, меха и вообще сырье, нуждалась же в продуктах непервоначальной, мануфактурной промышленности, предметах роскоши и культуры. Важнейшими торговыми пунктами были Новгород, Псков, Архангельск, Вологда, Ярославль, Астрахань. Москва имела значение преимущественно как центр внутреннего торгового движения. 

Цены товаров (мяса, рыбы и т.д.), свозившихся в Москву, казались иностранцам необыкновенно  дешевыми. 

По Волге шло  самое оживленное торговое движение. Здесь была самая многолюдная, по словам Герберштейна, ярмарка в целом государстве. Торговля здесь была исключительно меновая: вещи меняли преимущественно на меха. Ярославль славился своей торговлей кожами, салом и хлебом. 

Первое место в  торговле мехами и другими произведениями Севера занимались холмогоры. О меховой промышленности находим некоторые любопытные подробности у иностранцев XVI века, преимущественно у Герберштейна. Иовию объясняли прежнюю дешевизну мехов тем, что жители отдаленного севера по простоте своей прежде часто меняли их на самые дешевые вещи московским купцам. 

Очень большое значение для торговли имела зима со своими снегами и льдами. Кроме оленей, для перевозки тяжестей на севере употребляли, по свидетельству Герберштейна, больших собак, запрягая их в сани. 

Иностранцы сообщают несколько известий о состоянии средств сообщения в Московском государстве. Сообщение между Москвой и пограничными городами производилось посредством ямов. Ямские дворы становились на расстоянии 6, 10 даже 12 миль один от другого. Ямщик выезжал летом на небольшой телеге, запряженной одной лошадью, а зимой – на небольших санях. Ездили очень быстро, особенно зимой; такая быстрота, говорит Герберштейн, тем более удивительна, что лошади здесь очень малы и содержатся гораздо хуже, чем у нас.

Из слов Олеария видно, что кроме ямщиков извозом занимались и простые крестьяне. Иностранные путешественники сильно жалуются на бесчисленные затруднения, с которыми соединено было путешествие по Московскому государству. Многие из этих затруднений происходили от редкого населения страны: постоялые дворы попадались редко; в селах не всегда можно было достать хлеба за деньги.

Дженкинсом советует всякому, предпринимающему поездку  по России, непременно иметь при  себе топор, огниво с трутом, котел  и пищу на всю дорогу./3, с. 185/ Путешественнику грозила опасность от хищных зверей, а также разбойников, которые промышляли по большим дорогам. Стремясь завязать политические отношения с западноевропейскими государствами, московское правительство вместе с тем старалось завести с ними и длительные торговые отношения.

В торговле Москвы с  Востоком важным пунктом торговли была Астрахань. По английским известиям  из Бухарии привозили в Астрахань  и Москву пряные коренья, мускус, серую  амбру, ревень, хлопчатобумажные материалы, шелк, краски, также меха, которые они скупали в Сибири; драгоценные камни привозились в Москву с Востока в таком количестве, что иностранцы из Западной Европы дивились низким ценам, по которым они продавались в Москве. По словам Коллинса, русские привозили из Китая через Сибирь чай и баньян. 

Компания лондонских купцов, составившаяся для торговли с Россией, деятельно провела  завязавшиеся отношения с отдаленной Московией и старалась надежными  средствами обеспечить успех своего дела. Она имела своих агентов  в России, которые должны были там провести анализ рынка. Англия снабжала Россию через компанию не только своими, но и чужими товарами. В Холмогорах сосредоточилось торговое движение северного приморского края. Кроме дворов в Вологде, Холмогоров и у пристани Св. Николы, у англичан был еще двор в Ярославле.

Действуя с помощью  льгот, предоставленных московским правительством, компания давила русских  торговых людей: последние чувствовали  свое бессилие перед богатыми и ловкими  английскими купцами, которые действовали  соединенными силами, систематически; русские торговые люди не могли сторговаться с ними и ненавидели их за привилегированное положение в России.

Преобладающее значение в торговле на севере Московского  государства получили голландские  купцы; по словам Невиля, они держали в Архангельске более 200 агентов, которые зимой ездили в Москву и другие города для закупки русских товаров. Архангельск был главным местом сбыта хлеба за границу. Купцы фламандские и гамбургские, по свидетельству Невиля, вывозили из России через Архангельск преимущественно воск и железо.

Англичане отдавали Новгороду решительное преимущество перед Москвой в торговом отношении. Торговля с русскими через Псков, по словам Любека, составляла для жителей  ганзейских городов один из главных  источников пропитания и благосостояния.

