Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:19, курсовая работа
Особенности социально-экономического и политического развития России первой половины XIX века, специфика различных процессов, протекающих в столицах и провинции, являются объектом пристального внимания историков. Особенности общественной и культурной жизни России второй четверти, да и всей первой половины XIX века, не без основания связывают с деятельностью "высшего культурного слоя", в среде которого возникало такое историческое явление как "декабризм".
Введение
Глава 1 Формирование идеологии декабризма
Глава 2 Идеология декабристов
Заключение
Список источников и литературы
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Кафедра истории России
ТРЕМАСОВА ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНА
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ ДЕКАБРИЗМА В РОССИИ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По специальности «История»
Научный
руководитель:
к.и.н., доцент
Задорожняя Ольга
Анатольевна
Допущено к защите:
____________ 2011
Зав. Кафедрой _______
Сургут 2011
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Формирование идеологии декабризма ……..………………… 5
Глава 2 Идеология декабристов……………………………………...…. 14
Заключение ..………………………………………………………………. 19
Список источников и литературы ……………………………………... 22
Введение
Актуальность. Особенности социально-экономического и политического развития России первой половины XIX века, специфика различных процессов, протекающих в столицах и провинции, являются объектом пристального внимания историков. Особенности общественной и культурной жизни России второй четверти, да и всей первой половины XIX века, не без основания связывают с деятельностью "высшего культурного слоя", в среде которого возникало такое историческое явление как "декабризм".
14 декабря 1825 года на сенатской площади произойдет событие, которое в будущем в отечественной историографии получит название декабрьское восстание или декабрьское вооруженное восстание. Это событие вызовет большой резонанс в обществе и в дореволюционной, советской и современной историографии исследователями будет дона различная точка зрения на это событие. Западное влияние в ту пору вполне сопоставимо с нынешним. Не разумно подвергать сомнению одно из самых заметных идеологических вторжений Запада в русскую размеренность и самобытность. Критика движения может вызвать недоверие и к другим прогрессивным теориям современности, а в перспективе и к европеизму вообще.
Декабризм включает в себя ряд проблемных аспектов, которые требуют детального их изучения. Предпосылки восстания и формирование идеологии декабристов являются актуальными аспектами в отечественной историографии, и до сих пор ведутся различные споры в отношении этих вопросов.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской империи, а в частности Петербург.
Хронологические рамки - последняя четверть XVIII века - первая половина XIX века. Время с последней четверти XVIII века до конца первой четверти XIX века является своеобразным завершенным периодом в социальной истории и истории культуры.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются процесс формирования декабризма как общественно-политической идеологии российского дворянства. Объектом исследования является дворянская идеология в России в первой четверти XIX века.
Историографический обзор. Основной круг источников, привлекаемый к изучаемой теме, представлен главным образом разного рода письменными свидетельствами декабристов и их современников. В каждом произведении мемуарного характера ярко отражается личность мемуариста, его гражданские симпатии, связи с ближайшим окружением. При изучении основных документов декабристов я использовала сборник документов по истории СССР под редакцией Федорова В.А. В этом источнике приведены статьи «Русской Правды» П.И.Пестеля. Крупным обобщающим исследованием о декабристах и их эпохе бесспорно является двухтомная монография М.В. Нечкиной «Движение декабристов», изданная в 1955 г. Основная задача монографии, как это определено её названием, состояла в том, чтобы изучить непосредственно движение декабристов, его корни, выяснить, как развивалась его идеология, как происходила смена одной декабристской организации другой, как было подготовлено и проведено восстание. У Волка С.С. представлена охранительная концепция, декабристы представлены как скопище безумцев, "чуждых нашей святой Руси", а их заговор - как "гнойный нарост на великолепном теле самодержавной России", "без корней в прошлом и перспектив в будущем".[1] Более современно обозрел движение декабристов В.А. Федоров в книге "Декабристы и их время" и "Начало освободительного движения в России". В последнее время обозначилась тенденция к пересмотру традиционно советского взгляда на декабризм, но она малопродуктивна, судя по тому, что ее энтузиасты склонны считать главными в происхождении декабризма не внутренние, российские, а внешние, европейские факторы.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблематики, связанной с декабризмом применительно к современным реалиям взаимоотношений власти и народа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Цель и задачи. Цель исследования – выявить истоки формирования идеологии декабризма в России. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: 1) проследить формирование идеологии декабристов в Российской империи первой половины XIXвека. 2) идеология декабризма.
