Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:00, доклад
Терроризм сегодня - Это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто и самой властью для достижения своих целей.
Современный терроризм выступает в форме:
- международного терроризма (террористические акты, имеющие международный масштаб);
- Внутриполитического терроризма
Еще
перед Второй мировой войной под
эгидой Лиги Наций были разработаны
Конвенция о предотвращении терроризма
и наказании за террористические действия
и Конвенция о создании Международного
суда (1937 г.). Хотя эти документы не были
приняты, однако были выработаны общие
понятия, указано на необходимость сочетания
международно-правовых норм и национальных
законодательств по борьбе с терроризмом.
Борьба
с терроризмом
в современных условиях
Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.
Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах:
- не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.
В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и в Узбекистане был
разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).
Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность,
непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных, натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает наличие политической воли и готовности высшего руководства страны к решительным действиям.
Проблему
противодействия терроризму в Узбекистане
следует рассматривать как важнейшую
общегосударственную задачу.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЗБЕКИСТАНА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ
ТЕРРОРИЗМОМ
События в мире на рубеже веков указали на международный характер терроризма, потребовали переосмысления имеющихся представлений о нем как о глобальной угрозе. В настоящее время международное сотрудничество является стержнем стратегии противодействия международному терроризму.
С актами международного терроризма Узбекистан столкнулся в феврале 1999 года. В связи с этим Узбекистан принимает активное участие в процессе борьбы с ним. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своих выступлениях с трибун международных организаций - ООН, ОБСЕ, Организации шанхайского сотрудничества, СЕАП и др. неоднократно подчеркивал необходимость усиления сотрудничества в борьбе с этим явлением в мировом масштабе.
В ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ Президент И.А. Каримов выступил с предложением создать в структурах ООН Международный Центр по борьбе с терроризмом (МЦБТ). Данная инициатива была озвучена в стенах ООН в ходе Саммита тысячелетия, прошедшего 7-8 сентября 2000 г. в Нью-Йорке.
Только после трагических событий в США 11 сентября 2001 года, точнее - 28 сентября 2001 года резолюцией №1373 (2001) Совета Безопасности ООН в его рамках был создан Комитет по борьбе с терроризмом (КБТ), наделенный большими полномочиями и в сфере пресечения финансирования международного терроризма. В деятельности этого комитета отражена концепция МЦБТ.
Во исполнение вышеуказанной резолюции СБ ООН в декабре 2001 г. и августе 2002 г. Узбекистан представил в КБТ доклады по выполнению ее положений.
В октябре 2000 года на международной конференции в Ташкенте, организованной ООН, ОБСЕ и правительством Узбекистана на тему: "Укрепление безопасности и стабильности в Центральной Азии: интегрированный подход в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и терроризмом", эксперты из 70 стран и 40 международных организаций выработали предложения по общим подходам к стратегии противодействия международному терроризму. При рассмотрении мер противодействия эксперты указывали на необходимость особого учета внешних вызовов и угроз.
Характер развития событий показывает, что многостороннее сотрудничество может стать ведущей линией в стратегии борьбы, поскольку даже очень сильное государство не может в одиночку добиться успешного результата, особенно если проанализировать информацию о том, как готовились террористические акты 16 февраля 1999 года в Ташкенте, 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и 23 октября 2002 года в Москве. Из нее следует, что финансирование, разработка и планирование, подбор исполнителей - все это происходило в разных странах.
Предпринимаемая
террористическими
В
этом смысле большое значение имеют
инструменты многостороннего
Узбекистан участвует в работе Комитета по борьбе с терроризмом при Совете безопасности ООН, в Антитеррористическом центре СНГ, проводит соответствующую работу в рамках Шанхайской организации сотрудничества, активно содействует усилиям Международной коалиции антитеррористических сил.
Для обеспечения национальной безопасности большое значение имеет принятый в декабре 2000 года Закон Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом". Следует отметить, что аналогичными документами располагают пока не все страны.