Сравнивая изложенные известия о восточной и западной торговле Московского государства, мы находим разницу между той  и другой относительно предметов  вывоза; в товарах, отпускавшихся  на Восток, преобладали продукты более  или менее обработанные; на Запад, напротив, Московская земля отпускала почти исключительно сырье. Между тем, с половины XVI века торговые связи Московского государства расширяются.

 Герберштейн отзывается  о торговых людях Москвы следующим  образом: «Они ведут торговлю с величайшим лукавством и обманом. Покупая иностранные товары, они всегда понижают их цену наполовину. Иностранцам они все продают дороже. Если при сделке неосторожно обмолвишься, обещаешь что-нибудь, они в точности припомнят это и настойчиво будут требовать исполнения обещания, а сами очень редко исполняют то, что обещают. Есть у них обычай ставить себя посредником между продавцом и покупателем, и, взяв подарки особо и с той, и с другой стороны, обеим обещать свое верное содействие».

Вообще, народ в  Москве, со слов того же Герберштейна, гораздо хитрее и лукавее всех прочих, и особенно вероломен при  исполнении обязательств; они и сами прекрасно знают об этом обстоятельстве, а потому всякий раз, когда обращаются с иностранцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большее доверие

Из всех этих известий видно, что торговля московских купцов с иностранцами носила на себе в  сильной степени характер игры. Московские купцы, по словам Олеария, высоко ставили в купце ловкость и изворотливость, говоря, что это – дар божий, без которого не следует и приниматься за торговлю. 

Главнейшие доходы России получаются из мехов, хлеба, кожи, поташа, смолы, сала и другого сырья. Много дохода приносят и кабаки, принадлежащие царю. Таможня также доставляет значительные доходы.

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

О религии много  писал Герберштейн в своих  «записках о Московии»: «С самого начала и до сего дня русские пребывают  в христианской вере греческого исповедания. Русские открыто похваляются в своих летописях, что ранее Владимира и Ольги земля русская получила крещение и благословение от апостола Христова Андрея, который, по их свидетельству, прибыл из Греции к устьям Борисфена, приплыл вверх по реке к горам, где ныне находится Киев, и там благословил и крестил всю землю. Он воздвиг там свой крест и предсказал, что на том месте будет великая благодать божья и много христианских церквей».

Социальное и материальное положение священников было следующее: «Священники содержатся обычно на взносы прихожан, им назначаются маленькие домики с полями (и лугами)… Приношения им весьма скудны. Храмы без священника крайне редки; священник обязан совершать богослужение только три раза в неделю.

Одеяние у них  почти такое же, как и у мирян, за исключением небольшой круглой шапочки, которой они прикрывают выбритое место, надевая поверх большую шляпу против солнца и дождя; или они носят продолговатую шляпу из бобрового меха серого цвета. У всех есть палки, на которые они опираются; эти палки называются посохами»

Также Герберштейн  описывает церемонию исповеди и  отношение к ней людей: «Хотя  исповедь и полагается по их уставу, простой народ думает, что это  дело государей и что она преимущественно  приличествует знатным господам и наиболее именитым мужам. Исповедуются около праздника Пасхи с великим сердечным сокрушением и благоговением. Исповедующий вместе с исповедующимся становятся посередине храма, обратив лицо к какой-нибудь иконе, нарочно для этого поставленной. Затем по окончании исповеди и наложения сообразно с родом греха покаяния они преклоняются перед этой иконой, осеняют крестным знамением лоб и грудь и, наконец, с громким стенанием восклицают: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» – ибо эта молитва у них общепринята. Существует множество причин, к тому же совершенно ничтожных, по которым у них запрещается вход в церковь, однако не допущенные становятся обычно у дверей и оттуда видят и слышат священнодействие так же, как если бы они были в храме».

Некоторые религиозные  традиции и обряды отличаются у православных в России от католиков в Европе. Естественно, это вызывает интерес европейцев, и они, приезжая в Россию, описывают их. Одну из таких записей оставил нам Герберштейн. Вот как описывает он обряд причастия: «Причащаются они под обоими видами, соединяя хлеб с вином, то есть тело с кровью. Священник берет лжицею частицу из чаши и подает ее причащающемуся. Всякий может принимать тело Господне столько раз в году, сколько ему будет угодно, но при условии предварительной исповеди; впрочем, у них есть для того и установленное время – около праздника Пасхи».

Информация о работе Иностранцы о государственном управлении в России 16-17 ввеках