Глава 1 Формирование идеологии декабризма
Предпосылки, обусловившие зарождение движения декабристов, коренились прежде всего в социально-экономической обстановке того времени. Социально-экономическое положение страны характеризовалось глубокими противоречиями между выросшими на новой капиталистической основе производительными силами и старыми феодальными производственными отношениями. Это противоречие нашло свое выражение в росте в недрах старой феодально-крепостнической формации новых капиталистических отношений, в разложении крепостничества. Декабристы как передовые представители своей эпохи чувствовали и понимали прогрессивность растущих капиталистических отношений и невозможность сохранения старых, феодально-крепостных. Российская действительность давала им для этого достаточно материала.
Конечно, декабристы как передовые представители своего времени не могли не замечать этих прогрессивных явлений. Они понимали, что крепостной труд являлся препятствием на пути дальнейшего развития страны.
Рост новых производительных сил выражался в это время также и в начале применения на отдельных предприятиях машин. Более широкое применение машин началось с 30-40-х годов XIX в., то есть непосредственно в период оформления декабризма, машины уже начали вводиться в хлопчатобумажной и других отраслях промышленности. В эти же годы усилился процесс замены водяных двигателей паровыми, что также способствовало повышению производительности труда. Но широкое применение машин тормозилось феодально-крепостническими отношениями, что было очевидно для декабристов, тем более, что они изучали экономическое развитие передовых капиталистических стран Европы. Аналогичные явления наблюдали они и в отношении сельского хозяйства. Одно время среди крепостников появились помещики, которые стали выписывать из-за границы сельскохозяйственные машины. К числу таких помещиков принадлежал даже Ростопчин, московский генерал-губернатор в 1812 г. Но вскоре Ростопчин, как и многие другие помещики-крепостники, пришел к выводу о нецелесообразности использования сельскохозяйственных машин, так как нельзя было успешно сочетать применение машин с крепостным трудом. Такие помещики говорили, что если применять машины, то тогда их крепостным нечего будет делать зимой. Зачем молотилка, когда можно всю зиму заставлять крепостных молотить цепами помещичий хлеб?
При крепостном труде использование машин в сельском хозяйстве не давало эффекта. Управляющий степными вотчинами Юсупова, Чугин, сообщал в 1826 г., что молотильная машина обмолачивает в один час две копны, т. е. производительность ее была весьма низкой, а веяльные машины, писал он, «оказались совсем плохи». Дело тут, конечно, было не столько в их технических несовершенствах, сколько в невозможности при крепостничестве иметь квалифицированного рабочего, работающего на основе экономической заинтересованности, а не крепостного крестьянина, работавшего на помещика в силу внеэкономического принуждения.[2]
Следовательно, для развития производительных сил в сельском хозяйстве необходимо было ликвидировать крепостничество. Но помещики-крепостники не понимали и не хотели этого понять.
Характеризуя настроение подавляющей части дворян, Якушкин писал: «Все почти помещики смотрели на крестьян, как на собственность, вполне им принадлежащую, и на крепостное состояние, как на священную старину, до которой нельзя было дотронуться без потрясения основы государства»[3]. Декабристы были противниками таких реакционных и консервативных помещиков. Помещики-крепостники в своей массе стремились получить побольше дохода не путем применения вольнонаемного труда и машин, а путем увеличения барщины, расширения своей и сокращения крестьянской запашки, путем усиления репрессий в отношении крестьян и т. д., словом, за счет повышения эксплуатации крестьян. Но этим они еще больше подрывали крестьянское хозяйство, доводя его до полного разорения и обнищания.
