Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:52, реферат
Прошло уже 120 лет с того времени, как умер Ибрай Алтынсарин, но это имя не забыто до сих пор. Деятельность Ибрая Алтынсарина положила начало образованию в Казахстане. На его счету множество научных работ и открытий в области просвещения. Его бесценные труды и по сей день используются процессе обучения.
1. Введение стр. 3
2. Глава I. Биография стр. 4
3. Глава II. Роль в истории стр. 5-6
4. Глава III. Достопримечательности улицы стр. 7
5. Список используемой литературы стр. 8
6. Приложение стр.9-11
Министерство
образования и
науки Республики
Казахстан
Международная
Академия Бизнеса
Кафедра
«Экономики и общественных дисциплин»
На
тему: Ибрай Алтынсарин
Алматы, 2008
План:
1. Введение стр. 3
2. Глава I. Биография стр. 4
3. Глава II. Роль в истории стр. 5-6
4. Глава III. Достопримечательности улицы стр. 7
5. Список используемой литературы стр. 8
6.
Приложение стр.9-11
Введение
Прошло уже 120 лет с того времени, как умер Ибрай Алтынсарин, но это имя не забыто до сих пор. Деятельность Ибрая Алтынсарина положила начало образованию в Казахстане. На его счету множество научных работ и открытий в области просвещения. Его бесценные труды и по сей день используются процессе обучения.
Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения. Но Ибрай не только педагог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т. д. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма.
В первой главе данного реферата – «Биография» кратко изложены основные моменты жизни Ибрая Алтынсарина. Сведения о его семье. Подробно описаны занимаемые им в течении жизни должности и время работы.
Вторая глава – «Роль в истории» содержит в себе информацию о вкладе И.Алтынсарина в историю нашей страны. Кратко описаны учебные пособия, оставленные автором. Описана его работа в открытых им школах. А также многие другие заслуги Алтынсарина перед народом и страной.
Третья глава – «
I.Биография
Задачи. В данной главе моей задачей является рассказать о жизни педагога, подробно описать места его работы. Также будет упомянута медаль имени Алтынсарина, которая выдается педагогам.
Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Ибрай рано лишился отца, и воспитывался у своего деда - известного бия Балгожи Жанбуршина. В 1850 году Балгожа - би определил Ибрая в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Алтынсарин успешно окончил ее в 1857 году и в течение трех лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии.
Некоторые время Алтынсарин
В 1879 году Алтынсарин получил
назначение на должность
В 1883 году Алтынсарин переехал
в Николаевский (Кустанайский) уезд.
В родном местечке в
И. Алтынсарин скончался 17 июля
1889 года и был похоронен по
- казахскому обычаю при
Через 94 года после его кончины благодарные последователи обратились с просьбой к правительству об учреждении медали в честь выдающегося педагога. 8 февраля 1983 года такая медаль была учреждена. Ею до сих пор награждаются учителя Казахстана, особо отличившиеся на профессиональном поприще.
II. Роль в истории
Задачи. В этой главе моей задачей является описать все заслуги Алтынсарина перед страной и народом, среди них: трактовка ислама, написание казахского алфавита и другие. Подробно будут описаны открытые им школы и его деятельность в них.
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско - киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Кустанайское двухклассное русско-казахское училище. В первый год здесь обучалось 35 детей, через год уже 55, потому как с 1885 года в состав учеников школы кроме казахских мальчиков стали входить и дети русских поселенцев Кустаная. На содержание училища ежегодно отпускалось 3581 руб. 40 коп. из государственного казначейства, и 850 руб. из общественных сумм. Здание школы было построено из добротного красного жженого кирпича. Состояло из трех классных комнат, двух спален, столовой, «людской», больничной комнаты, мастерской. При школе имелись две квартиры для учителей, баня, каретник, погреб, сад. В закладке сада принимал участие сам И. Алтынсарин. Долгое время сад из акаций, сирени и молоденьких сосен был самым лучшим садом в Кустанае.
В 1897 году при училище открылся педагогический класс, который позднее преобразовался в двухлетние педагогические курсы с интернатом. Курсы представляли собой учительскую школу «упрощенного типа», подготавливали учителей начальных училищ и аульных школ.
Сейчас на этом месте сооружен мемориальный музей, открытый в 1991 году к 150-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина, одна часть которого является копией той школы.
Школы, созданные Алтынсариным, после его смерти продолжали существовать, но развитие получить они не смогли. Новая станица в истории школ И. Алтынсарина открылась после победы Октября: они были преобразованы в советские трудовые школы. Одна из таких школ на родине И. Алтынсарина, в г. Кустанае, - в 20-е годы была передана в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизована в школу - коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной - преобразована в среднюю школу с пансионом для воспитанников. Ей было присвоено имя ее основателя Ибрая Алтынсарина.
Много труда вложил И.
Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.
Около трех лет потратил И. Алтынсарин на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Еще до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин приступил к составлению учебных пособии для учащихся русско - казахских школ. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку". Обе книги И. Алтынсарина занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу.
Большую художественную, историческую
и познавательную ценность
Существенным элементом
На основании вышесказанного мы можем
сделать вывод о том, что вклад Алтынсарина
в историю огромен. Этот человек практически
положил начало образованию в Казахстане,
оставил большое количество пособий и
трудов, которые до сих пор используются
в школах и высших учебных заведениях.
III. Достопримечательности улицы
Задачи. В данной главе я поставила задачу – рассказать об истории улицы и её наиболее значимых объектах.
5 мая 1962 года, проспект, тогда еще не вполне сложившийся и обустроенный, был наречен в честь пятидесятилетия главной газеты коммунистов Советского Союза. Его геофизическая прямолинейность, ровность, архитектурное убранство и простор в полной мере отвечали текущему моменту бурно развивающейся страны, слову "Правда" и желаниям всех советских алма-атинцев. Надо сказать, что нынешний вид микрорайоновского проспекта остается неизменным вот уже сорок пять лет. Именно таким его представляли архитекторы-проектировщики, придумавшие крупнопанельные дома – жилище пролетариата времен наглухо победившего социализма. На карте он обозначен со строгой выверенностью: протяженность – 2800 метров, проезжая часть с четырехполосным движением, тротуары, бульварная зона, зеленые насаждения. Началом магистрали определили Т-образный перекресток с улицей Маречека на севере, там где уже строился АХБК, а южной оконечностью – слияние с улицей Жандосова. Таким образом, алма-атинцы смогли, следуя из поселка Верхняя Каменка и минуя городские светофоры, проезжать транзитом до тогдашней улицы Ташкентской, а позже до Рыскулова и Северного полукольца. На проспекте было решено построить кинотеатр "Сары Арка", детскую больницу № 2 и поликлинику, предприятия службы быта и административные здания. К западу от проспекта соорудили базар, или как тогда говорили "Колхозный рынок", сейчас это рынок «Сары Арка», а также заложили парк. Вся эта микрорайоновская инфраструктура существует и поныне. Позже был построен Дворец культуры Алматинского хлопчатобумажного комбината (ныне драматический театр юного зрителя имени Н.Сац) и штаб Среднеазиатского военного округа (ныне Военный институт радиоэлектроники и связи МО РК). Существенных перемен ни на проспекте, ни в микрорайонах в целом за эти годы не произошло.