Идеология терроризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:00, доклад

Краткое описание

Терроризм сегодня - Это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто и самой властью для достижения своих целей.
Современный терроризм выступает в форме:
- международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб);
- Внутриполитического терроризма

Файлы: 1 файл

идеология терроризм.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Как известно, сегодня основными игроками в борьбе с международным терроризмом в Афганистане являются США, НАТО, Пакистан, Россия, Китай, Индия и Иран, каждый со своими государственными интересами и стратегией по обеспечению безопасности. Так, в последнее время усилилась неофициальная поддержка движения «Талибан» в Афганистане со стороны высокопоставленных офицеров спецслужб и армии Ирана.

     Руководство всех стран знает и понимает, что  в деле обеспечения безопасности государства не следует давать повод  для прямого втягивания себя в  военно-силовой конфликт. Возьмем, в частности, Южный Визиристан, на границе Афганистана и Пакистана. Здесь, несмотря на усиление антитеррористических мер в Афганистане и Пакистане, в горных районах продолжают функционировать базы подготовки боевиков международных террористических организаций, включая «Аль-Каиду», «Талибан», Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и других. На этих базах проходят подготовку боевики, впоследствии направляемые через трудно проходимые горные тропы в страны центральноазиатского региона для осуществления террористической и экстремистской деятельности.

     Сегодня мировое сообщество глубоко потрясено  и озабочено тем обстоятельством, что в современных условиях на первый план выходит международный  терроризм, прикрывающийся исламской  религией. Террористические организации стремятся обратить на свою сторону широкие слои мусульман, эксплуатируя их религиозные чувства.

     Наиболее  активную деятельность среди представительств и фондов исламской направленности осуществляют «Мутакалим», «Ихсан-Хария», «Аль Вакь Аль Ислами», «Всемирная ассамблея исламской молодежи», «Международный гуманитарный призыв», «Комитет мусульман Азии», «Союз исламского джихада».

     В последнее время активность в  исламизации общества проявляют  прибывшие миссионеры из исламских  стран, таких как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран и Турция. Пользуясь, к сожалению, их «патронажем», свою деятельность здесь осуществляют такие радикальные течения, как «Салафиты», «Акромиды», «Ваххабиты», «Нурджулар».

     Салафизм  и ваххабизм - религиозное учение, сформулированное в 18 веке арабским религиозным деятелем Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом. Теоретические основы были заложены арабским богословом ибн Таймией в 14 веке. Идеологической основой салафизма является вооруженная борьба против «неверных» (джихад). Необходимо отметить, что идеи ибн Таймии используются религиозными террористами сегодня для обоснования своих насильственных действий. Так, известный французский эксперт Жиль Кепель в своем труде «Джихад, экспансия и закат исламизма» отмечает, что в 1997 году при составлении «Декларации о джихаде», призывавшей всех мусульман мира объединяться в вооруженной борьбе против США, ее автор, лидер «Аль-Каиды» Усама Бен Ладен, опирался на труды ибн Таймии. Также лидеры ИДУ и ИДТ при идеологической подготовке своих боевиков используют материалы, составленные на основе работ ибн Таймии.

     Особую  обеспокоенность вызывает возрастающая активность в регионе религиозно-экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир», движения салафитов, а также разного рода джааматов, которые стремятся к той же антиконституционной цели, что и террористы, выступающие за создание исламского «Халифата», только заявляя о мирных способах достижения своих целей. Вместе с тем, их деятельность ведет к радикализации общества, созданию вербовочной базы для террористов. При этом серьезную угрозу представляет совпадение интересов ИДУ, ИДТ и «Хизб ут-Тахрир» в стремлении, используя имеющиеся социально-экономические проблемы, спровоцировать дестабилизацию внутриполитической ситуации в странах Центральной Азии, в том числе путем разжигания межнациональной розни и антигосударственных настроений.

     Международные террористы и экстремисты умело  используют экономические и социальные проблемы, религиозный фанатизм, сепаратистские настроения, страх и необразованность части населения стран центральноазиатского региона. Известно, что люди, уровень жизни которых находится у черты бедности, а также люди с низким уровнем образования более восприимчивы к экстремистским и радикальным религиозным идеям.

     Наглая, демонстративная вылазка новых  мононациональных террористических ответвлений в Кыргызстане вызывает беспокойство и тревогу среди населения. Она усугубляется неоднократными фактами выявления и пресечения распространения террористической и экстремистской литературы, изданной в Западной Европе.

     Широко известно также то, что распространение терроризма и наркобизнеса в центральноазиатском регионе находится в тесной взаимосвязи, поскольку наркобизнес является одним из главных источников финансирования террористических организаций. К примеру, по оценкам мировых экспертов в области контроля за оборотом наркотиков, производство опия сырца в Афганистане с 2001 года выросло в 44 раза, достигнув в 2009 году 6900 тонн (2001 год – 185-190 тонн).

     Международное сотрудничество стран Центральной  Азии и заинтересованных государств в борьбе с терроризмом и экстремизмом должно обеспечить согласованные действия, направленные, в первую очередь, на ликвидацию условий и факторов, способствующих их проявлению, особенно в Ферганской и Каратегинской долинах. Следует отметить, что терроризм, экстремизм и наркобизнес, находя поддержку и обосновываясь в районах Центральной Азии, несут угрозу для благополучного Запада и России.

