Художественная культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:13, реферат

Краткое описание

Цель работы: В своем реферате я хотела раскрыть, чем и как жили в Древнем Египте. Какие сооружения воздвигали, какие из них сохранились, в чем была их особенность. Какие каноны существовали. Чем жил народ.
Задачи: Я думаю, что это все можно раскрыть, только описав жизнь народа. Описать их архитектуру. Показать, как все строилось и с каким целем египтяне возводили то, или иное сооружение.

Оглавление

Введение стр.3
Глава 1.Архитектура Древнего Египта стр.4
1.1 Пирамиды – «Жилища вечности» фараонов стр.4
1.2 Скальные храмы и гробницы стр.5
Глава 2.Изобразительное искусство Древнего Египта стр.6
2.1 Скульптурные памятники стр.6
2.2 Рельеф стр.7
2.3 Сокровища гробницы Тутанхамона стр.8
Глава 3.Музыка Древнего Египта стр.9
3.1 Музыка, театр и поэзия стр.9-10
Список использованной литературы стр.11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.24 Кб (Скачать)

МБОУ «Аитковская  СОШ»

 

 

РЕФЕРАТ

 

Художественная  культура Древнего Египта                              

 

 

 

 

                              

 

                              Выполнила: ученица 10 класса Байсакина Венера

Хамисовна.

                                 Руководитель: Абзалимова  Лидия  Нурисламовна.                                              

 

 

 

 

 2012, Аитково.

             

 

Содержание:

Введение                                                                                                     стр.3

Глава 1.Архитектура Древнего Египта                                               стр.4

        1.1 Пирамиды  – «Жилища вечности» фараонов                      стр.4

        1.2 Скальные  храмы и гробницы                                                  стр.5

Глава 2.Изобразительное искусство Древнего Египта                  стр.6

        2.1 Скульптурные  памятники                                                         стр.6

        2.2 Рельеф                                                                                           стр.7

        2.3 Сокровища  гробницы Тутанхамона                                       стр.8

Глава 3.Музыка Древнего Египта  стр.9

        3.1 Музыка, театр  и поэзия стр.9-10

Список использованной литературы                                                   стр.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цель работы: В своем реферате я хотела раскрыть, чем и как жили в Древнем Египте. Какие сооружения воздвигали, какие из них сохранились, в чем была их особенность. Какие каноны существовали. Чем жил народ.

Задачи: Я думаю, что это все можно раскрыть, только описав жизнь народа. Описать их архитектуру. Показать, как все строилось и с каким целем египтяне возводили то, или иное сооружение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Архитектура Древнего Египта

Особенности религии сформировали совершенно уникальный характер архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века. В архите6ктурных сооружения использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов горизонтальных плит перекрытия , пилоны в виде трапеции. Здесь были созданы определенные типы колонн, напоминающие связки папируса, пальмовые ветви, деревья. Капители колонн оформлялись в виде бутона или раскрывшегося цветка лотоса, папируса, пальмовых ветвей или женской головы.

    1. Пирамиды – «Жилища вечности» фараонов.     

До настоящего времени ученые спорят о способах возведения этих гигантских сооружений. Многое в строительстве  пирамид до сих пор остается загадкой. Их сооружали с учетом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства.

К сожалению, большинство пирамид  разрушено. Лучше всего сохранились  знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе.

Пирамида Хеопса имела вначале 146 м высоты, теперь она достигает лишь 137м, а на месте ее вершины образовалась площадка шириной в 10 м. Грани пирамиды обращены к четырем сторонам света, вход в гробницу расположен на северной стороне, на высоте 16 м над землей. Где-то посередине одной из сторон находился камень, сдвинув который можно было попасть через длинный извилистый коридор в саркофаг – «жилище вечности» фараона. Угол наклона пола коридора равняется углу, под которым была видна Полярная звезда, куда, по представлению египтян, отправлялись души умерших. Архитектор этой пирамиды Хемиун.

  Назначение пирамид двойственно. С одной стороны, они должны были принять и скрыть тело умершего царя, избавить его от тлена. С другой – вечно славить могущество фараона и напоминать о его существовании всем грядущим поколениям.

Всякий, кто приближался к этим рукотворным горам, испытывал чувство  подавленности их мощью, осознавал собственную ничтожность.

  В настоящее время пирамиды Хефрена – единственная, сохранившая полированную облицовку. Ее высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне. Меньшая из них – пирамида Микерина – достигает 66 м в высоту. Ее окружают еще меньшие пирамиды-спутницы, служащие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших  родственни-

ков.

Пирамида являлась не только надгробным памятником, но и настоящим домом, «жилищем вечности» фараона, а потому в нее клали все необходимое  для его повседневной жизни: одежду, утварь, мебель, повозки и украшения. Рядом с саркофагом помещали статуэтки  слуг – ушебти («ответчиков»), которые должны были прислуживать фараону в загробной жизни.

    1. Скальные храмы и гробницы.

Долгое время архитектура сохраняла  каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство  заупокойных храмов и скальных гробниц  в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего внутреннего убранства. Храмы-святилища  особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик  Египта в этот период. Наиболее примечательны  сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы – бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности – один или несколько гипостильных залов и святилище.

Главным святилищем монументального  ансамбля в Карнаке является древний  храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой  в мире храм с колоннами, состоящий  из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял  землю, а раскрашенный в темно-синий  цвет потолок – небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого было колоннада, имеющая 260 м в длину. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами.

На левом берегу Нила, в горах  за Фивами, простираются долины, самая  знаменитая из которых – Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.

В начале XV в. до н.э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельной.

Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. Вход охраняют две величественные статуи бога Гора.

Глава 2. Изобразительное искусство Древнего Египта

2.1Скульптурные памятники.

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют  первоначальную форму каменной глыбы  или куска дерева, из которого она  высечена. В традиционных статуях  сидящих писцов столь же часто  обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону – своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традиций, и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших — ка, в которых сложились портретного искусства Египта. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем  Царстве строго следовали определённому  количеству канонизированных типов. Особенное  распространение получили стоящие  фигуры с выдвинутой вперед левой  ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип  статуи писца. В связи с ритуальными  целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру  век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей.

2.2 Рельеф и фрески 

  Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью. Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто — на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона. Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. Перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну линию по типу фриза таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчеркнут обобщенным контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы.В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю ее строгую и гладкую поверхность.

 

 

2.3 Сокровища  гробницы Тутанхамона  

       Гробница Тутанхамона расположена в Долине Царей, и это единственная почти     не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.  
В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

В 1912 году германским археологом Людвигом Борхардтом в мастерской скульптора Тутмоса вэль-Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры.Первоначально её бюст обнаружила команда египтолога Л.Борхарда и увезла в Германию (где ныне и хранится); чтобы скрыть её от египетской таможни его специально вымазали гипсом. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть». Вывезенный в 1913 году в Германию, уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине. Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала его обратно в Египет, но Германия отказались его возвращать, тогда египтологам Германии были запрещены археологические раскопки. Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Египет официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю  «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока не известно — было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующая доделка улучшала неточности первоначальной работы… Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Информация о работе Художественная культура Древнего Египта