Крестьянские массы отвечали на это усилением борьбы против помещиков. Положение в стране обострялось, и помещичий гнет и насилие становились невыносимыми. Поэтому декабристы как передовые люди своей эпохи понимали, что сохранение крепостных отношений невозможно, и решительно выступали за отмену крепостничества. Декабристы хотя и были дворянами, но, поняв прогрессивность капитализма по сравнению с феодально-крепостническим строем, перешли тем самым на позиции буржуазной идеологии. Декабристы понимали также, что дальнейший прогресс в экономическом и политическом развитии России наталкивается на преграду в лице самодержавного строя, что необходимо устранить эту преграду.
Фактором, который способствовал созреванию и пробуждению идеологии декабристов, была Отечественная война 1812 г. Война 1812 г. свела декабристов лицом к лицу с народом, заставила их глубже вдуматься в тяжелое положение угнетенных масс. В войне 1812 г. участвовали Пестель, Якушкин, Муравьев-Апостол, Раевский, Трубецкой, позднее Рылеев и другие декабристы. Они проявили себя в этой войне храбрыми патриотами, людьми передовыми, сторонниками изменения феодально-крепостнических порядков. Декабрист Муравьев-Апостол писал: «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь ради любви к отечеству было сердечным побуждением нашим». Декабрист Михаил Фонвизин заявлял о том, что великие события Отечественной войны породили в нем готовность и желание бороться против самодержавия и крепостничества в России. Очень ярко об этом сказал декабрист Александр Бестужев: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости сперва политической, а впоследствии народной».[4]
Следовательно, война 1812 г. способствовала началу пробуждения свободомыслия среди будущих декабристов.
После изгнания Наполеона из России декабристы ждали изменений. Декабрист Штейнгель писал: «Все, казалось, предвещало эпоху, от которой начнется период внутреннего переустройства». Но ожидания не сбылись. Внутри страны декабристы наблюдали жестокие аракчеевские порядки, которые не могли их не возмущать. Декабристы столкнулись с тем, что офицеры - герои Отечественной войны 1812 г. - попадали под опалу за нарушение палочной дисциплины. Многие из них бросали военную службу. Рылеев, мотивируя свою отставку, писал: «Для нынешней службы нужны подлецы, а он таковым, к счастью, быть не может и потому уходит в отставку». Декабрист Якушкин в своих «Записках» указывал, что тогда «на каждом шагу встречались Скалозубы не только в армии, но и гвардии». Служба в гвардии стала для него «несносна».
Декабристы резко осуждали 25-летний срок службы, аракчеевские военные поселения. Декабрист Александр Беляев писал: «Закрепощение крестьян, 25-летний срок солдатской службы считались и были в действительности бесчеловечными». Декабрист Батеньков, служивший у Аракчеева, пишет, что он видел в военных поселениях «страшную картину несправедливости, притеснений, наружного обмана, низостей - все виды деспотизма». Пестель называет военные поселения ужасным игом, Рылеев подчеркивал, что «военные поселения всегда недовольны своим состоянием».[5]
Декабристы воочию наблюдали волну широко растущего возмущения среди военных поселян и среди солдат и это, несомненно, окрыляло их планы военного переворота. Хотя декабристы и были далеки от народа, но на оформление их революционной идеологии влияла также революционная борьба крестьянских масс, а она, как мы видели в предыдущей главе, нарастала.
Осуждение реакционных порядков, господствовавших тогда в стране, борьба против крепостничества, естественно, подводили декабристов к борьбе против самодержавия. Декабристы убедились, что все разговоры Александра I о преобразованиях были пустой болтовней, что Александр I оставляет незыблемым крепостной строй, и власть дворян над крестьянами. Они не могли мириться с этим и как передовые люди своей эпохи, понявшие причины экономического застоя и политической реакции в стране, встали на путь революционной борьбы против крепостничества и самодержавия.
Таким образом, видно, что движение декабристов зародилось не случайно, а имело глубокие основания в экономической и политической действительности России. На оформление революционной идеологии декабристов оказывали влияние также и их предшественники и ряд современников, которые отрицательно относились к существовавшим тогда порядкам. Показания многих декабристов ясно говорят о влиянии на оформление их взглядов лекций проф. А. П. Куницына, проф. Арсеньева, проф. Германа, произведений Княжнина, Д. И. Фонвизина, революционных стихов Пушкина, ходивших в рукописи по рукам, «Горя от ума» Грибоедова и произведений других авторов.