     В связи с этим необходимо приложить  целенаправленные усилия на национальном и международном уровнях по всестороннему развитию регионов ЦА в экономическом и социальном плане. Здесь очень важную роль играет просвещение и религиозное воспитание широких слоев населения, в котором должны активно участвовать образованные религиозные деятели и богословы. Они призваны для разъяснения основ ислама и разоблачения всякого рода экстремистских, религиозных партий, движений, групп, прикрывающихся в своей противоправной деятельности исламом. В этой связи было бы целесообразно разработать в странах ЦА при поддержке и содействии международных донорских организаций, всех заинтересованных участников соответствующий проект и изыскать источники дополнительного финансирования.

     В борьбе с международными религиозными террористическими и экстремистскими  организациями государственная  власть обязана применять самые жесткие формы противодействия. Эти меры должны применяться и в отношении лиц способствующих и пособников. А террористы и экстремисты должны содержаться в отдельных исправительных учреждениях.

     На  сегодняшний день любая политическая власть своей главной целью должна ставить обеспечение стабильности и безопасности общества, устранение или ликвидацию существующей или потенциальной внешней и внутренней угрозы. 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ  ТЕРРОРИЗМОМ 

Конвенции и протоколы ООН по вопросам борьбы с терроризмом

1. Конвенция о правонарушениях  и некоторых других  актах, совершённых  на борту самолёта, подписана в Токио  14 сентября 1963 года.

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписана в Гааге 16 декабря 1970 года.

3. Конвенция о борьбе  с незаконными  актами, направленными  против безопасности  гражданской авиации,  подписана в Монреале 23 сентября 1971 года.

4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1973 года.

5. Международная конвенция  о борьбе с захватом  заложников, принята  Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года.

6. Конвенция о физической  защите ядерных  материалов, принята  в Вене 3 марта  1980 года.

7. Протокол о борьбе  с незаконными  актами насилия  в аэропортах, обслуживающих  международную гражданскую  авиацию, дополнение  к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписан в Монреале 24 февраля 1988 года.

8. Конвенция о борьбе  с незаконными  актами, направленными  против безопасности  морского судоходства,  подписана в Риме 10 марта 1988 года.

9. Протокол о борьбе  с незаконными  актами, направленными  против безопасности  стационарных платформ, расположенных на  континентальном  шельфе, подписан  в Риме 10 марта  1988 года.

10. Конвенция о маркировке  пластических взрывчатых  веществ в целях их обнаружения, подписана в Монреале 1 марта 1991 года.

11. Международная конвенция  о борьбе с бомбовым  терроризмом, принята  Генеральной Ассамблеей  ООН 15 декабря  1997 года.

12. Международная конвенция  о борьбе с финансированием  терроризма, принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 года.

     Основными приоритетами взаимодействия с ООН  являются вопросы борьбы с современными угрозами и вызовами безопасности, нераспространения ОМП, реконструкции  Афганистана, решения экологических  проблем, в частности, смягчения последствий катастрофы бассейна Аральского моря, социально-экономического развития, защиты и поощрения прав человека. Узбекистан является участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом и выдвигал крупные инициативы по консолидации усилий мирового сообщества в этой области. Одним из значимых является предложение об учреждении Международного центра по борьбе с терроризмом (МЦБТ).В политическом смысле идея о МЦБТ была реализована в создании Контртеррористического комитета (КТК) в рамках Совбеза ООН в соотвествии с резолюцией 1373 (2001 год).

     Законодательства  по борьбе с терроризмом имеются  и на национальном и на международном  уровнях. После терактов 11 сентября 2001 года многие страны обнаружили, что  их законодательство или вовсе не содержит специального закона о борьбе с терроризмом, или законы эти не отвечают требованиям сегодняшнего дня.

     В Европейском союзе всего лишь несколько стран имеют законы, карающие за терроризм. По мнению специалистов, наилучший закон о борьбе с  терроризмом имеет Великобритания, принятый в 2000 году. В этом законе терроризм определяется, как «угроза действием с целью повлиять на решение правительства, либо запугать людей по политическим, религиозным или идеологическим соображениям». В числе действий, попадающих под закон о терроризме,- « угроза жизни, серьезная угроза здоровью и безопасности населения, нанесение серьезного ущерба собственности».

     Несмотря  на то, что терроризм как международное  явление сформировался сравнительно недавно, мировое сообщество уже  накопило большой опыт в сфере законодательного обеспечения борьбы с ним.

Еще перед  второй мировой войной под эгидой Лиги Наций была разработана Конвенция  о создании Международного суда (1937 г.). По разным причинам договоренности не реализовывались, но были выработаны такие понятия, как «международный терроризм», «механизм преследования террористов за пределами национальных границ», «выдача террористов». В Конвенции о предотвращении терроризма и наказания за террористические действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом. Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма населения в целом.

     В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки  о предупреждении и наказании  террористических актов. В настоящее  время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действует 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море. В их числе Токийская 1963г., Гаагская 1970г. и Монреальская 1971г. Конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о защите ядерных материалов и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общественных средств. Римская конвенция 1982 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства.

     На  европейском уровне была подписана в 1977 г. и вступила в силу в 1978 г. региональная конвенция по борьбе с терроризмом. Традиционным проявлением терроризма мировое сообщество рассматривает захват заложников формой терроризма, осуждение его и предлагает международному сообществу принять меры по борьбе с ним, в том числе и посредством соответствующих законов. Международному сообществу принадлежит заслуга признания терроризма во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием. В Декларации о мерах по пересечению международного терроризма, принятой на 49 сессии Генеральной Ассамблее ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что «никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения». Особенно активизировалась международная законотворческая деятельность после терактов 11 сентября 2001 г. Сразу же 12 сентября, Советом Безопасности ООН была принята резолюция 1368.28 сентября 2001 г. Совет Безопасности принимает резолюцию 1373, фрагменты которого приводятся ниже:

Информация о работе Идеология терроризма