Еще в 70-е годы эксперты предсказывали, что "спор по поводу развернутого, всеобъемлющего определения терроризма будет продолжаться еще долго, и они не придут к консенсусу и не смогут внести значительный вклад в понимание терроризма". Существует около 200 определений. И ни одно из них не получило всеобщего признания. Необходимо отметить, что проблема эта предельно политизирована, а ведущийся в рамках ООН процесс выработки определения длится уже 29 лет. Отсутствие дефиниции, отражающей в полном объеме суть этого явления, кардинально повлияло на возможность выработки единого международного механизма по борьбе с терроризмом. На практике такое положение привело к различным трактовкам террористических актов. Это создало не только путаницу, но и своего рода политику двойных стандартов. Некоторые страны использовали данную ситуацию для уклонения от принятия международных обязательств по искоренению терроризма, для поиска лазеек из международных законодательных рамок.
Сегодня имеются 13 документов ООН, направленных на противодействие терроризму. Имеются в виду: 11 конвенций и два протокола. Разрабатываются проекты Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом.
В этой связи следует подчеркнуть, что Узбекистан является участником всех действующих конвенций и протоколов ООН по борьбе с терроризмом.
К сожалению,
число государств-подписантов
Угрозы
терроризма и религиозного
экстремизма в
Центральной Азии
В современном мире терроризм превратился в глобальную и, по-видимому, долговременную угрозу международной безопасности и стабильности. В мире не уменьшаются религиозные, этнические и социальные противоречия, которые являются основной питательной средой для взращивания терроризма.
По данным международных экспертов, в настоящее время в мире действует около 500 террористических организаций и групп различной религиозно-экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено около 10 тысяч терактов, в результате которых погибли несколько тысяч человек и десятки тысяч пострадали.
Проявление терроризма и экстремизма, которое в прошлом имело место главным образом на внутринациональном уровне, в эпоху глобализации стало транснациональным явлением.
Присущее
нашему времени интенсивное
В современных условиях террористические организации быстро приспосабливаются к новым решениям, меняют тактику и методы своей деятельности, умело используют экономические и социальные проблемы, религиозный фанатизм и сепаратистские настроения. При этом в последние годы они переключают внимание с прежних «труднодоступных» целей, таких как военные объекты, дипломатические и международные учреждения, на более уязвимые объекты гражданского назначения, места массового скопления мирных граждан. В результате террористические акты становятся все более изощренными, масштабными и антигуманными.
В Центральной Азии Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Исламское движение Туркестана (ИДТ) и другие террористические группировки, связанные с «Аль-Каидой», уже переориентировали свои цели на мирные объекты. Не исключено, что путем совершения терактов и диверсий на важных объектах экономики они попытаются спровоцировать дестабилизацию общественно-политической ситуации, вызвать массовые беспорядки на межнациональной почве и усилить межгосударственную напряженность, а также конфликты в регионе. Это станет возможным, если теракты будут закамуфлированы под чрезвычайные происшествия, произошедшие в результате управленческой небрежности. В подобном случае пострадавшее население и соседние государства обвинят власти данного государства в неспособности обеспечить безопасность стратегических объектов экономики, населения. Это может вызвать проведение соседними государствами контртеррористических операций уже на территории данного государства либо приведет к постоянной демонстрации ими сил и средств, что неизбежно усилит напряженность в регионе.
Нельзя
также исключать вероятности
того, что руководство
Следует отметить то, что глубинные причины терроризма кроются в политических, социально-экономических и межэтнических проблемах, особенно характерных в современных условиях для наиболее густонаселенных районов Ферганской долины. В силу географических, природно-климатических и исторических особенностей Ферганская и Каратегинская долины, куда входят территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, имеют меньшие исходные возможности для экономического, социального, а значит и политического развития. В то же время они являются удобными районами для укрытия и скрытой деятельности террористических формирований всех мастей, распространения среди местного населения их идеологии.
После ввода в 2001 году в Афганистан войск НАТО Кыргызстан предоставил свою территорию для размещения в аэропорту «Манас» военной базы, впоследствии трансформированной в Центр транзитных перевозок, тем самым став активным членом коалиции по борьбе с международным терроризмом. В результате Кыргызстан стал одним из потенциальных объектов международных террористических организаций.