Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:39, реферат
Ыбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Ыбрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей.
Творчество Ибрая Алтынсарина - истоки казахской публицистики
Зарождение ядра казахской журналистики пришлось на конец XIX - начало ХХ века. Стоявшие у ее истоков просветители пытались заложить в ней лучшие качества: свободомыслие, национальное своеобразие, стремление к многообразию точек зрения. Но процесс ее формирования пошел по единому советскому типу, который нивелировал национальные подходы. И, вероятно, поэтому столь важным является возвращение к бесценным истокам, к идеям Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова, С. Торайгырова. В настоящее время существуют все необходимые предпосылки для развития полноценной и всесторонней национальной журналистики. Но для этого необходимо творчески переосмыслить опыт предшественников, адаптировать сформированные столетие назад идеалы к современности, осмыслить богатство их разностороннего творчества, чтобы идти дальше.
Несмотря на многочисленность, исследования творчества Ибрая Алтынсарина крайне мало затронули его публицистическую деятельность. Хотя общепризнанно, что наряду с Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым он является одним из основоположников публицистики. Основатель истории казахской журналистики Х. Н. Бекхожин обосновал данный факт, но во время господства идеологических догм подход к разностороннему творчеству Алтынсарина был минимально упрощен.
Следуя принципу
историзма, нельзя рассматривать жизнь
и деятельность Алтынсарина в
отрыве от его времени. Просвещение
мыслилось им как составная часть
прогресса, без которого было невозможно
развитие всей нации. Развитие образованности
не могли идти без создания собственной
печати и книгоиздания. Вместе с
тем блага цивилизации несли
для казахского народа явно выраженные
отрицательные стороны, в частности
стремление принудительной оседлости
кочевников и изъятии лучших пахотных
и пастбищных земель. Формируясь в
течение столетий, у казахов выкристаллизовалась
собственная культура, популяризатором
которой выступал и Алтынсарин. К
сожалению, общественно-политическая
обстановка того времени не представляла
собой благодатную почву для
развития национальных культур, и поэтому
мы в настоящее время воздаем
должное первым казахским просветителям
и публицистам, которые доступными
им способами способствовали ее сохранению
и укреплению. Знания, идеалы и опыт,
появившиеся в устном народном творчестве,
стали фиксироваться с
В силу того, что
еще не существовало периодики на
казахском языке, Алтынсарину приходилось
писать на русском. Он оставил разножанровое
творческое наследство, которое позже
во многом предопределило развитие казахской
публицистики. Перечитывая труды
просветителя, необходимо отметить одно
из важнейших качеств публицистики
- непосредственное обращение к читателю,
которому предлагаются воззрения на
актуальные события, причем тот может
как разделять, так и иметь
на них собственную точку зрения.
Особенность публицистики Алтынсарина
проявляется в выборе темы для
выступлений и ее разработке. Большинство
статей, вышедших из под его пера,
являют собой нравственно-
Публицистика
Алтынсарина отличается глубокой простотой,
четким пониманием вещей, образностью
мыслей и стройностью языка. Его
произведения можно отнести к
истокам нравственно-
Являясь ярчайшим
представителем в когорте дореволюционной
казахской общественной и научной
мысли, своим творчеством Алтынсарин
заложил фундамент
Вопросы исторического
прошлого и его преломления в
настоящем нельзя доказать как теорему.
Законы развития общественной жизни
и исторических процессов тесно
связаны с сознательной деятельностью
людей, живут в условиях своего времени,
которое накладывает на них особый
отпечаток, поэтому явления общественного
порядка не могут в принципе действовать
также однозначно, как законы природы
и естественных наук. Поэтому обращение
к личности Ибрая Алтынсарина, его
творчеству, эпистолярному и
В первую очередь именно эпистолярное наследие Ибрая Алтынсарина представляет особый интерес для исследований в области современной казахстанской журналистики. Фактически творчество великого просветителя представляет собой совокупность произведений, чье изначальное узкое направление переросло в масштабные обобщения и в совокупности, получило форму общественной публицистики. Именно из эпистолярного наследия как журналистика, так литература и публицистика восприняли много творческих особенностей и форм, узаконив их в письменной речи.
Рассмотрение творчества Алтынсарина выходит за тот автономный слой времени и общества, в котором ему довелось жить и творить. Истоки национальной интеллигенции и развития казахской культуры проходили в русле развития всех творческих процессов. Очень сложным явлением предстает казахская советская журналистика, которая была сформирована в течение семидесяти с лишним лет. Если в царское время казахская журналистика выступала, главным образом, как средство самовыражения элиты и интеллигенции, предлагали и обсуждали альтернативные пути развития казахского общества в условиях колониального гнета, то в советское время она стала средством и формой проведения массовой пропаганды и агитации. И при этом творчество Алтынсарина использовалась как ширма, как прикрытие различным целям. Настала пора очистить его образ от всего наносного.
Отсутствие газет
и журналов в Казахстане в середине
XIX в. неизбежно приводило к
Ибрай Алтынсарин
ввел в оборот целый пласт нравственно-